В этом году в России будет юбилейный декабрь - 14 (26) декабря 1825 года произошло декабрьское восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Это было первое антимонархическое восстание и первая попытка отменить крепостное право. Плохо организованное и потерпевшее неудачу, это восстание, однако, не оказалось бесплодным. Прогрессивные гражданские идеи и высокий нравственный порыв декабристов были унаследованы следующим поколением мыслителей и деятелей - среди них были Герцен, Огарёв, Белинский и многие другие.
Часть декабристов были казнены, многие сосланы на каторгу - но идеи декабристов не были уничтожены, и дамокловым мечом нависали над самодержавием до самого его падения в 1917 году. Только после этого справедливость восторжествовала, и прогрессивная роль декабристов наконец-то могла быть признана вслух. Декабристам стали посвящать книги и кинофильмы, ставить памятники и называть в их честь улицы. Сегодня декабристов тоже иногда вспоминают - но уже в другом ключе. Времена времена изменились, в России был реставрирован капитализм, и декабристы вновь стали "врагами государства". Теперь они преподносятся и как истеричные фанатики, и как коварные честолюбивые злодеи, и как несмышлёные заблудшие души и даже как фашисты.
В связи с этим хочется вспомнить наиболее деятельного и последовательного декабриста - Павла Ивановича Пестеля, полковника, руководителя "Южного тайного общества", автора "Русской правды". Тем более, что недавно ему был посвящён выпуск "Исторического ликбеза" на "Радио Sputnik", где историк Борис Кипнис вновь преподнёс слушателям знакомый нарратив про "аморального революционера" Пестеля. Что же мы узнали?
Павел Иванович Пестель - этнический немец, чей род переехал в Россию в конце 17 века. Род был богатый и знатный, отец Павла Ивановича был крупным чиновником, занимавшим долгое время пост генерал-губернатора Сибири. В детстве и юности Павел Иванович получил широкое образование, владел несколькими языками, читал книги французских и римских мыслителей по вопросам государства и права.
Имея высокое происхождения и богатого родителя, Пестель прошёл обучение в элитном Пажеском корпусе. Полностью прошёл Отечественную войну - от начала войны и вплоть до её завершения в ходе заграничных походов 1813-1814 годов. В ходе Бородинского сражения был ранен, награждён золотой шпагой за храбрость, впоследствии неоднократно награждался и другими наградами.
После завершения наполеоновских войн Пестель продолжил военную службу. В 1821 году он получил чин полковника и Вятский пехотный полк под своё командование. Полк пребывал в расстроенном состоянии - но в течение года Пестель привёл его в образцовое состояние. За это он удостоился похвалы от самого императора Александра I - по проведении смотра в 1823 году последний отметил хорошее состояние полка словами: "Превосходно, точно гвардия". В награду Пестель также получил 3000 десятин земли без крестьян.
В 1821 году в России Пестель впервые формулирует свою идею о необходимости установления в России республики взамен монархии. Это происходит на фоне подавления восстаний в военных поселениях в Чудово и в Чугуеве. К сожалению, больше о военных поселениях Кипнис не упомянул ни слова - а зря. Во время Отечественной войны крестьяне сплотились вокруг императора и аристократии и помогли одолеть Наполеона - в награду за это после победоносной войны их стали эксплуатировать ещё сильнее, добавив к их и без того тяжёлым крестьянским обязанностям военную муштру. Хороший урок, так сказать.
Из идеи о необходимости республики Пестель вывел идею о необходимости защиты от реставрации монархии - и защиту от этого он увидел в том, чтобы полностью ликвидировать императорскую фамилию. По выражению Кипниса, "он снял с себя все моральные ограничения", "он повёл себя не как политик". "Россия становится республикой, а для того чтобы назад нельзя было повернуть истребляется вся императорская фамилия" - эту реплику господин историк произнёс с такой до боли знакомой интонацией, что где-то далеко за океаном несомненно икнул Эдуард Радзинский. "И дети и жёны - чтобы никого не осталось, кто бы мог претендовать. Выжечь место это!" - театрально завершает Кипнис. Что тут скажешь? О высоких моральных ограничениях монарших особ история человечества хранит множество преданий. Предыдущая статья на канале - как раз об одном из них.
Тут, наверное, следует добавить: а что считалось в это время моральным? Как вели себя те, кто не снял с себя "все моральные ограничения"? Вот например эпизод подавления Чугуевского восстания, которое вскользь упомянул Кипнис:
По приезде в Чугуев граф Аракчеев устроил судебное разбирательство, в результате которого 275 человек приговорили к смертной казни, затем заменили этот приговор наказанием шпицрутенами – прусским наказанием, применяемым в русской армии. Приговоренных раздели до пояса, привязали к двум ружьям и протаскивали сквозь строй солдат, которые держали длинные березовые прутья. Каждый солдат хлестал прутом по спине бунтовщика. Сначала предполагалось, что каждый из приговоренных пройдет 12 раз сквозь строй из тысячи человек, но Аракчеев решил применить это наказание лишь к сорока зачинщикам, надеясь, что этот ужасный пример заставит остальных раскаяться и попросить пощады. Однако поселенцы были так ожесточены, что наказание не повлияло на остальных заключенных, несмотря на его жестокость и публичность. Многие бунтовщики умерли во время этого наказания. Один солдат, навестивший своих товарищей в госпитале, после того как их прогнали сквозь «зеленую улицу», так это называлось среди солдат, рассказывал: «только по головам можно было догадаться, что это люди, а не разделанное мясо».
Далее Кипнис переходит к разбору предлагавшейся Пестелем аграрной реформы. "Крепостное право упраздняется. Крупное и частично среднее землевладение ликвидируется. Оставить только мелкопомещичье землевладение. Крестьян наделить землёй - но каким образом? Разрушить все границы поместий.... слив все поля и луга в единый массив, а потом делить на равное количество наделов..., предоставив возможность каждому крестьянину получать от одного до шести наделов". С современной точки зрения выглядит наивно, но на фоне действоваших в то время порядков - не так уж плохо. За одну только отмену крепостного права Пестелю следовало бы поставить памятник. Так в чём же проблема?
А в том, согласно Кипнису, что "он разрушает границы поместий и тем самым он разрушает границы крестьянских наделов - то есть сформировавшиеся ВЕКАМИ границы землепользования... Это, конечно, крестьянам явно не может понравиться". Видимо, бунтовали крестьяне только от помутнения рассудка, а в нормальном состоянии им "явно нравились" рабское положение, продажа их подобно скоту, голод, военные поселения и шпицрутены. О каких ВЕКАМИ сформировавшихся границах землепользования говорил господин историк также не совсем понятно. Передел земли происходил постоянно - люди рождались и умирали, их численность менялась, а с ней менялось и количество необходимой им земли для прокорма. Да в ходе той же реформы с военными поселениями какие только "ВЕКАМИ сформированные границы" ни менялись!
С мелкими землевладельцами поступали ещё проще: при поселении гренадерского графа Аракчеева полка находившиеся поблизости от военного поселения земли чудовских ямщиков были отобраны в казну, а ямщикам отвели соответствующее количество земли в другом месте. При устройстве военных поселений в Слободско-Украинской губернии 59 мелких землевладельцев должны были перенести свои дома из пределов округа, причём казна выдала им небольшое вознаграждение за перенос домов и за принадлежавшие им лесные дачи. Из города Чугуева были выселены жившие там иногородние купцы, причём принадлежавшие им дома, лавки, сады и огороды были оценены особой комиссией. За дома, которые начальство находило нужным приобрести для военного поселения, казна выдавала 4/5 оценочной суммы, ввиду того, что владельцы «воспользуются выгодой получения вдруг наличных денег», а за дома, ненужные для военного поселения, казна выдавала всего 1/5 оценочной суммы.
Чем хочется подытожить этот разбор. Безусловно, реформы Пестеля нельзя назвать выверенной и научно обоснованной программой - что и неудивительно, т.к. в одиночку такую не напишешь, а широкое обсуждение было на тот момент невозможно. Но направление в сторону прогресса он уловил абсолютно правильно - отмена крепостного права, преобразование рабовладельческого общества в общество гражданское, основание республики и ликвидация монархии, защита от реставрации монархии. Какими чудовищными разрушениями и деградацией может обернуться реставрация предыдущей экономической формации - мы теперь знаем не понаслышке на своём опыте. И трудно винить Пестеля за готовность пойти на всё ради того, чтобы подобное предотвратить.
Будучи этническим немцем, Пестель проявил к судьбе русских крестьян многократно больше участия, чем русский Аракчеев. Будучи богатым аристократом, он не дрожал за свои сословные привилегии и был готов пожертвовать ими ради общего блага. Будучи настоящим боевым офицером, он не искал придворной славы, не боялся потерять свои награды и положение в обществе - для него существовали ценности более высокого порядка, нежели золотая шпага или похвала императора.
Пестелю не довелось принять участие в декабрьском восстании и сделать хотя бы один выстрел. Он был арестован по доносу предателя и доставлен в Петербург. 11 июля 1826 года, после полугода заключения и следствия, Пестель был приговорён к четвертованию, заменённому повешением. 13 (25) июля 1826 года казнён на кронверке Петропавловской крепости на Артиллерийском острове.
Свою смерть Пестель встретил хладнокровно, с большим присутствием духа. По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал:
«Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно».
Именно так оно и произошло 92 года спустя.