Лак: слово из трех букв, а эффект – на столетия. Эти предметы не просто мебель – они отражение глобального тренда XVIII века. Краснолаковый двойной комод, чернолаковый японированный гарнитур и путь Востока в европейский интерьер.
КРАСНОЛАКОВЫЙ ДВУХЪЯРУСНЫЙ КАБИНЕТ-КОМОД С ПОЗОЛОЧЕННЫМ ДЕКОРОМ
Лак – чудесный материал, который веками заставлял людей ахать и щуриться от блеска. Это цветное и порой непрозрачное покрытие, нанесенное на металл или дерево, стало настоящим полем для художественных чудес китайских и японских мастеров. Они-то уж точно знали, как превратить обычную коробку в произведение искусства.
Скорее всего, лак впервые попал в Великобританию вместе с мореплавателями, возвращавшимися из дальних странствий и желавшими блеснуть перед друзьями редкостями «из-за морей». Точную дату появления этих экзотических чудес в Англии установить трудно – возможно, они уже мелькали при дворе Генриха VII, когда Испания и Португалия вовсю монополизировали торговлю с Востоком.
Хроники елизаветинской эпохи упоминают так называемые индийские шкафы. Но настоящая лаковая лихорадка началась лишь после свадьбы инфанты Екатерины, сестры португальского короля, с Карлом II в 1662 году. В приданое, помимо других сокровищ, входил город Бомбей – и с этого момента английская торговля с Востоком пошла в гору.
Англичане, почувствовав вкус к диковинным товарам, постепенно втянулись: правда, лакированных изделий везли немного – Голландия всё ещё держала пальму первенства в этом ремесле.
В хрониках XVII–XVIII веков часто встречаются упоминания о «японской работе» и «вкусе Индии» – чем больше экзотики, тем лучше! Английские аристократы были в восторге: ведь теперь можно было поставить у себя в холле комод, блестящий как утренний туман над Гангом.
Сам Джон Эвелин в своем Дневнике под июлем 1682 года описывает визит к «нашему доброму соседу мистеру Боуну», чей дом, по его словам, «сплошь изысканности, особенно индийские». В прихожей, замечает он, вместо дубовых панелей – настоящие японские ширмы с видами жизни и природы Поднебесной. (Ну а если верить Эвелину, то, видимо, сам Боун был чем-то вроде коллекционера, у которого восточные веяния уже тогда переборщили с присутствием в доме.)
Конечно, английский и континентальный лак не могли сравниться по блеску и гладкости с восточными оригиналами. Однако европейские образцы, вроде представленного двухъярусный кабинет-комода, интересны по-своему – их очарование заключается в том, как Запад интерпретировал Восток: с любовью, но с легкой наивностью. Порой смотришь на эти шкафчики – и не знаешь, были ли они сделаны в Голландии или в Англии, но оба варианта одинаково симпатичны.
Производство лакированной мебели в Англии началось к концу XVII века, а к 1760-м годам лаковые изделия стали чем-то вроде модного увлечения. Их украшали пагодами, птичками, рыбками и деревьями, копируя восточные мотивы – порой с таким усердием, что результат выглядел как «китайщина для начинающих».
Тем не менее, в каждой попытке чувствовалось искреннее восхищение Востоком – пусть и с легкой европейской самоуверенностью: «мы тоже можем сделать красиво, даже если не совсем понимаем, как».
ЧЕРНОЛАКОВЫЙ ГАРНИТУР В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ С КРАСНОЛАКОВЫМ ЗЕРКАЛОМ
Англия, ок. 1710–1720 гг.
Ранние кресла с выгнутой спинкой сначала делали со связками между ножками и маркетри. Однако именно после того, как мастера отказались от связки и стали украшать мебель лакировкой, такая форма спинки стала особенно популярна в Англии. Отсутствие связки обычно говорит о том, что кресло изготовлено после 1710 года.
Стекло в краснолаковом зеркале состоит из нескольких кусочков, соединенных между собой. Это говорит о том, что на тот момент еще не умели делать большие зеркальные пластины — они появились только несколькими годами позже.
Углубляться в тонкости лакировки не будем, но важно помнить: лак твердеет только в теплом и влажном воздухе. Поэтому после каждого слоя изделие помещали в закрытый влажный шкаф на несколько часов. В качественной работе таких слоев — не меньше тридцати. Затем поверхность многократно полировали углем и рисовой бумагой, а финально сглаживали специальной пудрой из обожженного рога и имарийской глины, наносимой на ткань с маслом.
В целом декоративное лаковое искусство делится на плоское и рельефное, а также на резное и инкрустированное.
Как крашеные, так и резные разновидности иногда инкрустируются перламутром, слоновой костью, нефритом, лазуритом и другими декоративными материалами.
Плоский лак, украшенный позолоченными орнаментами, является самой простой формой лакировки.
Рельефная работа значительно более дорогая и сложная, требующая месяцев и даже лет искусного и терпеливого труда, поскольку рельеф или апплике создается путем повторного нанесения смесей лака и железного сурика, каждый слой которых натирается, формуется и сушится. Блестящие металлические финишные покрытия наносятся, пока работа еще липкая.
Инкрустация и инлей перламутром, слоновой костью, бронзой и фольгой значительно усиливают декоративный эффект.
Процесс лакировки (или, вернее, японирования), хотя и берет истоки в восточных источниках, практиковался в Англии в более простой и, как приходится признать, менее художественной форме.
Пекинский резной лак, имеющий преимущественно китайское происхождение, обычно выполняется красным лаком.
История становится интереснее, когда ее можно увидеть.
Именно для этого я и делаю цикл с иллюстрациями. → Открыть подборку статей