Найти в Дзене
KinoBugle.ru

Что хотели вырезать из первого советского эротического фильма, который стоил режиссеру карьеры?

Он снял «Белорусский вокзал» в 29, и стал любимцем советского кино. Но следующий фильм Андрея Смирнова всё перечеркнул. Осенью 1974 года режиссер Андрей Смирнов снял в Карелии фильм «Осень» - по собственному сценарию под рабочим названием «Рябина - ягода нежная». Главные роли исполнили его тогда еще супруга Наталья Рудная и Леонид Кулагин. Простая история бывших влюбленных, решивших провести несколько дней вместе под видом супругов, внезапно стала, по версии Госкино, первым эротическим фильмом в истории советского кино. Фильм был снят всего за три месяца, но путь к зрителю занял полтора года. И то - только «третьим экраном», без рекламы, без рецензий, с малым количеством копий. В Москве фильм был запрещен, в Свердловске снят с проката. «Осень» обсуждали на совместной коллегии Госкино и Союза кинематографистов. Госкино и худсовет постановили: любовь без морали, романтизация измены и откровенная сцена - это недопустимо. Фильм прямо называли «порнографией», героиню Натальи Рудной - амор

Он снял «Белорусский вокзал» в 29, и стал любимцем советского кино. Но следующий фильм Андрея Смирнова всё перечеркнул.

Осенью 1974 года режиссер Андрей Смирнов снял в Карелии фильм «Осень» - по собственному сценарию под рабочим названием «Рябина - ягода нежная». Главные роли исполнили его тогда еще супруга Наталья Рудная и Леонид Кулагин.

-2

Простая история бывших влюбленных, решивших провести несколько дней вместе под видом супругов, внезапно стала, по версии Госкино, первым эротическим фильмом в истории советского кино.

Фильм был снят всего за три месяца, но путь к зрителю занял полтора года. И то - только «третьим экраном», без рекламы, без рецензий, с малым количеством копий. В Москве фильм был запрещен, в Свердловске снят с проката.

-3

«Осень» обсуждали на совместной коллегии Госкино и Союза кинематографистов. Госкино и худсовет постановили: любовь без морали, романтизация измены и откровенная сцена - это недопустимо.

Фильм прямо называли «порнографией», героиню Натальи Рудной - аморальной, а саму историю - враждебной социалистическим ценностям.

Сергей Герасимов назвал сцену с обнаженной героиней «спекуляцией» и заявил:

«Андрюш, что с тобой?.. Нашел, что героев раздеть… Одетая женщина - вот это новаторство!»

Смирнов вспоминал, что ему приказали убрать:

  • сцену в пивной - сюжетную кульминацию фильма;
-4
  • ВСЕ КАДРЫ, где показана интимность героев, намеки на внебрачную связь и разговоры о чувствах, не связанные с общественными идеалами.
-5
«Но если убрать сцену в пивной, - пояснил тогда режиссер, - весь эмоциональный смысл фильма теряется».

Смирнов написал отчаянные письма в ЦК КПСС, союз кинематографистов и авторское агентство. Требования немного смягчили: «Вырежи хоть что-нибудь!»

Смирнов сделал вид, что выполнил приказ, однако не удалил ни одного кадра.

Фильм-таки вышел, но с минимальным тиражом - буквально 20–30 копий, без проката в крупных городах.

Андрей Смирнов утратил возможность снимать: вплоть до конца СССР он остался без режиссерских проектов - занялся сценарием и видео‑сюжетами, вернувшись в режиссуру лишь в начале нулевых.

Андрей Смирнов, начало 2000-х
Андрей Смирнов, начало 2000-х

Сегодня фильм называют камерным, глубоко интеллигентным и этически смелым, сравнивают со «Сценами из супружеской жизни» Бергмана.

Кадр из фильма «Сценаы из супружеской жизни» (1974)
Кадр из фильма «Сценаы из супружеской жизни» (1974)

Сам Ингмар Бергман метафорически назвал фильм Смирнова «шедевром камерной музыки», сравнив структуру и атмосферу фильма с камерной музыкой.

Иными словами - шедевром интимного, тонкого искусства, где важна не громкость, а глубина переживания.

Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru

◀️К нам - в Телеграм!

ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: