Найти в Дзене
Петр Власов

Асы 2МВ: статистика побед (01). Асы Западноевропейского фронта

Оглавление

Этот цикл создан «по просьбе телезрителей», пожелавших увидеть и по 2МВ разбор, подобный уже опубликованному мною в статье «Асы 1МВ: статистика побед». Я по возможности постарался выполнить пожелание, хотя создать аналог предыдущей статьи было очень сложно. Масштаб этих воздушных войн несравним: если в 1МВ был только Западный фронт, и совсем небольшой Восточный, то во 2МВ - расширившиеся Запад, Восток, Африка и Средиземноморье, Дальний Восток и Тихий океан. ВВС стали многочисленнее, и появились в значительно большем количестве стран. К тому же инфа по 2МВ «плавает» – неясно количество потерянных разными странами самолетов: до сих пор разные источники называют разные цифры. Горячие споры среди любителей истории авиации вызывает так же оценка достоверности воздушных побед; хотя профессиональные исследователи путем сверки заявок и реальных потерь сторон уже давно доказали, что практически все официальные счета всех летчиков той войны не преднамеренно, а в силу сложности обстановки воздушных боев, завышены в 2-3, а то и в 4 раза. А так как истинное количество побед большинства асов установить невозможно, в литературе обычно указывается число побед, засчитанное асу его командованием. Ведь хоть оставляй официальные счета не тронутыми, хоть урезай их (но тогда – для всех!) – общая картина успешности асов останется примерно такой же.

Тем не менее, представляя себе сложность и неоднозначность такой работы, я ввиду интересности данной темы (по крайней мере, лично для меня), взялся за нее. Что в результате получилось, то получилось; может быть, не лучшим образом. Но я сделал, что смог. Кто может лучше – пусть сделает…

Асы Польши

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, что стало началом Второй мировой войны. Сопротивление польских войск Вермахту было коротким, а соотношение сил ВВС Польши и Люфтваффе – подавляющим: против примерно 800 польских самолетов немцы выставили более 2.300 своих, превосходивших противника как количественно, так и качественно. За сентябрь 1939 г. от воздействия истребителей, зенитного огня и бомбежек поляки потеряли 327 самолетов, а Люфтваффе – 246 (+ 2 самолета союзных им словаков). Всего за месяц боев самые удачливые пилоты обеих сторон успели заявить максимум по 2-3 победы, а титула аса за сентябрь добились только 1 немецкий, и 1 польский летчики. У поляков им стал поручик Станислав Скальский (Skalski), заявивший 6 воздушных побед.

-2

Но после катастрофы 1939 г. многие поляки, не смирившиеся с поражением своей страны, продолжили борьбу против немцев в составе вооруженных сил других стран. И хотя короткое сопротивление Польши в сентябре 1939 породило только одного польского аса, за время всей 2-й мировой войны титула аса удостоились еще 42 польских летчика-истребителя, заявившие по 5 и более побед (общий счет - 344 заявки). Из них 7 летчиков одержали по 10 и более побед, что составило почти треть заявок - 103. Так как большинство поляков сражались в составе британских RAF, их победы учитывались по английской системе подсчета. Самым результативным остался первый ас Польши 1939 г. -Станислав Скальски, в ходе войны продолжавший лидировать в победном рейтинге. Его общие успехи за войну (по британской системе подсчета) составили подтвержденными 22 личные + 1 групповая победы + 2 вероятные (неподтвержденные). За ним следовал Евгениуш Хорбачевски (Horbaczewski) со счетом 16+1+1 победы, третьим стал Болеслав Гладых (Gladych), воевавший сначала в английской, а в 1944-1945 гг. в американской авиации. За войну он одержал 14 подтвержденных и 2 вероятные победы.

-3

Асы Франции

В мае 1940 Германия вторглась на территорию Франции, выставив против нее (по разным сведениям) от 2.590 до 3.390 самолетов (около 1.000 из них сначала действовали против Бельгии и Голландии, а после их разгрома тоже атаковали Францию). Против этих сил союзники выставили около 4.500 самолетов: Франция – около 2.500 крылатых машин, Бельгия и Голландия вместе – не менее 400 самолетов, и более 1.500 самолетов – Великобритания (как в составе Экспедиционного корпуса в самой Франции, так и базировавшихся на английском побережье, действовавших над Ла-Маншем и северным побережьем Франции). «Битва за Францию» продолжалась 6 недель – с мая по июнь 1940 г., и завершилась разгромом и капитуляцией Франции. При этом Люфтваффе, сражаясь против ВВС четырех стран, лишились в боях 1.401 самолета; общие потери противников Германии составили (по разным сведениям) от 1.960 до 2.205 самолетов. Франция лишилась в боях 795 машин (по другим сведениям 1.274, но вероятно, в это число вошли и самолеты Бельгии и Голландии, чьи ВВС были уничтожены полностью). Еще более 1.000 французских самолетов достались немцам в качестве трофеев, а неизвестное число сожжено самими французами по принципу «так не доставайся же ты никому»… Британцы в боях за Францию потеряли 931 самолет.

Лучшим французским асом «Битвы за Францию» стал Эдмон Марэн Ля Меле (La Meslee), заявивший 16 воздушных побед; 14 побед заявил Камиль Плюбо (Plubeau), и 12 – Жан Аккар (Accart).

-4

Французская система подсчета побед отличалась от английской тем, что не учитывала в рейтинге летчика вероятные победы (хотя они записывались - непонятно, зачем, если в зачет не шли?). Зато французы «валили в общую кучу» и личные, и групповые победы, считая их равнозначными, и выстраивали рейтинг своих асов от суммы этих побед. Как и поляки, многие французские летчики так же не смирились с поражением Франции, и продолжили сражаться в составе ВВС других стран. Всего за время 2-й мировой войны 118 французских пилотов заявили вместе не менее 1.564 воздушных побед. Из них 35 - по 10 и более побед (их общий счет составил 480 заявок), а трое «высших» французских асов вместе одержали 77 подтвержденных побед. Самым результативным французом 2МВ считается Пьер Клостерман (Clostermann), одержавший за войну в составе RAF 33 подтвержденные воздушные победы (по английской системе 19 личных + 14 групповых). Кроме того, воюя в 1945 г. на истребителе-бомбардировщике, Клостерман уничтожил на земле в штурмовках еще 30 самолетов, 7 танков, 72 паровоза, 225 грузовиков, и 2 торпедных катера! Вторым по результативности французы признали Марселя Альбера (Albert), в составе авиаполка «Нормандия-Неман» одержавшего 23 подтвержденные победы (по советской системе 7 личных + 16 групповых). Третьим по французским меркам считается служивший в RAF Жан Демозей (Demozay), за которым числится 21 подтвержденная победа (по-английски 18 личных + 3 групповых).

-5

Асы Великобритании в Европе:

Самолетный парк британской авиации во время 2-й мировой войны составил не менее 121.766 машин, из которых в боях погибли 15.175 (по другим сведениям 22.010) самолетов. Но «разложить» эти и так «плавающие» цифры по многочисленным фронтам, на которых воевали пилоты разных стран Британской империи, лично мне не представляется возможным: это требует слишком долгого и напряженного труда, который мне сейчас просто не по силам. Могу лишь дать найденные мною цифры воздействия британцев на германскую авиацию: с 1939 по 1945 г. немцы в боях с британцами потеряли 21.000 самолетов, а английские бомбардировщики сбросили на Германию и оккупированные ею страны около 1.460.000. тонн бомб.

-6

В ходе 2-й мировой войны асами были признаны свыше 900 пилотов Британской империи, на боевом счету которых было записано 5 и более вражеских самолетов. Возникновению такого большого числа объявленных асами летчиков во многом способствовала английская система учета воздушных побед, которая была самой сложной и запутанной, но одновременно и довольно удобной для летчиков, торопившихся побыстрее добиться заветного титула «ас». Ведь у британцев в зачет шли и личные, и групповые, и даже вероятные победы, имевшие не подтверждение, а только «слово джентльмена»…

Летчики Великобритании сражались во 2-й мировой войне с самого ее начала, и вплоть до ее окончания, на самых разных фронтах – и в Европе, и в Африке, и на дальнем Востоке, а некоторые даже «слегка засветились» на севере советско-германского фронта. Из британских асов, воевавших только над Западной Европой, самым результативным стал англичанин Джеймс Эдгар Джонсон (Johnson), общий счет которого составил 34+7+3 победы. За ним следует англичанин Джеймс Лейси (Lacey) со счетом 28+0+5 побед (правда одну он одержал над Бирмой, а не Европой). Замыкает тройку «самых результативных британцев Западной Европы» южноафриканец Адольф Малан (Malan) со счетом 27+7+3 победы.

-7

Британские ночные асы

Стремление «выбомбить противников из войны» привело и немцев, и англичан, из-за больших потерь бомбардировщиков в дневных налетах, к организации ночных бомбардировок врага. А это стимулировало и тех, и других к развитию ночной истребительной авиации. И если поначалу перехваты бомберов в ночной темноте являлись лишь единичными случаями, то с появлением бортовых радиолокаторов результативность ночных истребителей заметно повысилась, практически сравнявшись с результативностью дневных асов. В британской авиации при помощи операторов РЛС лучшими «ночниками» стали пилоты: Джон Роберт Брэхэм (Braham), имевший счет 29+0+2 победы (из них 20 – ночных); Брэнсом Артур Барбридж (Burbridge) с 21+2+1 ночными победами (+ еще 3 сбитые ракеты V-1); и Джон Каннингем (Cunningham) заявивший за войну 20+3+7 побед (из которых 19 ночных).

-8

Асы США в Европе:

Американцы вступили в воздушную войну в Европе только с лета 1942 года. Всего со стороны США в европейской войне против Германии участвовало более 13.000 боевых самолетов (по другим сведениям от 15.000 в 1943-м до 20.000 в 1945 г.). Причем уже изначально американцы подключились к идее «выбомбить немцев из войны». Поэтому основная роль в Европе отводилась ими бомбардировщикам, технический уровень которых позволял делать это днем; истребители же США выполняли в основном функцию сопровождения и защиты бомберов. До капитуляции немцев американские бомбардировщики сбросили на Германию и оккупированные ею страны около 1.500.000 тонн авиабомб, а истребители заявили об уничтожении более 35.000 самолетов противника (по другим сведениям – 29.916). Все это стоило ВВС США потери на европейском театре 18.418 своих самолетов (по другим сведениям – только 11.687).

Правда, цифры заявок уничтоженных американцами самолетов противника (какими бы они ни были) довольно условны. Дело в том, что в американской системе учета было принято делить групповые победы пополам, а затем прибавлять эти 0,5 к числу уже имевшихся у каждого летчика побед. Если на поражение цели претендовали более двух пилотов, то победу вообще делили на количество участников этого боя, записывая полученные доли всем летчикам. Именно из-за этого в списках американских асов встречаются странные цифры побед с десятыми и даже сотыми долями от целого числа! Такие способы позволяли объявить асом даже летчика, в реальности не сбившего ни одного самолета, но «отстрелявшегося» по врагам в десятке общих групповых свалок. Заслуженному же летчику американская система подсчета помогала «раздуть» свой рейтинг до более солидных размеров. Так, например, по этой системе летчик, одержавший 10 личных и 5 групповых побед, считался асом с 12,5 победами, а летчик со счетом в 9,66 заявок уже зачислялся в список асов, добившихся 10 побед…

-9

При такой система учета число американских асов росло «как на дрожжах». Не будем подсчитывать массу «5-победных асов», зачастую получавшихся только потому, что они несколько раз поучаствовали в групповом бою. Но за время 2-й мировой войны только пилотов, заявивших каждый по 10 и более побед, оказалось в США 148 человек (общее число их заявок - более 2.100 побед). Из них 18 асов записали себе каждый более 20 побед (их общий счет достигает 448 заявок). Однако, ввиду того, что рейтинг американских летчиков составлялся из сложения десятых и даже сотых долей от общих групповых схваток, говорить о достоверности даже приведенных здесь цифр побед можно только с очень большой натяжкой…

Что же касается «высших» асов США, то для полноты картины их нужно разделить по фронтам, на которых эти пилоты действовали, так как обстановка, задачи и техническое оснащение (самолеты) на разных фронтах были различны. Кроме того, авиация США подразделялась на армейскую и морскую (палубную и морской пехоты), что тоже требует раздельного освещения.

Исходя из сказанного, в этой статье выделены из общего числа самых результативных асов США только те, что воевали над Западной Европой (асы других фронтов будут названы в следующих статьях). Самыми результативными американскими асами истребителей сопровождения дальних бомбардировщиков, совершавших с баз в Англии рейды на Германию, стали Фрэнсис Габрески (Gabreski) и Роберт Джонсон (Johnson), заявившие каждый по 28 побед (Габрески впоследствии, в Корейской войне 1950-1953 гг., заявил еще 6 побед). Третьим «асом сопровождения» стал Джордж Предди (Preddy), заявивший до своей гибели в декабре 1944 г. 26,83 победы.

-10

Асы Германии в Европе:

Германия, вступившая во 2-й мировую войну, с 3.729 самолетами, постоянно наращивала свои авиасилы, и общее число авиатехники, с полученными от промышленности за войну, достигло 119.907 самолетов всех типов. Правда, к концу войны большинство из них было потеряно (по разным причинам – до 116.584 самолетов). Но вот цифры именно боевых потерь Люфтваффе в разных публикациях «плавают» - от 63.000 до 85.650 самолетов (из последней цифры - около 41.000 самолетов на Западе и в Средиземноморье).

-11

При этом немецкие заявки на победы составляют около 70.000, из них на Западе – не менее 25.000 побед. У немецких асов во Второй мировой войне – самые астрономические победные счета, достигающие 352 заявок. Но это в основном относится к так называемому «Восточному фронту» (разбор этих заявок будет в статье «Статистика асов советско-германского фронта»). Из летчиков, воевавших только над Западной Европой (не считая асов, отвоевавших кроме Европы еще и в Африке, на Средиземноморье и в СССР), лишь три летчика превысили счет в 100 побед. Это Адольф Галланд, заявивший в боях над Европой 104 победы (8 последних – на реактивном Ме.262), Эгон Майер (102 победы, в том числе 26 четырехмоторных бомбардировщиков), и Йозеф Приллер (101 заявка, в том числе 11 четырехмоторных бомбардировщиков).

-12

Всего же за время войны около 5.000 немецких летчиков заявили по 5 и более побед. Из них от 60 до 99 побед заявили 128 пилотов, а свыше 100 побед – 103 летчика. Но как уже было сказано ранее, на счета более 100 побед в основном претендовали пилоты, воевавшие на многих фронтах, в первую очередь над СССР и Африкой (однако о них – речь в следующих статьях).

Немецкие ночные асы

Как и англичане, немцы в стремлении «выбомбить противника из войны» занялись организацией ночных бомбардировок врага, а так же начали развивать ночную истребительную авиацию. Увеличение массовости британских ночных бомбежек Германии и разработка немцами бортовых радиолокаторов для своих самолетов привели к резкому взлету результативности германских «ночников»; два экипажа даже сумели превысить рубеж в 100 ночных побед. Самых больших успехов добился экипаж майора Хайнца Вольфганга Шнауфера (Schnaufer), полностью состоявший из кавалеров высшей награды – Рыцарского креста. На его счету числилась 121 ночная победа (из них 114 четырехмоторных). Второе место среди германских «ночников» Европы занял Гельмут Лент (Lent), заявивший 102 ночные победы (+ 8 дневных = 110 побед). Из этих 102 ночных побед 65 было одержано над тяжелыми 4-моторными бомбардировщиками британцев.

-13

Всего за 1941-1945 гг. германская авиапромышленность произвела 7.861 ночной двухмоторный истребитель. За время 2МВ пилоты этих самолетов заявили 7.089 ночных побед; а вместе с одномоторными «ночниками», и дневными истребителями, которым довелось встретиться с противником в сумерках, общий счет заявок Люфтваффе дошел до 7.400 ночных побед. При этом немцы потеряли в боях не менее 292 специализированных «ночников», 249 из которых пришлось на долю британских ночных истребителей «Москито», а 43 были сбиты американскими «ночниками» Р-61 «Блек Видоу». Что касается расчета ночных асов Люфтваффе, то от 10 до 49 ночных побед заявили 200 пилотов, от 50 до 99 – 17, и 2 уже названных ранее – свыше 100 ночных побед…

-14

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Асы 2МВ: статистика побед (02). Асы Африки и Средиземного моря

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.