Найти в Дзене

Античный комфорт: как была устроена мебель в Древней Греции

Какими были кресла, на которых сидели философы, и ложа, где устраивались знаменитые греческие пиры? Античная мебель раскрывает не только эстетику, но и социальный мир Древней Греции – строго структурированный, утонченный и удивительно современный. Мебель Древней Греции занимает особое место в истории интерьерного искусства. Несмотря на то, что до наших дней почти не дошли подлинные деревянные предметы, многочисленные археологические находки, настенные росписи и рельефы позволяют достаточно точно представить их вид, конструкцию и функции. Для греков мебель была важной частью быта и отражала эстетические идеалы античного мира. Основные типы мебели Наиболее характерной формой древнегреческого сидения был клисмос. Его отличительные признаки:
• изогнутые, расширяющиеся книзу ножки;
• выгнутая спинка, плавно повторяющая очертания спины сидящего;
• легкость и визуальная динамика формы. Клисмос получил значительное распространение в V–IV вв. до н. э. и стал одним из образцов классического мебе
Оглавление

Какими были кресла, на которых сидели философы, и ложа, где устраивались знаменитые греческие пиры? Античная мебель раскрывает не только эстетику, но и социальный мир Древней Греции – строго структурированный, утонченный и удивительно современный.

(25)
(25)

Мебель Древней Греции занимает особое место в истории интерьерного искусства. Несмотря на то, что до наших дней почти не дошли подлинные деревянные предметы, многочисленные археологические находки, настенные росписи и рельефы позволяют достаточно точно представить их вид, конструкцию и функции. Для греков мебель была важной частью быта и отражала эстетические идеалы античного мира.

Основные типы мебели

Стулья и кресла

Наиболее характерной формой древнегреческого сидения был клисмос. Его отличительные признаки:
• изогнутые, расширяющиеся книзу ножки;
• выгнутая спинка, плавно повторяющая очертания спины сидящего;
• легкость и визуальная динамика формы.

Клисмос на терракотовой ойнохои (кувшине)
Греция, Аттика
Середина IV века до н. э.
Изображенная сцена является частью афинского праздника в честь Диониса, вероятнее всего Анфестерий, завершавшегося священным браком бога с супругой архонта-басилея – высшего должностного лица, олицетворявшего древних афинских царей.
Клисмос на терракотовой ойнохои (кувшине) Греция, Аттика Середина IV века до н. э. Изображенная сцена является частью афинского праздника в честь Диониса, вероятнее всего Анфестерий, завершавшегося священным браком бога с супругой архонта-басилея – высшего должностного лица, олицетворявшего древних афинских царей.

Клисмос получил значительное распространение в V–IV вв. до н. э. и стал одним из образцов классического мебельного дизайна, который многократно возрождался в последующие эпохи.

Терракотовая женская фигура на трехногом кресле
Элладская культура, Микенская цивилизация
XIII век до н. э.
Миниатюрные трехногие кресла, как пустые, так и с помещенными на них фигурами, обнаружены во многих культовых, бытовых и погребальных комплексах микенского периода. Вероятно, они имели особое значение и нередко интерпретируются как троны божеств.
Терракотовая женская фигура на трехногом кресле Элладская культура, Микенская цивилизация XIII век до н. э. Миниатюрные трехногие кресла, как пустые, так и с помещенными на них фигурами, обнаружены во многих культовых, бытовых и погребальных комплексах микенского периода. Вероятно, они имели особое значение и нередко интерпретируются как троны божеств.

Для высокопоставленных лиц существовали более массивные троны, часто с подлокотниками и декоративной резьбой. Их применяли в храмах, общественных зданиях и престижных жилых интерьерах.

Древнегреческая клине (кушетка) на терракотовом диносе (глубокая округлая чаша с округлым дном)
Ок. 375–350 гг. до н. э.
Сцена пира
На росписи изображены мужчины, возлежащие на ложах, за которыми прислуживают два юноши и две женщины.
Древнегреческая клине (кушетка) на терракотовом диносе (глубокая округлая чаша с округлым дном) Ок. 375–350 гг. до н. э. Сцена пира На росписи изображены мужчины, возлежащие на ложах, за которыми прислуживают два юноши и две женщины.
Древнегреческая клине (кушетка)
С древнегреческого сосуда V века до н. э., изображающего Фетиду и Вулкана. Обратите внимание на гобеленовые подушки и изогнутые спинки позади них.
Древнегреческая клине (кушетка) С древнегреческого сосуда V века до н. э., изображающего Фетиду и Вулкана. Обратите внимание на гобеленовые подушки и изогнутые спинки позади них.
Терракотовая группа с изображением пира
Греция, Ок. III–II вв. до н. э.
Свадебный пир разворачивается на богато украшенной и обставленной кушетке (клине). Мужчина, возлежащий справа, поднимает винный кувшин, а женщина, сидящая на переднем крае ложа, некогда держала лиру. Двое юных Эротов присоединяются к молодой паре, и все участники украшены венками и листьями плюща.
Терракотовая группа с изображением пира Греция, Ок. III–II вв. до н. э. Свадебный пир разворачивается на богато украшенной и обставленной кушетке (клине). Мужчина, возлежащий справа, поднимает винный кувшин, а женщина, сидящая на переднем крае ложа, некогда держала лиру. Двое юных Эротов присоединяются к молодой паре, и все участники украшены венками и листьями плюща.

Ложа и кушетки

Центральным предметом греческого интерьера была клине – универсальное ложе, использовавшееся для отдыха и для проведения трапез. На пирах мужчины располагались полулежа, опираясь на подушки, что подчеркивало социальный статус. Клине имела деревянный каркас и могла украшаться бронзовыми или костяными накладками.

Бронзовая подставка–треножник из стержней
Греция, Начало VI века до н. э.
Треножник установлен на ножках в виде лап хищного зверя. На вершине центрального стержня каждой из ножек размещен пальметт, а над ним, на верхнем кольце, – сфинкс, расположенный в положении лежа. Данная подставка предназначалась для поддержания бронзового сосуда.
Бронзовая подставка–треножник из стержней Греция, Начало VI века до н. э. Треножник установлен на ножках в виде лап хищного зверя. На вершине центрального стержня каждой из ножек размещен пальметт, а над ним, на верхнем кольце, – сфинкс, расположенный в положении лежа. Данная подставка предназначалась для поддержания бронзового сосуда.

Столы и вспомогательная мебель

Столы обычно были:
• небольшими по размеру;
• невысокими;
• легко переносимыми.

Часто встречались ножки в виде звериных лап и другие декоративные элементы, подчеркивавшие связь с пластическим искусством Греции.

Табурет (дифрос) с фрагмента мраморного рельефа с изображением богинь, матери, кормилицы и младенца
Греция, Конец V века до н. э.
Табурет (дифрос) с фрагмента мраморного рельефа с изображением богинь, матери, кормилицы и младенца Греция, Конец V века до н. э.

Простые табуреты – дифрос – были повсеместны благодаря своей мобильности и доступности.

Материалы и декор

Основным материалом являлось дерево – кедр, самшит, платан, олива. В богатых домах применялась инкрустация:
• бронзой,
• костяными вставками,
• резьбой.

Текстильные элементы были широко распространены – подушки, ткани, кожаные ремни, служившие для закрепления мягких настилов.

Эстетическая программа греческой мебели подчинялась принципам гармонии, пропорциональности и функциональности. Излишество было редкостью – декоративность подчеркивала форму, а не скрывала ее.

Табурет (дифрос) на мраморной надгробной стеле с изображением семейной группы
Греция, Аттика. Ок. 360 г. до н. э.
Табурет (дифрос) на мраморной надгробной стеле с изображением семейной группы Греция, Аттика. Ок. 360 г. до н. э.

Источники знаний и археологические данные

Поскольку древесина плохо сохраняется, наши сведения основаны преимущественно на:
• надгробных рельефах Аттики,
• вазописи,
• фресках из древних эллинистических центров,
• редких находках металлической мебели (например, бронзовые элементы).

Трон Миноса во дворце в Кноссе на Крите, найденный в престижном помещении дворца Кносса на Крите и датируемый XV веком до н. э. (период позднеминойской цивилизации). Изготовлен из алебастра, отличающегося мягкой, но декоративной поверхностью, что позволяло создавать плавные очертания.
Археологи полагают, что предмет имел культовое или административное значение. Он мог принадлежать правителю-жрецу, исполнявшему функции, связанные с почитанием богини-покровительницы Минойской державы. 
Сегодня этот трон рассматривается как одно из наиболее ранних сохранившихся кресел в европейской истории мебели, проливающее свет на истоки престижной и церемониальной мебели Эгейского мира.
Трон Миноса во дворце в Кноссе на Крите, найденный в престижном помещении дворца Кносса на Крите и датируемый XV веком до н. э. (период позднеминойской цивилизации). Изготовлен из алебастра, отличающегося мягкой, но декоративной поверхностью, что позволяло создавать плавные очертания. Археологи полагают, что предмет имел культовое или административное значение. Он мог принадлежать правителю-жрецу, исполнявшему функции, связанные с почитанием богини-покровительницы Минойской державы. Сегодня этот трон рассматривается как одно из наиболее ранних сохранившихся кресел в европейской истории мебели, проливающее свет на истоки престижной и церемониальной мебели Эгейского мира.

К наиболее значимым памятникам относится каменный трон в Кноссе на Крите – важное свидетельство ранней эгейской мебельной традиции, оказавшей влияние на последующее развитие греческой культуры.

Роль мебели в обществе

Мебель отражала общественные различия. Расположение за трапезой, наличие подлокотников, декоративные элементы – все это маркировало статус человека. Важное значение имел также полисный контекст: в общественных сооружениях устанавливалась мебель специального назначения (например, кресла для жрецов в театрах и храмах).

Функциональность сочеталась с представлением о калокагатии – идеале человека и созданной им среды, где красота и польза неразрывны.

Мраморный надгробный рельеф с изображением погребального пира
Греция, II век до н. э.
Рельеф изображает двух братьев – сыновей Аполлония, чьи имена выгравированы ниже. Они представлены в манере, связанной с культом героев. Древние греки выделяли особую категорию могущественных полубожеств – героев, по своей роли в обществе отчасти сопоставимых с христианскими святыми.
Мраморный надгробный рельеф с изображением погребального пира Греция, II век до н. э. Рельеф изображает двух братьев – сыновей Аполлония, чьи имена выгравированы ниже. Они представлены в манере, связанной с культом героев. Древние греки выделяли особую категорию могущественных полубожеств – героев, по своей роли в обществе отчасти сопоставимых с христианскими святыми.

Заключение

Мебель Древней Греции характеризуется:
• рациональностью конструкций,
• стремлением к пластической выразительности,
• высокой культурной и символической значимостью.

Даже в небольших сохранившихся свидетельствах отчетливо просматривается влияние, которое древнегреческая мебель оказала на дальнейшее развитие европейского декоративного искусства. Во многих современных предметах мебели можно видеть прямые отголоски античного наследия, прежде всего клисмоса и клине.

Табурет (дифрос) с терракотовой гидрии (сосуд для воды)
Ок. 330–300 гг. до н. э.
Табурет (дифрос) с терракотовой гидрии (сосуд для воды) Ок. 330–300 гг. до н. э.

**Вы дошли до конца – спасибо, что читаете и интересуетесь историей.
Ниже – ссылки на ещё несколько статей, возможно, они могут вас тоже увлечь.**

-13