Найти в Дзене

Антикварная мебель в иллюстрациях. КРЕСЛА-БЕРЖЕР ЭПОХИ ЛЮДОВИКА XIV И ЛЮДОВИКА XV

Антикварная мебель в иллюстрациях и фактах (21)
Антикварная мебель в иллюстрациях и фактах (21)

КРЕСЛА-БЕРЖЕР ЭПОХИ ЛЮДОВИКА XIV И ЛЮДОВИКА XV

Bergère — это французское кресло с мягким сиденьем, обитыми подлокотниками и удобной спинкой. Но в зависимости от эпохи внешний вид и характер такого кресла заметно менялся. Особенно интересно сравнить бержеры времён Людовика XIV и Людовика XV, поскольку они отражают перемену вкусов — от строгой монархической роскоши к изящному миру рококо и салонной культуры.

Стиль Людовика XIV
Стиль Людовика XIV

Бержер Людовика XIV — величие и порядок

Эта эпоха (середина — конец XVII века) — время Версаля, парадных залов и демонстрации королевской власти.

  • Форма кресла строгая, с прямыми линиями. Спинка высокая и почти вертикальная.
  • Подлокотники прямые или слегка изогнутые, чаще деревянные, лишь местами покрытые тканью.
  • Ножки массивные, прямые или с очень лёгким изгибом.
  • Обивка — бархат, парча, тёмные или насыщенные цвета с золотом.
  • Декор симметричный: акант, лавровые ветви, короны, солнце — символ Людовика XIV.
  • Комфорт вторичен. Важно произвести впечатление власти, а не устроиться удобно.

Такой бержер кажется словно частью архитектуры дворца — строгим, уверенным, монументальным.

Стиль Людовика XV
Стиль Людовика XV

Бержер Людовика XV — уют и изящество

Начало XVIII века приносит другое настроение — камерное, личное, женственное. Королевский двор перемещается из огромных залов в частные кабинеты и салонные комнаты.

  • Формы становятся мягкими и изогнутыми. Спинка принимает плавный контур, иногда сердцевидный.
  • Подлокотники обиты тканью, изящно закруглены и удобны для рук.
  • Ножки — знаменитые кабриоль (изогнутые, как буква S), лёгкие, изящные.
  • Обивка — шёлк, дамаск, пастельные оттенки, цветочные орнаменты.
  • Декор асимметричный: раковины (рокайль), цветы, ленты, ветви, гирлянды.
  • Комфорт становится главным: кресло глубокое, мягкое, в нём хочется сидеть долго.
    Такой бержер предназначен не для тронного зала, а для бесед, чтения писем, музыки, интимных разговоров.
Кресло (бержер) 
Мастер: предположительно Луи I Крессон (фр., 1706–1761)
Дата: около 1765 года, Франция, Париж
Материал: резной и золочёный бук
Кресло (бержер) Мастер: предположительно Луи I Крессон (фр., 1706–1761) Дата: около 1765 года, Франция, Париж Материал: резной и золочёный бук

Такое кресло, обитое между подлокотниками и сиденьем, называется бержер (bergère). Оно появляется в начале правления Людовика XV, когда мебель становится менее формальной и меняется в соответствии с модой, приобретая больше комфорта. Подлокотники у таких кресел отступают назад от передних углов царги сиденья — это сделано для того, чтобы удобнее было садиться в новомодные объёмные платья à panier (с корзинами).

Резной декор на наружной стороне спинки указывает на то, что эти кресла предназначались для размещения в центре комнаты, а не у стены, как часть панельного убранства интерьера.

Эти бержеры изготовлены около 1760 года, вероятно, мастером-столяром Луи I Крессоном. На нижней стороне рамы одного из кресел стоит клеймо L. CRESSON. Однако однозначно связать его с конкретным мастером сложно: в XVIII веке десять представителей семьи Крессон были мастерами Парижской корпорации столяров-эбенистов, и четверо из них носили имя Луи.

Мастерская Луи I Крессона, известная в Париже под названием «L’image de Saint-Louis», обслуживала высокопоставленных заказчиков, среди которых были князь Конде и герцог Орлеанский. Его кресла, выполненные в стиле рококо, известны золочёными буковыми рамами с резьбой в виде цветов и листьев. Благодаря утончённому и элегантному декору эти кресла считаются образцовыми для творчества Крессона.

-5