Гранитное петербургское небо поливало дождем ржавеющие махины, стыдливо спрятанные на задворках парка Патриот в Кронштадте. Некогда грозные боевые машины, назначенные забугорной пропагандой не иначе как вундерваффе, должны были одним своим видом сокрушить русскую оборону, но реальность оказалась совсем иной - сейчас западные источники уныло признают, что трофейных Абрамсов и Леопардов в России больше, чем в самой Украине.
К сожалению на информационных табличках отсутствует информация, где был захвачен конкретный экземпляр, но судя по антидроновым сеткам трофеи свежие, большая часть из которых относится к курской авантюре ВСУ. Телевизионный герой американской военной машины времен "Бури в пустыне" HMMWV (у нас часто именуют Хаммером, как его гражданские поделки) с весьма предсказуемой судьбой. Машина сколь массовая (с 85 года счет идет на третью сотню тысяч произведенных экземпляров), столь и устаревшая и не имеющая запас к модернизации под условия современных боевых действий.
Поскольку подрывались HMMWV массово и с самыми печальными последствиями для экипаже, одной из его замен стало поколение машин MRAP (Mine Resistant Ambush Protected, «защищенный от подрыва на минах и нападений из засады»), таких как Cougar, весьма неплохо зарекомендовавший в Ираке и Афганистане. Однако в конфликтах высокой интенсивности судьба подобных машин печально предсказуема.
Нет это не Galendewagen, а его лицензионный французский брат Peugeot P4, вероятно самая мирная машины в текущей подборке. Собирались армейские внедорожники с 1981 по 2016 год и 120 таких машин были переданы Францией по программе военной помощи Украине. Судя по состоянию этот уставший P4 долго ждал очереди на утилизацию, но поехал догнивать в незалежную.
Раньше в России надпись RENAULT можно было лицезреть на новеньких Логанах и Дастерах, а сейчас на французских бронетранспортерах VAB (Véhicule de l'Avant Blindé — «бронированная машина переднего края») порядком устаревших (выпускаются с 1976 года). И если французские легковушки и кроссоверы били рекорды продаж на российском рынке, то VAB выступает откровенным статистом на СВО - по состоянию на начало 2025 года западные источники насчитали более 30 визуально уничтоженных бронемашин машин, а также 13 машин были повреждены и брошены. Единственное, что можно отметить в VAB - штатный проводной дрон Arastelle, который, впрочем до Украины не добрался.
Откровенный шведский хлам Pansarbandvagn 302, бронетранспортер родом из 60-х годов прошлого века. Основной плюс - мощное по тем временам 20-мм автоматические орудие Hispano-Suiza HS804. Автор катался на таком в Швеции, ибо продавались они там всем желающим по бросовым ценам, причем владелец вовсю нахваливал наш МТ-ЛБ, также имеющийся у него в коллекции. Pbv 302, несмотря на все потуги, оказался откровенным экспортным неликвидом и шведы трижды перекрестились, слив две сотни этих бронированных корыт на Украину.
В противовес Pansarbandvagn 302 боевая машина пехоты CV90 (Stridsfordon 90, STRF 90) у шведов получилась максимально хорошо, приблизившись по характеристикам к отечественной БМП-3. Запустили её в серийное производство в 1993 году, а главным достоинством стало 40-мм автоматическое орудие Bofors L70 с цифровой системой управления огнем и неплохая динамика на поле боя. Но, несмотря на массу до 35 тонн и композитную броню, машина стоимостью более 4 миллионов евро быстро стала легкой добычей русских бойцов, в том числе и в полностью исправном состоянии, вызвав обоснованные истерики шведского Generalstaben.
Немецкий Leopard 2A6, идейный наследник зверинца Третьего Рейха - Тигров, Пантер и прочих панцеров. Реванш за дедов с крестами, ставшими могильными на русской земле, взять не удалось. Западная пропаганда слепила из второго Леопарда вундерваффе, только увидев которое русские Иваны побегут сразу до Урала. В итоге "самый защищенный и коммерчески успешный танк в мире" оказался маркетинговой пустышкой. Горели дорогущие и тяжеленные вторые Леопарды у турков в Сирии массово (последних немцы из Рейнметалла быстро окрестили танкистами второго сорта). Наскоро подготовленные украинские экипажи пошли дальше и стали загонять Леопардов на минные поля, бросая их почти в исправном состоянии.
Впрочем, символ американской военной мощи M1A1 Abrams проявил себя на полях СВО еще хуже - из 31 поставленного США танка 27 оказались уничтожены или захвачены российской стороной.
Абрамс без орудия - редкая и дорогая штурмовая машина разминирования M1150 ABV, сделанные по заказу Корпуса морской пехоты США. Всего было выпущено как минимум 239 таких гусеничных боевых машин, призванных пробиваться через минные поля, но как обычно на Украине что-то пошло не так.
Были в ВСУ и советские танки - Т-64, коих после развала СССР на Харьковском заводе имени Малышева остались целые армады. За годы незалежности Украина устраивали безумные распродажи советского военного наследия, но технически сложный Т-64 стал экспортным неликвидом - удалось впарить только 25 штук неграм из Конго. На момент написания статьи почти все оставшиеся от СССР Т-64 уничтожены, либо вышли и строя по техническим причинам. Реально воевавшие украинские танкисты отчасти считают советского стального ветерана превосходящим современные немецкие Леопарды по боевым и эксплуатационным характеристикам.
Украинский БТР-4 в теории казался удачной современной модернизацией советских колесных бронетранспортеров. По факту иракцы, клюнувшие на его мнимую дешевизну, кроме постоянного срыв поставок получили ржавый, кустарно собранный и текущий маслом, непригодный к эксплуатации хлам. Как видно на фото, дела БТР-4 на СВО пошли еще хуже, быстро сведя их популяции к нулю.
Загадочный XA-180 Pasi появился на Украине в "фирменном" камуфляже финских вооруженных сил, хотя в самой Суоми про поставки скромно молчали. Возможно, горячим финским парням было просто стыдно отправлять на войну не самые удачные машины родом из конца 70-х годов прошлого века. Збройные хлопцы ответили взаимностью, стараясь при первой же возможности сбросить финский гроб на колесах в ближайшую балку.
Канадский многоцелевой колесный бронетранспортёр Roshel Senator на базе шасси Ford F-550 преподносился пиарщиками как "машина для апокалипсиса". Кому именно настанет "апокалипсис", не уточнялось, и продажи были нулевые, сродни надежности и проходимости вне асфальтовых дорог. Зато один экземпляр Сенатора стоит около $600 000, а на начало 2025 года объемы спонсорских поставок Украине достигли 1 700 машин. Больше миллиарда долларов выручки - отличный финансовый результат для одноразового броневика.
International MaxxPro - техника посерьезнее и еще одна замена HMMWV и даже устаревшим бронетранспортерам M113. Один из лучших MRAP (Mine Resistant Ambush Protected, бронированных автомобилей, защищённых от мин и стрелкового огня из засад) на начало производства в 2008 году с хорошими экспортными продажами. Неплохо проявил себя в условиях Афганистана и Ирака, но вес за 20 тонн и чернозем Украины оказались плохо совместимы. В конфликтах высокой интенсивности MaxxPro приходится туго, расплата за лихие рейды на линии фронта наступает слишком быстро.
Турецкий бронеавтомбиль BMC Kirpi, активно предлагаемый на экспорт: Тунису, Сомали и Туркменистану. Украине досталось около 200 машин. По виду - огромный как дом, высотой более трех метров, отличная мишень на колесах, которую видно даже из Анкары. По состоянию на начало 2025 года в общей сложности минимум 67 экземпляров были уничтожены, повреждены, брошены или стали трофеями.
Бронетранспортер М113, брошенный противником в селе Погребки Курской области. Никогда не понимал этих американских алюминиевых коробочек, натерпевшихся страху от советских Т-54 и ПТ-76 еще во Вьетнаме. Однако стоит признать, что российская сторона также использует трофейные M113 как ремонтнопригодные и комфортабельные машины.
А вот БМП M2A2 "Bradley" удостоился положительных отзывов обеих противоборствующих сторон. В плюсах американской техники хорошая бронезащита, эргономика, оптика и отличная автоматическая пушка калибра 25 мм М242 Bushmaster. При условии хорошей подготовки экипажа Бредли становится очень опасным противником, а отечественному военпрому есть кого догонять и перегонять. Поставлено на Украину около трех сотен таких машин, из которых уже потеряно больше половины.
Привет из 70-х годов прошлого века - алюминиевая бронированная эвакуационная машина британской армии FV 106 Samson. Всего их сделали 136 экземпляров, из интересного модно отметить только двигатель Jaguar объемом в 4,2 литра. Как и родственный FV103 Spartan является проходной и устаревшей тыловой машиной, которую в Великобритании может купить любой желающий по цене металлолома, чем активно пользовались для пиара украинские политики вроде Порошенко и Притулы поставляя их в ВСУ.
Американская восьмиколесная транспортная машина пехоты M1126 Stryker, была создана для применения в конфликтах низкой эффективности. В Ираке эта машина проявила себя хорошо, но хлопцы из ВСУ постарались это исправить и заботливо нанесли для удобства поражения и так немаленького Страйкера немецкие балкенройцы, чтобы операторам дронов и наводчикам танков было легче целится.
Американская самоходная 155-мм гаубица M109 Paladin разработана еще в 50-е годах прошлого века, но вместо назревшей замены активно и удачно модернизируется и служит до настоящего времени почти по всему миру. Исходя из западных источников на конец 2023 года на украинских полях сражений было потеряно не менее 46 единиц M109.
В завершении статьи о металлоломной сборной западного мира выступают американские гаубицы M777 калибром 155-мм и М119А1 калибром 105-мм. Надо ли вспоминать что три семерки превозносилось как очередное вундерваффе, которое регулярно запарывали наспех (неделя максимум) подготовленные артиллеристы ВСУ.
Итог выставки простой: не в свинью коня корм. Глупо надеется на доброго дядю из заграницы, угробив до этого свою промышленность. Истории с туземцами и стеклянными бусами от белых господ всегда заканчиваются долговой ямой и рабством, а военная техника из красивых рекламных роликов и проспектов часто для них только и годится.