Найти в Дзене
Функция Архитектура

Хелен Макниколл. Влияние и значение. Женственность и домашний уют.

Хелен Макниколл, "Время вишен", 1912 год, холст, масло, 81,7 х 66,4 см, Канадская художественная коллекция Макмайкла, Кляйнбург. Сегодня Макниколл известна прежде всего как художница, создающая нежные импрессионистические изображения женщин и детей. Критики и искусствоведы сравнивают ее с другими художницами-импрессионистками, особенно с Бертой Морисо (1841-1895) и Мэри Кэссетт (1844-1926) - связь между Макниколл и Кэссетт была установлена рецензентом монреальской газеты "Лё Девуар" еще в 1913 году. Интерес этих художниц-импрессионисток к преходящим качествам повседневной современной жизни проявляется в их стремлении запечатлеть сцены из современной буржуазной жизни в частных гостиных и садах дома, а не в общественных местах современного города. Хелен Макниколл, "Этюд с ребенком", 1900 год, холст, масло, 61 х 50,8 см, Монреальский музей изобразительных искусств. Гризельда Поллок и другие ученые утверждали, что женщины-импрессионистки писали домашние сцены не потому, что были биологич
Хелен Макниколл, "Время вишен", 1912 год, холст, масло, 81,7 х 66,4 см, Канадская художественная коллекция Макмайкла, Кляйнбург.
Хелен Макниколл, "Время вишен", 1912 год, холст, масло, 81,7 х 66,4 см, Канадская художественная коллекция Макмайкла, Кляйнбург.

Сегодня Макниколл известна прежде всего как художница, создающая нежные импрессионистические изображения женщин и детей. Критики и искусствоведы сравнивают ее с другими художницами-импрессионистками, особенно с Бертой Морисо (1841-1895) и Мэри Кэссетт (1844-1926) - связь между Макниколл и Кэссетт была установлена рецензентом монреальской газеты "Лё Девуар" еще в 1913 году. Интерес этих художниц-импрессионисток к преходящим качествам повседневной современной жизни проявляется в их стремлении запечатлеть сцены из современной буржуазной жизни в частных гостиных и садах дома, а не в общественных местах современного города.

Хелен Макниколл, "Этюд с ребенком", 1900 год, холст, масло, 61 х 50,8 см, Монреальский музей изобразительных искусств.
Хелен Макниколл, "Этюд с ребенком", 1900 год, холст, масло, 61 х 50,8 см, Монреальский музей изобразительных искусств.

Гризельда Поллок и другие ученые утверждали, что женщины-импрессионистки писали домашние сцены не потому, что были биологически склонны к "женским" сюжетам, а потому, что они были ограничены социальными стандартами того времени. В конце XIX века теория "отдельных сфер" утверждала, что женщины из среднего класса были связаны с частной сферой дома, в то время как мужчины были связаны со сферой общественной жизни. Макниколл было бы неуместно рисовать сцены современной парижской жизни, подобные тем, что рисовал ее коллега, канадский импрессионист Джеймс Уилсон Моррис (1865-1924). Скорее всего, женщины-художницы рисовали сюжеты из своей жизни, часто используя в качестве моделей своих подруг, матерей, сестер и детей.

Берта Моризо, "Колыбель", 1872, холст, масло, 56 х 46 см, Музей Орсе, Париж.
Берта Моризо, "Колыбель", 1872, холст, масло, 56 х 46 см, Музей Орсе, Париж.
Фотография страницы из альбома Макниколл, 1900 год, частная коллекция, Эктон.
Фотография страницы из альбома Макниколл, 1900 год, частная коллекция, Эктон.

Очевидно, что эти темы представляли интерес для Макниколл. В ее альбоме для вырезок есть изображения женщин и детей, а также репродукции работ известных женщин-художниц, в том числе Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) и американской художницы-иллюстратора Джесси Уиллкокс Смит (1863-1935). Многие картины Макниколл были посвящены тем же темам, изображая женщин в домашней обстановке и за "женскими" занятиями, такими как шитье и чтение. Макниколл также сыграла важную роль в формировании общественного представления о современном детстве с помощью таких изображений, как "Время вишен", 1912 год. В этой картине, как и в своих идиллических изображениях беззаботных молодых девушек, собирающих цветы или играющих на пляже, она создает множество образов, которые, по мнению Энн Игонне, одновременно отражают и помогают сформировать представление о детстве как об особом и отдельном периоде жизни. Следует, однако, признать, что такое понимание отдельных сфер и идеального детства было характерно для семей белых, представителей среднего и высшего класса. Образы сельских работающих женщин и детей, созданные самой Макниколл, подчеркивают ограниченность этих рассуждений.

Джеймс Уилсон Моррис, "Дождливая ночь на бульваре Сен-Жермен", Париж, 1895-1896, холст, масло, смонтирован на древесно-волокнистой плите, 22,9 х 19,1 см, Национальная галерея Канады, Оттава.
Джеймс Уилсон Моррис, "Дождливая ночь на бульваре Сен-Жермен", Париж, 1895-1896, холст, масло, смонтирован на древесно-волокнистой плите, 22,9 х 19,1 см, Национальная галерея Канады, Оттава.

Влияние и значение:

Музеи
137 тыс интересуются