Найти в Дзене
Артëм Хохолев

Музей техники и вооружения ВДВ в Рязани

На окраине Рязани, в тени раскрученных достопримечательностей, притаился настоящий клад для любителей техники - Музей военной автомобильной техники и вооружения ВДВ. Его судьба непроста, а стены (вернее, открытые площадки и ангары) помнят и лучшие дни. Я не буду в сотый раз рассказывать мерзостную историю про разграбление его фондов 15 лет назад министром обороны Сердюковым, но отмечу что бывал я в музее дважды (в 2020 и 2025 годах) и увы, обветшание его экспозиции видно невооруженным взглядом. Главный для меня экспонат здесь это выбивающийся из общей экспозиции иностранец - американский танк M4A2(76)W Sherman. Боевая машина была поднята Северным Флотом ВМФ России в Баренцевом море с американского судна "Томас Дональдсон", торпедированного 20.03.1945 немецкой подводной лодкой U-968. Первый из поднятых военными моряками Шерманов я увидел на берегу Кольского залива еще в 2014 году. С него капала соленая вода Баренцева моря, а пах он незабываемой семидесятилетней смесью ржавого металла

На окраине Рязани, в тени раскрученных достопримечательностей, притаился настоящий клад для любителей техники - Музей военной автомобильной техники и вооружения ВДВ. Его судьба непроста, а стены (вернее, открытые площадки и ангары) помнят и лучшие дни. Я не буду в сотый раз рассказывать мерзостную историю про разграбление его фондов 15 лет назад министром обороны Сердюковым, но отмечу что бывал я в музее дважды (в 2020 и 2025 годах) и увы, обветшание его экспозиции видно невооруженным взглядом.

Главный для меня экспонат здесь это выбивающийся из общей экспозиции иностранец - американский танк M4A2(76)W Sherman. Боевая машина была поднята Северным Флотом ВМФ России в Баренцевом море с американского судна "Томас Дональдсон", торпедированного 20.03.1945 немецкой подводной лодкой U-968.

Первый из поднятых военными моряками Шерманов я увидел на берегу Кольского залива еще в 2014 году. С него капала соленая вода Баренцева моря, а пах он незабываемой семидесятилетней смесью ржавого металла и тины. Все шесть Шерманов разъехались с Крайнего Севера по музеям страны, а этот экземпляр был "на время одолжен" командующим Северным флотом командующему ВДВ, да так и остался в Рязани. Жаль, но без должного ухода на открытой площадке, ржавчина неумолимо точит легенду и танк при ближайшем рассмотрении требует повторной зачистки и покраски. А ведь Шерманы наших танкистов брали Берлин бок о бок с советскими танками и самоходками.

-3

Но музей - не только про одного американца. Это полторы сотни экспонатов, где каждый со своей судьбой. Остальная экспозиция не менее интересная и столь обширная, что показать её полностью в рамках одной статьи затруднительно, поэтому фото техники объединяю в листаемые галереи. Начну с иллюстраций профильных десантируемых машин - АСУ-85 и АСУ-57.

Еще один мой любимый экспонат музея - редкая 125-мм самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД", легкобронированный истребитель танков для ВДВ и морской пехоты, казавшийся 20 лет назад весьма перспективной машиной, но так и не вышедший в большую серию. Компанию ей в галерее составляет более удачливая и массовая советская 120-мм авиадесантная самоходно-минометная установка 2С9 "Нона-С", успевшая повоевать в Афганистане, Чечне, Грузии, Украины.

Есть в музее и гражданские машины - выцветший, словно со радиоактивной свалки, пожарный ЗИЛ-130, советский колхозный трудяга ГАЗ-52, опытные ЗИЛ-433410 и Урал-4322 семейства "Суша". Музей был создан на базе военных автомобильных учебных заведений, что и объясняет наличие редкой техники в экспозиции.

"Водники" ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371 были разработаны по заказу Министерства Обороны СССР, но так и приняты на вооружение за исключением небольшой партии, проходившей испытания в Чечне. "Водника" закупило МВД в количестве 54 штук и еще 48 экземпляров отправилось в далекий Уругвай в счет погашения советского долга. В двухтысячных эту машину быстро вытеснил более современный ГАЗ-2330 «Тигр».

Бронированный эвакуационный тягач ТК-6АМ на базе Урала-4320 мирно дремлет рядом с белорусским МАЗ-500 и украинскими КрАЗами, в том числе экспериментальной моделью 5Э6315 1987 года по теме "Открытие".

Целый парк могучих мазовских титанов - тяжелых седельных тягачей, носителей ракетных комплексов, мобильной дизельной электростанции и даже машиной-общежитии на 24 человека и машине-столовой на 16 персон. Представляется, что ракетчики могли запустить свои Тополи и Пионеры и с комфортом уехать в глушь, строить с нуля новую цивилизацию. Среди МАЗов (третье фото в галерее, первая машина) затерялся курганский 30-тонный седельный тягач КЗКТ-72281.

Еще одна галерея, машины по порядку: БТМ-3 - быстроходная траншейная машина, тяжелый гусеничный тягая транспортер МТ-Т "Эней" на шасси танка Т-64, транспортер-тягач МТ-СМ, который кроме как в Рязани не увидеть, артиллерийский тягач ТГ-4, трудяги ГТ-Т и ГТ-СМ (ГАЗ-71).

Огромный АКДС-70 - кислорододобывающая станция на шасси МАЗ-200 шестидесятых годов прошлого века. Аппарат получал в полевых условиях из атмосферного воздуха жидкий и газообразный медицинский кислород для ракетных комплексов и нужд ВДВ. К 70-м годам АКДС-70 были сняты с вооружения, оборудование демонтировалось, после чего машины эксплуатировались в войсках или в народном хозяйстве в качестве автобусов.

-11

АТ-Л - легкий артиллерийский послевоенный тягач, одна из моих любимых машины советской эпохи с гениальной проходимостью.

-12

ПКТ-2, он же МАЗ-538, колёсный путепрокладчик для военных, для которых даже монструозный К-700 был хиловат. Машина особого назначения с невероятной производительностью, стоимостью и расходом в сотню литров солярки на ту же сотню километров. По понятным причинам на гражданской службе почти не встречается.

-13

Есть в музее и совсем гражданские машины - Запорожцы, Москвичи, Волги, Жигули, РАФики и Баркасы. Многие из них в отличном состоянии, но некоторые совсем не блестят полированными боками, находясь ближе к своему аутентичному состоянию.

Легкий транспорт цвета хаки - самым интересным и редким в подборке является конечно УАЗ-3152 "Гусар" с двигателем Toyota мощностью в 205 л.с., бронированием моторного отсека и турельной установкой для пулемёта или автоматического гранатомёта. Экспозицию привычных УАЗиков разбавляет одинокий транспортер переднего края ЛуАЗ-967.

В музее есть не только наземная техника - в самом дальнем углу скучают по небу ветераны Ми-8 и Ан-2. Там же была выставлена трофейная техника СВО, но служители музея просили ее пока не снимать, крайне извиняясь за запрет. Впрочем, натовских машин капитулировало столь много, что скоро они будут экспонироваться при каждом пивном ларьке.

Напоследок оставил один из самых занятных экспонатов музея, незаслуженно заставленный более габаритной техникой. 57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 с двигателем от мотоцикла М-72 и ведущими колесами от ГАЗ-69 могла развивать скорость до 36 км/ч ( по другим данным самобеглое орудие с отважным расчетом из пяти человек могло выжимать на шоссе скорость в 60 километров в час). Увы, в конце 50-х калибр пушки был уже недостаточен для поражения большинства бронированных целей и её военная карьера оказалась недолгой.

-17

Музей оставляет двоякое чувство. С одной стороны - бесценная, редчайшая коллекция. С другой - заметное запустение, следы времени и, кажется, тень той самой «сердюковской» обиды. Это место, где техника не блестит лаком, а дышит историей - порой гордой, порой горькой. Его надо видеть именно таким - настоящим, с надеждой на лучшие времена. Вбивайте в навигатор адрес, обязательный к посещению: Рязань, ул. Военных автомобилистов, д. 12.