КРЕСЛА-БЕРЖЕР ЭПОХИ ЛЮДОВИКА XIV И ЛЮДОВИКА XV
Bergère — это французское кресло с мягким сиденьем, обитыми подлокотниками и удобной спинкой. Но в зависимости от эпохи внешний вид и характер такого кресла заметно менялся. Особенно интересно сравнить бержеры времён Людовика XIV и Людовика XV, поскольку они отражают перемену вкусов — от строгой монархической роскоши к изящному миру рококо и салонной культуры.
Бержер Людовика XIV — величие и порядок
Эта эпоха (середина — конец XVII века) — время Версаля, парадных залов и демонстрации королевской власти.
- Форма кресла строгая, с прямыми линиями. Спинка высокая и почти вертикальная.
- Подлокотники прямые или слегка изогнутые, чаще деревянные, лишь местами покрытые тканью.
- Ножки массивные, прямые или с очень лёгким изгибом.
- Обивка — бархат, парча, тёмные или насыщенные цвета с золотом.
- Декор симметричный: акант, лавровые ветви, короны, солнце — символ Людовика XIV.
- Комфорт вторичен. Важно произвести впечатление власти, а не устроиться удобно.
Такой бержер кажется словно частью архитектуры дворца — строгим, уверенным, монументальным.
Бержер Людовика XV — уют и изящество
Начало XVIII века приносит другое настроение — камерное, личное, женственное. Королевский двор перемещается из огромных залов в частные кабинеты и салонные комнаты.
- Формы становятся мягкими и изогнутыми. Спинка принимает плавный контур, иногда сердцевидный.
- Подлокотники обиты тканью, изящно закруглены и удобны для рук.
- Ножки — знаменитые кабриоль (изогнутые, как буква S), лёгкие, изящные.
- Обивка — шёлк, дамаск, пастельные оттенки, цветочные орнаменты.
- Декор асимметричный: раковины (рокайль), цветы, ленты, ветви, гирлянды.
- Комфорт становится главным: кресло глубокое, мягкое, в нём хочется сидеть долго.
Такой бержер предназначен не для тронного зала, а для бесед, чтения писем, музыки, интимных разговоров.
Такое кресло, обитое между подлокотниками и сиденьем, называется бержер (bergère). Оно появляется в начале правления Людовика XV, когда мебель становится менее формальной и меняется в соответствии с модой, приобретая больше комфорта. Подлокотники у таких кресел отступают назад от передних углов царги сиденья — это сделано для того, чтобы удобнее было садиться в новомодные объёмные платья à panier (с корзинами).
Резной декор на наружной стороне спинки указывает на то, что эти кресла предназначались для размещения в центре комнаты, а не у стены, как часть панельного убранства интерьера.
Эти бержеры изготовлены около 1760 года, вероятно, мастером-столяром Луи I Крессоном. На нижней стороне рамы одного из кресел стоит клеймо L. CRESSON. Однако однозначно связать его с конкретным мастером сложно: в XVIII веке десять представителей семьи Крессон были мастерами Парижской корпорации столяров-эбенистов, и четверо из них носили имя Луи.
Мастерская Луи I Крессона, известная в Париже под названием «L’image de Saint-Louis», обслуживала высокопоставленных заказчиков, среди которых были князь Конде и герцог Орлеанский. Его кресла, выполненные в стиле рококо, известны золочёными буковыми рамами с резьбой в виде цветов и листьев. Благодаря утончённому и элегантному декору эти кресла считаются образцовыми для творчества Крессона.