Канапе, софа, шезлонг… Названий много, а отличить их сложно. Разбираемся просто и наглядно.
Краткий гид по формам и назначению мебели для отдыха
История мягкой мебели не только про комфорт, но и про вкусы эпох, правила этикета и особенности интерьера. Даже привычное слово «диван» когда-то звучало иначе и описывало совсем другую вещь.
Канапе
Французское канапе возникло как удлиненное кресло, удобное для двух или трех человек. В XVIII веке это был важный элемент аристократических салонов: каркас из дерева оставался визуально активным, его не прятали под тканью, а наоборот, подчеркивали резьбой, позолотой, лакировкой. Канапе предназначалось для сидения в правильной осанке, поскольку приемы гостей и светские разговоры требовали достойной позы и определенной дистанции. Мебель выполняла сразу две функции: утилитарную и социальную, задавая тон общению.
Со временем появились разновидности канапе: с изогнутой спинкой, с выгнутыми консолями, с более мягкой обивкой. Но неизменным оставалось одно: канапе служило частью театра гостиной, где каждый предмет демонстрировал статус владельца и уровень его вкуса.
Софа
Софа пришла из английской традиции и стала логичным шагом к более расслабленному сидению. Она сохранила общую форму канапе, но добавила больше мягкости и эргономики: ниже спинка, шире сиденье, подлокотники мягче и удобнее. Иногда софой называли и модели с частичной асимметрией формы, которые позволяли полулежать, не теряя грации.
Софа стала особенно популярна среди чтения, рукоделия и тихого досуга: на ней можно было провести вечер с книгой, любуясь камином или слушая музыку. Ее появление говорит о важном культурном сдвиге: жилище постепенно перестает быть строго парадным пространством и превращается в дом, где комфорт начинает соперничать с этикетом.
Шезлонг
Французское chaise longue буквально значит «длинный стул». Это мебель, которая уже открыто поддерживает идею отдыха. Удлиненное сиденье позволяет вытянуть ноги, одна или две спинки дают удобную опору для плеч и головы. Шезлонг размещали в будуарах, спальнях, зимних садах – пространствах личного времяпрепровождения.
Этот тип мебели чаще всего использовали в будуарах или гостиных – для отдыха, чтения или спокойной беседы.
Существовали разные модели:
• меридиен – с асимметричной спинкой;
• рекамье – с двумя высокими подлокотниками;
• душез – компактный вариант для женского будуара.
Каждая разновидность отражала требования конкретного интерьера и предпочтения владельца.
Приход дивана
К XIX веку каноны поведения стремительно менялись. Формальные приемы встречали конкурента – домашний уют. Так появился диван в современном смысле:
• спинка по всей длине,
• увеличенная глубина сиденья,
• минимум открытого каркаса, максимум мягкости.
Диван быстро стал центром жилой комнаты – местом для отдыха, чтения, общения и, со временем, просмотра телевизора. От него уже эволюционировали кушетки, модульные конструкции и привычные нам многофункциональные модели.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ШПАРГАЛКА
Канапе (canapé, фр.)
• Франция, XVII–XVIII вв.
• Невысокая прямая спинка, чаще жесткий каркас
• Сиденье на 3+ человек, декоративная резьба, ткани
• Это ранний предок дивана
Думаем о Людовике XV – изящно, с завитками и позолотой.
Софа / софа (sofa, англ. из тур. “суфа”)
• Ближневосточное происхождение
• Спинка по всей длине, часто одна высокая сторона
• Первоначально – лежанка, не сиденье
• Попадает в Европу через Англию в XVIII веке
Софа любит, чтобы на ней медитировали и возлежали, как падишах.
Диван (diwan, перс./тур.)
• Восточная мебель, низкая, вдоль стены
• В Европе слово приживается только в XIX веке
• Ассоциируется с классическим мягким сиденьем на пружинах
• В разговорной речи стало общим названием для всех больших сидений
Диван – это, по сути, массовый наследник всех вышеперечисленных.
Канапе в стиле Людовика XV
Франция, около 1885–1895 гг. Материалы: резное дерево, текстиль, золочение.
Канапе, созданное в период историзма, точно воспроизводит декоративные принципы стиля Людовика XV. Изогнутый каркас с богатым рокайльным орнаментом выполнен в технике резьбы по дереву с деликатным золочением. Обивка – контрастный текстиль с насыщенным цветочным рисунком на спинке и сиденье, обрамленный бордовыми вставками. Подлокотники и высокие кабриольные ножки подчеркивают характерный силуэт эпохи рококо.
Канапе в стиле Людовика XV
Франция, вторая половина XVIII века. Материалы: резное и позолоченное дерево, тканевая обивка.
Канапе выполнено в характерной для Людовика XV рокайльной эстетике: плавные линии каркаса, асимметричные изгибы и изобилие растительного декора. Спинка разделена на три мягкие секции с волнообразным контуром.
Каркас украшен резьбой с позолотой – типичным элементом роскошной мебели эпохи. Обивка с утонченным цветочным орнаментом подчеркивает декоративность предмета.
Канапе в стиле Генриха II – неоренессанс
Франция, вторая половина XIX века.
Канапе в стиле Генриха II – строгий и торжественный предмет, вдохновленный французским Ренессансом XVI века: высокий прямой каркас с резным фронтоном, балясинами и орнаментальными вставками.
Ключевые признаки стиля: Высокая прямолинейная спинка – почти как трон, только шире Резные вставки с растительным орнаментом, балясинные подлокотники, точеные ножки.
Канапе в стиле неогреческом стиле – направление историзма, вдохновленное древнегреческим искусством.
Франция, вторая половина XIX века.
Канапе в стиле неогреческом стиле – строгий деревянный каркас с резным фронтоном, прямые ордерные опоры и спинки-балясины. Обивка выполнена в желто-фиолетовой гамме с орнаментом розеток и монограммой, подчеркивающей статус владельца. 1832-1877
Лежанка «Паша», 1885–1895
Удобная шезлонг-лежанка с приподнятой спинкой и валиком для ног. Мягкая обивка с цветочным рисунком и декоративные драпировки с кистями отражают моду конца XIX века на уютные и нарядные интерьеры с восточными мотивами.
Шезлонг в стиле Ар Нуво – изящная модель с плавными линиями; золоченым деревянным каркасом и роскошной розово-орнаментальной обивкой.
Канапе-шезлонг в стиле Генриха II
Франция, около 1885–1895. Материалы: дерево, текстиль, пассементерия.
Данный предмет представляет собой канапе-шезлонг с асимметричной композицией: одна боковина оформлена в виде высокого валика; образующего опору для головы, противоположная – в виде более низкого подлокотника. Спинка низкая, вытянутая по всей длине сиденья. Основание и боковины полностью обиты тканью; нижняя часть декорирована узкой бахромой из кистей, повторяющей ритм вертикальных элементов. Валиковые подлокотники завершены резными крупными кистями из узловатой тесьмы на металлических креплениях. Обивка выполнена в однотонной гамме (серо-голубые тона); что типично для позднего историзма, стремившегося к более сдержанной декоративности на фоне сложного силуэта. Конструкция массивная, с прямолинейным сиденьем и плоскостными боковыми частями, что роднит модель с более ранними ренессансными прототипами, переработанными в духе второй половины XIX века.
** Раз вы добрались до финала – вы явно из тех, кто не боится погружаться в историю с головой.
ЗАГЛЯНИТЕ в статьи ниже – там есть еще пара увлекательных путешествий в прошлое **