Найти в Дзене

История антикварной мебели: как выглядел диван до того, как стал диваном

Канапе, софа, шезлонг… Названий много, а отличить их сложно. Разбираемся просто и наглядно. (26) Меридиен (вариант шезлонга) “фантазийной” формы
Франция, ок. 1885–1895 гг.
Дерево, текстиль, кисти и бахрома
Краткий гид по формам и назначению мебели для отдыха История мягкой мебели не только про комфорт, но и про вкусы эпох, правила этикета и особенности интерьера. Даже привычное слово «диван» когда-то звучало иначе и описывало совсем другую вещь. Канапе в стиле Людовика XIV
Небольшой трехместный диван, выполненный в стиле конца XVII века. Для эпохи Людовика XIV характерны строгая симметрия, резные и чуть изогнутые ножки, а также декоративный каркас, который подчеркивает статус владельца.
Канапе Французское канапе возникло как удлиненное кресло, удобное для двух или трех человек. В XVIII веке это был важный элемент аристократических салонов: каркас из дерева оставался визуально активным, его не прятали под тканью, а наоборот, подчеркивали резьбой, позолотой, лакировкой. Канапе предназ
Оглавление

Канапе, софа, шезлонг… Названий много, а отличить их сложно. Разбираемся просто и наглядно.

(26)
(26)
Меридиен (вариант шезлонга) “фантазийной” формы
Франция, ок. 1885–1895 гг. 
Дерево, текстиль, кисти и бахрома
Меридиен (вариант шезлонга) “фантазийной” формы Франция, ок. 1885–1895 гг. Дерево, текстиль, кисти и бахрома

Краткий гид по формам и назначению мебели для отдыха

История мягкой мебели не только про комфорт, но и про вкусы эпох, правила этикета и особенности интерьера. Даже привычное слово «диван» когда-то звучало иначе и описывало совсем другую вещь.

Канапе в стиле Людовика XIV
Небольшой трехместный диван, выполненный в стиле конца XVII века. Для эпохи Людовика XIV характерны строгая симметрия, резные и чуть изогнутые ножки, а также декоративный каркас, который подчеркивает статус владельца.
Канапе в стиле Людовика XIV Небольшой трехместный диван, выполненный в стиле конца XVII века. Для эпохи Людовика XIV характерны строгая симметрия, резные и чуть изогнутые ножки, а также декоративный каркас, который подчеркивает статус владельца.

Канапе

Французское канапе возникло как удлиненное кресло, удобное для двух или трех человек. В XVIII веке это был важный элемент аристократических салонов: каркас из дерева оставался визуально активным, его не прятали под тканью, а наоборот, подчеркивали резьбой, позолотой, лакировкой. Канапе предназначалось для сидения в правильной осанке, поскольку приемы гостей и светские разговоры требовали достойной позы и определенной дистанции. Мебель выполняла сразу две функции: утилитарную и социальную, задавая тон общению.

Канапе в стиле Людовика XV
Франция, 1778 год. Материалы: резное дерево, роспись, позолота
Это изящное канапе – пример переходного периода между двумя королевскими стилями. Основу составляет форма и орнамент рококо времён Людовика XV: мягкие изгибы, рокайльные акценты, кабриольные ножки. В центральной части – живописная медальонная вставка с букетом, подчёркивающая декоративный характер мебели.
При этом в пропорциях уже заметны зарождающиеся элементы раннего неоклассицизма Людовика XVI – чуть более вытянутый силуэт и повышенная симметрия.
Канапе в стиле Людовика XV Франция, 1778 год. Материалы: резное дерево, роспись, позолота Это изящное канапе – пример переходного периода между двумя королевскими стилями. Основу составляет форма и орнамент рококо времён Людовика XV: мягкие изгибы, рокайльные акценты, кабриольные ножки. В центральной части – живописная медальонная вставка с букетом, подчёркивающая декоративный характер мебели. При этом в пропорциях уже заметны зарождающиеся элементы раннего неоклассицизма Людовика XVI – чуть более вытянутый силуэт и повышенная симметрия.
Парадное канапе в неоренессансном стиле: богато резной деревянный каркас с маскароном по центру, выверенная симметрия и обивка королевского пурпура с черным орнаментальным узором. Особенности: Характерный маскарон на центральном картуше спинки, сложная резьба с мотивами позднего Ренессанса (акант; раковины; ленты; завитки). 1832-1877
Парадное канапе в неоренессансном стиле: богато резной деревянный каркас с маскароном по центру, выверенная симметрия и обивка королевского пурпура с черным орнаментальным узором. Особенности: Характерный маскарон на центральном картуше спинки, сложная резьба с мотивами позднего Ренессанса (акант; раковины; ленты; завитки). 1832-1877

Со временем появились разновидности канапе: с изогнутой спинкой, с выгнутыми консолями, с более мягкой обивкой. Но неизменным оставалось одно: канапе служило частью театра гостиной, где каждый предмет демонстрировал статус владельца и уровень его вкуса.

Софа

Софа пришла из английской традиции и стала логичным шагом к более расслабленному сидению. Она сохранила общую форму канапе, но добавила больше мягкости и эргономики: ниже спинка, шире сиденье, подлокотники мягче и удобнее. Иногда софой называли и модели с частичной асимметрией формы, которые позволяли полулежать, не теряя грации.

Обтянутое канапе с деревянным каркасом. 1885-1895. Элегантное французское канапе середины XIX века, щедро украшенное бахромой и драпировками. Вальковые подлокотники, округлая спинка и роскошный текстиль с цветочным орнаментом создают образ мебели, идеально подходящей для салонных бесед.
Обтянутое канапе с деревянным каркасом. 1885-1895. Элегантное французское канапе середины XIX века, щедро украшенное бахромой и драпировками. Вальковые подлокотники, округлая спинка и роскошный текстиль с цветочным орнаментом создают образ мебели, идеально подходящей для салонных бесед.

Софа стала особенно популярна среди чтения, рукоделия и тихого досуга: на ней можно было провести вечер с книгой, любуясь камином или слушая музыку. Ее появление говорит о важном культурном сдвиге: жилище постепенно перестает быть строго парадным пространством и превращается в дом, где комфорт начинает соперничать с этикетом.

Меридиен (тип шезлонга) в стиле Людовика XVI
Франция, около 1778 года. Материалы: резное и позолоченное дерево, текстиль Элегантный шезлонг эпохи Людовика XVI с характерными прямыми, слегка коническими ножками в стиле неоклассики. Формы становятся строже по сравнению с рокайльной пышностью Людовика XV.
Боковины оформлены в виде невысоких балясин, что облегчает силуэт и создаёт ощущение открытости. Минимальная резьба с позолотой сосредоточена на гребне спинки и вдоль каркаса – именно так проявлялась новая мода на рациональную роскошь в конце XVIII века.
Меридиен (тип шезлонга) в стиле Людовика XVI Франция, около 1778 года. Материалы: резное и позолоченное дерево, текстиль Элегантный шезлонг эпохи Людовика XVI с характерными прямыми, слегка коническими ножками в стиле неоклассики. Формы становятся строже по сравнению с рокайльной пышностью Людовика XV. Боковины оформлены в виде невысоких балясин, что облегчает силуэт и создаёт ощущение открытости. Минимальная резьба с позолотой сосредоточена на гребне спинки и вдоль каркаса – именно так проявлялась новая мода на рациональную роскошь в конце XVIII века.

Шезлонг

Французское chaise longue буквально значит «длинный стул». Это мебель, которая уже открыто поддерживает идею отдыха. Удлиненное сиденье позволяет вытянуть ноги, одна или две спинки дают удобную опору для плеч и головы. Шезлонг размещали в будуарах, спальнях, зимних садах – пространствах личного времяпрепровождения.

Лежанка «Паша», 1885–1895
Удобная шезлонг-лежанка с приподнятой спинкой и валиком для ног. Мягкая обивка с цветочным рисунком и декоративные драпировки с кистями отражают моду конца XIX века на уютные и нарядные интерьеры с восточными мотивами.
Лежанка «Паша», 1885–1895 Удобная шезлонг-лежанка с приподнятой спинкой и валиком для ног. Мягкая обивка с цветочным рисунком и декоративные драпировки с кистями отражают моду конца XIX века на уютные и нарядные интерьеры с восточными мотивами.

Этот тип мебели чаще всего использовали в будуарах или гостиных – для отдыха, чтения или спокойной беседы.

Существовали разные модели:
меридиен – с асимметричной спинкой;
рекамье – с двумя высокими подлокотниками;
душез – компактный вариант для женского будуара.
Каждая разновидность отражала требования конкретного интерьера и предпочтения владельца.

Большой диван «Паша» (ок. 1885–1895). 
Широкий и мягкий диван конца XIX века, созданный под впечатлением от моды на Восток. Распахнутая спинка заменена богато драпированной тканью с кистями и цветочным узором – решение скорее декоративное, чем функциональное. Закругленные подлокотники и обильный текстиль подчеркивают комфорт: сидеть можно расслабленно; лежать – тоже.
Большой диван «Паша» (ок. 1885–1895). Широкий и мягкий диван конца XIX века, созданный под впечатлением от моды на Восток. Распахнутая спинка заменена богато драпированной тканью с кистями и цветочным узором – решение скорее декоративное, чем функциональное. Закругленные подлокотники и обильный текстиль подчеркивают комфорт: сидеть можно расслабленно; лежать – тоже.

Приход дивана

К XIX веку каноны поведения стремительно менялись. Формальные приемы встречали конкурента – домашний уют. Так появился диван в современном смысле:
• спинка по всей длине,
• увеличенная глубина сиденья,
• минимум открытого каркаса, максимум мягкости.

Диван быстро стал центром жилой комнаты – местом для отдыха, чтения, общения и, со временем, просмотра телевизора. От него уже эволюционировали кушетки, модульные конструкции и привычные нам многофункциональные модели.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ШПАРГАЛКА

Канапе (canapé, фр.)
Франция, XVII–XVIII вв.
• Невысокая
прямая спинка, чаще жесткий каркас
• Сиденье на
3+ человек, декоративная резьба, ткани
• Это
ранний предок дивана
Думаем о Людовике XV – изящно, с завитками и позолотой.

Софа / софа (sofa, англ. из тур. “суфа”)
Ближневосточное происхождение
• Спинка по всей длине,
часто одна высокая сторона
Первоначально – лежанка, не сиденье
• Попадает в Европу через Англию в XVIII веке
Софа любит, чтобы на ней
медитировали и возлежали, как падишах.

Диван (diwan, перс./тур.)
Восточная мебель, низкая, вдоль стены
• В Европе слово приживается только в XIX веке
• Ассоциируется с
классическим мягким сиденьем на пружинах
• В разговорной речи стало общим названием для всех больших сидений
Диван – это, по сути,
массовый наследник всех вышеперечисленных.

-10

Канапе в стиле Людовика XV
Франция, около 1885–1895 гг. Материалы: резное дерево, текстиль, золочение.
Канапе, созданное в период историзма, точно воспроизводит декоративные принципы стиля Людовика XV. Изогнутый каркас с богатым рокайльным орнаментом выполнен в технике резьбы по дереву с деликатным золочением. Обивка – контрастный текстиль с насыщенным цветочным рисунком на спинке и сиденье, обрамленный бордовыми вставками. Подлокотники и высокие кабриольные ножки подчеркивают характерный силуэт эпохи рококо.

-11

Канапе в стиле Людовика XV
Франция, вторая половина XVIII века. Материалы: резное и позолоченное дерево, тканевая обивка.
Канапе выполнено в характерной для Людовика XV рокайльной эстетике: плавные линии каркаса, асимметричные изгибы и изобилие растительного декора. Спинка разделена на три мягкие секции с волнообразным контуром.
Каркас украшен резьбой с позолотой – типичным элементом роскошной мебели эпохи. Обивка с утонченным цветочным орнаментом подчеркивает декоративность предмета.

-12

Канапе в стиле Генриха II – неоренессанс
Франция, вторая половина XIX века.
Канапе в стиле Генриха II – строгий и торжественный предмет, вдохновленный французским Ренессансом XVI века: высокий прямой каркас с резным фронтоном, балясинами и орнаментальными вставками.
Ключевые признаки стиля: Высокая прямолинейная спинка – почти как трон, только шире Резные вставки с растительным орнаментом, балясинные подлокотники, точеные ножки.

-13

Канапе в стиле неогреческом стиле – направление историзма, вдохновленное древнегреческим искусством.
Франция, вторая половина XIX века.
Канапе в стиле неогреческом стиле – строгий деревянный каркас с резным фронтоном, прямые ордерные опоры и спинки-балясины. Обивка выполнена в желто-фиолетовой гамме с орнаментом розеток и монограммой, подчеркивающей статус владельца. 1832-1877

-14

Лежанка «Паша», 1885–1895
Удобная шезлонг-лежанка с приподнятой спинкой и валиком для ног. Мягкая обивка с цветочным рисунком и декоративные драпировки с кистями отражают моду конца XIX века на уютные и нарядные интерьеры с восточными мотивами.

-15

Шезлонг в стиле Ар Нуво – изящная модель с плавными линиями; золоченым деревянным каркасом и роскошной розово-орнаментальной обивкой.

Канапе-шезлонг в стиле Генриха II
Франция, около 1885–1895. Материалы: дерево, текстиль, пассементерия.
Данный предмет представляет собой канапе-шезлонг с асимметричной композицией: одна боковина оформлена в виде высокого валика; образующего опору для головы, противоположная – в виде более низкого подлокотника. Спинка низкая, вытянутая по всей длине сиденья. Основание и боковины полностью обиты тканью; нижняя часть декорирована узкой бахромой из кистей, повторяющей ритм вертикальных элементов. Валиковые подлокотники завершены резными крупными кистями из узловатой тесьмы на металлических креплениях. Обивка выполнена в однотонной гамме (серо-голубые тона); что типично для позднего историзма, стремившегося к более сдержанной декоративности на фоне сложного силуэта. Конструкция массивная, с прямолинейным сиденьем и плоскостными боковыми частями, что роднит модель с более ранними ренессансными прототипами, переработанными в духе второй половины XIX века.

** Раз вы добрались до финала – вы явно из тех, кто не боится погружаться в историю с головой.
ЗАГЛЯНИТЕ в статьи ниже – там есть еще пара увлекательных путешествий в прошлое **

-16