Найти в Дзене
Функция Архитектура

Хелен Макниколл. Влияние и значение. Поразительный контраст.

Хелен Макниколл, "Открытая дверь", 1913, холст, масло, 76,2 х 63,5 см, частная коллекция. При ближайшем рассмотрении работы Макниколл кажутся несколько неудобными из-за стереотипных "женских" или "домашних" сюжетов, и в ее некрологе в "Сатэдей Найт" отмечается, что она "являла собой разительный контраст с преобладающим стереотипом женщины-художника". Кристина Юно утверждает, что традиционные представления о женственности и частной сфере расходятся в некоторых местах на картинах Макниколл — например, в "Тени дерева", 1914 года, с отсутствием контакта между женщиной и ребенком; в "Интерьере", около 1910 года, с отсутствием предполагаемой женщины в домашнем пространстве; и в обеих версиях "Платья в викторианском стиле" 1914 года, с немодным платьем. "В этих первых примерах есть что-то неуловимое, но ощутимое, - пишет она, - что подтверждает идею о том, что женственность не всегда присуща миру, который представляет себе Макниколл". Гунно предполагает, что ранняя потеря слуха Макниколл мож
Хелен Макниколл, "Открытая дверь", 1913, холст, масло, 76,2 х 63,5 см, частная коллекция.
Хелен Макниколл, "Открытая дверь", 1913, холст, масло, 76,2 х 63,5 см, частная коллекция.

При ближайшем рассмотрении работы Макниколл кажутся несколько неудобными из-за стереотипных "женских" или "домашних" сюжетов, и в ее некрологе в "Сатэдей Найт" отмечается, что она "являла собой разительный контраст с преобладающим стереотипом женщины-художника". Кристина Юно утверждает, что традиционные представления о женственности и частной сфере расходятся в некоторых местах на картинах Макниколл — например, в "Тени дерева", 1914 года, с отсутствием контакта между женщиной и ребенком; в "Интерьере", около 1910 года, с отсутствием предполагаемой женщины в домашнем пространстве; и в обеих версиях "Платья в викторианском стиле" 1914 года, с немодным платьем. "В этих первых примерах есть что-то неуловимое, но ощутимое, - пишет она, - что подтверждает идею о том, что женственность не всегда присуща миру, который представляет себе Макниколл".

Гунно предполагает, что ранняя потеря слуха Макниколл может частично объяснить ощущение тишины и отстраненности, которое проявляется во многих ее работах. Фигуры не взаимодействуют друг с другом и не соединяются со зрителем, отвечая на наш взгляд. Женщины и дети кажутся запертыми в своих собственных внутренних мирах. В качестве альтернативы, мы могли бы рассмотреть едва заметный дискомфорт Макниколл по поводу традиционных представлений о женственности. Хотя нет убедительных свидетельств о точном характере отношений Макниколл с Доротеей Шарп, кажется очевидным, по крайней мере, что она решила вести жизнь, которая не включала брак и собственных детей, предпочтя вместо этого общение с другой женщиной.

Пожалуй, самым ярким примером такого дискомфорта, вызванного традиционным дискурсом о белой буржуазной женственности, является картина Макниколл "Открытая дверь", написанная в 1913 году. На картине, написанной в тот же год, когда ее избрали в престижное Королевское общество британских художников, изображена одинокая женщина, полностью одетая в белое, шьющая белую ткань на фоне открытой двери. Использование одних и тех же оттенков белого, серого, серебристого и бежевого на платье, скатерти, стенах, столе, зеркале и полу затрудняет определение того, где заканчивается один предмет и начинается другой, создавая впечатление, что все в комнате, включая женщину, естественно вписывается в общую картину и пространство. Но "Открытая дверь" также содержит знаки, которые указывают на неловкость художницы перед этой естественной домашней обстановкой, наиболее отчетливо проявляющуюся в двери, ведущей во внешний мир, странности зеркала, которое ничего не отражает, неуверенности в том, что именно шьет женщина, и необычности ее позы. Название работы также указывает на мир возможностей: женское пальто и шляпа висят на двери, готовые к надеванию. В целом, картина служит метафорой расширения доступа женщин к миру искусства и разрыва между жизнью, ожидаемой от белой женщины класса Макниколл, и той жизнью, которой она жила на самом деле.

Лично для меня это конечно же абсолютно вермееровский сюжет в хаммерсхёевской постановке, но импрессионистском исполнении Макниколл - девушка занята классическим шитьём (символ ожидания) возле открытой двери (символа ожидания), рядом с зеркалом без отражения, которое является атрибутом женского гадания и "дверью в иной мир" (символом опять же ожидания), даже свеча с чайником на это прямо указывают. Эта работа менее всего похожа на её популярные сюжеты, менее заметна на их фоне и, значит, будет определённо выбрана мной как одна из самых лучших. Не могу также обратить внимание на неимоверно модернистские массы в построении композиции: дверь 1\5 по вертикали + проём 1\2 по вертикали + тумба 1\4 квадратом + зеркало 1\8 квадратом + девушка 1\4 по вертикали.

Влияние и значение: