Найти в Дзене
Петр Власов

Асы 1МВ: статистика побед

Оглавление

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Асы 1МВ: разные системы подсчета воздушных побед

Асы истребителей («Летчики-асы»)

Многочисленные воздушные битвы 1-й мировой войны породили немалое количество асов во всех участвовавших в войне странах (сегодня известно 1.860 имен). За четыре года воюющими государствами были проведены около 100.000 воздушных боев, в ходе которых было сбито 8.073 самолета; огнем с земли было уничтожено еще 2.347 самолетов. Важную роль в войне играли и бомбардировщики. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27.000 тонн бомб, английская и французская – более 24.000. Поэтому в конце войны наиболее ожесточенные схватки разыгрывались как раз вокруг бомбовозов.

Интересно, что французская и британская системы подсчета побед оказались довольно несовершенными и привели к значительному завышению победных счетов многих асов. Так, по собственным заявкам на победы англичане претендовали на 8.100 сбитых самолетов противника, а французы – еще на 7.000. Немцы же потеряли в воздушных боях только 2.138 самолетов; еще около 1.000 машин (в основном разведчиков и бомбардировщиков) не вернулось из вылетов на территорию противника, но как они погибли - неизвестно.

Не более 500 машин потеряла так же Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Ничего себе расхождение - при заявлении примерно 15.000 побед реальными явились только около 3.600! Таким образом, достоверность побед Антанты ниже заявленной почти в 5 раз. С другой стороны германскими пилотами-истребителями было заявлено почти 6.000 побед (точнее – 5.973). Причем значительная часть их заявок была действительно подтверждена обломками сбитых машин (ведь немцы в основном предпочитали драться над своей территорией).

Учитывая заметное расхождение между зафиксированными командованием успехами пилотов разных стран (в первую очередь – ВВС Антанты) и реальными потерями сторон, выявившимися после окончания войны, в дальнейшем тексте правомернее будет говорить не об уничтожении тем или иным лечиком вражеских самолетов, а об их заявках на уничтожение. Или просто о победах – ведь победой в воздушном бою можно считать не только уничтожение вражеского аэроплана, но и его бегство с поля боя, что означало срыв поставленной ему задачи…

Лучшие асы стран Антанты

-2

Среди стран Антанты самыми успешными асами считаются французы. Так, во французских ВВС в 1-ю мировую 52 летчика заявили об уничтожении не менее 10 вражеских самолетов каждый. В общей сложности на счету только этих асов - 908 машин противника. Кроме того, еще около 100 пилотов-истребителей французских ВВС заявили от 5 до 9 побед каждый. Среди них находились не только французы: в «Aviotion Militaire» Франции служили так же американцы, русские, и даже японцы и китайцы.

Сильнейшим представителем французской школы воздушного боя стал капитан Рене Поль Фонк (Fonck) - он одержал 75 побед. Однако настоящим национальным героем Франции стал не расчетливый и чванливый Фонк, а отважный до безрассудства капитан Жорж Гинемер (Guynemer), на счету которого числилось 54 победы. Третье место в списке лучших французских асов занял «Гусар смерти» - лейтенант Шарль Ненжессе (Nungesser), одержавший 43 победы.

-3

Следующими по результативности среди ВВС западных союзников шли британские авиаторы. К ним тогда относились помимо самих англичан и выходцы из других стран, входивших в Британскую империю: канадцы, австралийцы, новозеландцы, представители некоторых африканских государств. По индивидуальному мастерству они ни в чем не уступали французам. Однако «хитровывернутая» британская система подсчета побед, в которой к реально подтвержденным победам «приплюсовывались» и лишь вероятные (которые толи были, толи нет) вывела на первые места рейтинга совсем не тех летчиков, что реально нанесли противнику наибольший урон. Так, на счету «аса №1» ирландца Эдварда Мэннока (Mannock) - 73 победы (но на самом деле он имел 41 подтвержденную и 20 вероятных побед). На счету «аса №2» англичанина Вильяма Бишопа (Bishop) числилось 72 победы (но из них подтвержденными были 54, остальные 16 - только вероятными). «Асом №3» британцы считали канадца Раймонда Коллишоу (Collishaw), имевшего 60 побед (на самом деле - 30 подтвержденных + 30 вероятных).

-4

Если же учитывать только реальные успехи этих летчиков, то первым должен быть не Мэннок, а Бишоп, а вторым – вообще не упомянутый в «высшей тройке» Джеймс МакКадден (McCudden), общий счет которого - 57 побед (из них 46 подтвержденных + 11 вероятных).

Что касается общих достижений высших британских асов, то только 29 английских пилотов одержали более 10 побед каждый, заявив об уничтожении в общей сложности 681 самолета. А если учитывать и достижения пилотов государств, входивших в Британскую империю, то результат получится еще более весомым. Так, 18 самых результативных летчиков Британской империи одержали более 35 побед каждый, объявив в общей сложности уничтоженным 881 самолет. Еще около 175 лётчиков-истребителей Британской империи заявили об уничтожении от 5 до 9 самолетов противника каждый.

-5

В ВВС США, вступивших в войну запоздало, только в 1917 г., высшими асами, заявившими 10 и более побед, стали 10 пилотов; их общий счет составил 142 вражеских самолета. Однако американские летчики-добровольцы еще раньше сражались и в составе ВВС других стран Антанты, а потому общий счет уже 22 высших американских асов более весом - 293 победы. Кроме того, еще не менее 86 американских летчиков заявили до окончания войны от 5 до 9 побед каждый.

-6

Сильнейшим среди американцев был пилот USAS капитан Эдвард Рикенбакер (Rickenbacker), который выиграл 26 воздушных поединков. Второе и третье место принадлежат Фрэнсису Жиллетту (Gillett), одержавшему 20 побед, и Гарольду Каллбергу (Kullberg) с 19 победами – оба воевали в составе британских ВВС.

-7

В число асов Антанты вошли и 10 итальянских летчиков, имевших каждый более 10 побед; вместе на их счету числится 193 самолета. Всего же в итальянских ВВС выросло 42 аса, одержавших в общей сложности 392 победы. Самым результативным среди них был майор Франческо Баракка (Baracca), одержавший 34 воздушные победы. Второе и третье место занимают Сильвио Скарони (Scaroni) - 26 побед, и Пьетро Руджеро Пиччио (Piccio) - 24 победы.

-8

Отважно сражались и бельгийские летчики, трое из которых заявили об уничтожении более 10 самолетов противника каждый (общий их счет – 58 побед). Лидером этой тройки был лейтенант Вилли Коппенс (Koppens), одержавший 37 побед; за ним следовали Андре Мелемеестер (Meulemeester) - 11 побед, и Эдмонд Тиффри (Thieffry) - 10 побед. Еще три пилота этих небольших ВВС заявили по 7 и 6 побед.

Асы авиации России

-9

Список русских асов 1-й мировой войны был гораздо скромнее, чем у французов, англичан или немцев, но этому есть определенные причины. Русские асы имели меньше побед, чем французские или немецкие лётчики, так как они воевали в более трудных условиях и на худших, устаревших самолётах с более слабым вооружением. Да и численность авиации всех сторон на Восточном фронте была незначительной, что делало воздушные схватки относительно редким явлением. Несмотря на все это русские лётчики добились определенных успехов: из 150 лётчиков – истребителей, имевшихся в России, асами, имевшими более 5 побед, стали 26 пилотов; они заявили об уничтожении в общей сложности 188 самолётов противника. Правда, из-за неясности с системой подсчета побед сегодня очень сложно составить правильный рейтинг российских асов. В России была принята французская система, однако в разных источниках дается разный подсчет. В некоторых указывается деление на подтвержденные и вероятные победы, в других же все они «валятся в одну кучу», да еще с явным завышением цифр – видимо, из-за «особо понимаемого патриотизма» исследователей.

-10

Тем не менее, даже в этих весьма туманных условиях можно точно назвать лучшего аса России. Наибольшее количество заявленных сбитыми вражеских самолетов было на счету у штабс-капитана А.Козакова - 20 официально подтвержденных + 4 неподтвержденные победы (а некоторые исследователи за счет вероятных поднимают его общий рейтинг до 32 побед).

-11

Но вот с «асом русской авиации №2» уже нет ясности. Одни называют вторым капитана Павла Аргеева (15 подтвержденных + 2 вероятные победы). Но он заявил на русском фронте только 6 вражеских самолетов, а остальные 9 – уже во французских ВВС (во Францию Аргеев перебрался после революции в России). Другие считают вторым Василия Янченко, одержавшего на австрийском фронте 16 подтвержденных побед, а Аргееву отводят только 3-е место из-за его двух вероятных побед. Замыкают же пятерку «высших» асов Российской империи Иван Смирнов и Григорий Сук, на счетах которых по 10 официально подтвержденных побед + 2 вероятные (правда, с этими летчиками много неясностей - в различных изданиях по ним приводятся разные победные цифры).

-12

А некоторые исследователи выше этих пилотов ставят морского летчика Александра Прокофьева-Северского, тоже имевшего общий счет в 12 побед. Но это вряд ли является правильным: у Прокофьева-Северского на счету были только 2 официальные победы, остальные же 10 являлись вероятными…

Лучшие асы стран Тройственного союза

-13

Что касается асов Тройственного союза, то наибольших успехов в воздушных боях добились немецкие летчики. Так, в германских ВВС 161 летчик имел на своем счету 10 и более воздушных побед (такого количества асов не имели ВВС ни одной страны). Только они вместе заявили об уничтожении 3.270 машин противника. А ведь еще около 200 пилотов-истребителей «Luftstreitkrafte» заявили от 5 до 9 побед каждый. Подавляющее большинство исследователей считают, что и личное первенство войны осталось за немецким асом - ротмистром Манфредом фон Рихтгофеном (von Richthofen), который одержал 80 подтвержденных побед. Сразу за Рихтгофеном в списке лучших асов кайзеровской авиации идет обер-лейтенант Эрнст Удет (Udet) - 62 победы, третье место занимает обер-лейтенант Эрнст Лёвенхардт (Löwenhardt) - 54 победы.

-14

Неплохо показали себя и союзники немцев - летчики ВВС Австро-Венгерской империи. Так, 14 австрийских асов, имевших по 10 и более побед, сбили вместе 260 аэропланов. А на общем счету всех 49 асов Австро-Венгрии, включая и тех, что заявили от 5 до 9 побед каждый, числится 477 уничтоженных самолетов. Лучшим среди австрийских асов стал поляк по происхождению гауптман Годвин Брумовски (Brumowski), одержавший 35 подтвержденных воздушных побед. За ним шел чех унтер-офицер Юлиус Ариги (Arigi) - 32 победы. Третьим из самых удачливых асов империи был австриец обер-лейтенант Бенно Фиала, риттер фон Френбург (Fiala-Frenburg), одержавший 28 подтвержденных побед.

-15

А вот турецкие ВВС отличались слабостью и не смогли сыграть серьезную роль в воздушной войне. В турецкой авиации было всего 4 аса, и все они являлись немцами, присланными в Турцию для поддержки. Наиболее результативным из них был Ганс Шюц (Schuz), одержавший в составе турецких ВВС 10 побед. Ганс-Иоахим Буддеке (Buddecke) одержал под знаком полумесяца 6 побед (из своих 13), а Эмиль Майнекке (Meinecke) и Теодор Якоб Кронайсс (Croneiss) – по 5.

-16

Асы-бортстрелки («Воздушные асы»)

-17

Как уже говорилось в статье «Асы 1МВ: разные системы подсчета воздушных побед», в годы 1-й мировой войны асом мог стать не только пилот истребителя, но и стрелок-наблюдатель (даже существовало два разных термина: «летчик-ас» и «воздушный ас»). Правда, по представителям этой категории информации очень мало. Бортстрелками многоместных аэропланов обычно были нижние чины, успехам которых в ту эпоху кастовых отношений уделялся минимум внимания по сравнению с офицерским составом. Это было характертно практически для ВВС всех стран того времени, участвовавших в войне. Поэтому известно некоторое количество пилотов многоместных бомбардировщиков с записанными на них воздушными победами, хотя при управлении тяжелой машиной они никак не могли вести огонь по врагу (пилотам засчитывали победы, одержанные их бортстрелками), а вот имена самих рядовых бортстрелков «тонут в тумане неизвестности». Лишь в том случае, если стрелком оказывался офицер-наблюдатель, что бывало на двухместных самолетах, информация о его успехах становилась достоянием гласности. Как то было, например, с добившимся 21 воздушной победы капитаном F.R. Cubbon, летавшем наблюдателем на двухместном FE.2b, которым управлял капитан F.A. Thayre.

-18

Подобное встречалось и в германской авиации, где прежде чем стать истребителем, летчик-офицер (или унтер-офицер, претендовавший на офицерское звание) проходил «стажировку» на двухместном самолете - сначала в качестве наблюдателя-бортстрелка, а затем пилота. И одержанные им в этом качестве победы записывались в последующий общий счет этого летчика, одержанных уже на истребителе. Но при такой системе выделить именно асов-бортстрелков из общего списка летчиков практически невозможно. Такие же правила предварительной стажировки будущих истребителей на двухместных машинах действовали в ВВС Австро-Венгрии. Но ни в австрийской авиации, ни в германской достижения рядовых бортстрелков никого не интересовали и никак не учитывались.

Видимо, подобное отношение наблюдалось и в ВВС Франции. Во всяком случае, в литературе приводится только одно имя французского бортстрелка, достигшего наивысшего результата. Это сержант Виталис (Vitalis), бортстрелок французского тяжелого двухмоторного Кодрона R-4, одержавший 8 воздушных побед.

-19

Как это ни странно, но наиболее полная информация по бортстрелкам категории «воздушный ас» дается… в Великобритании - стране, в которой лишь в конце войны, и то после большого скандала, была обнародована инфа о своих лучших асах-истребителях, до того тщательно скрывавшаяся. Интересно, что при высочайшей кастовости британского общества того времени, тем не менее боевые успехи нижних чинов англичанами тщательно фиксировались. И сегодня мы знаем, что 33 стрелка британских многоместных бомбардировщиков заявили от 5 до 9 побед, а стрелки Naylor и Rhodes одержали 13 и 11 побед (благодаря бортстрелкам на счета 43 пилотов бомбардировщиков тоже были записаны от 5 до 14 побед). Кроме того, на более распространенных двухместных машинах «воздушными асами» были признаны еще 140 стрелков; из них более 10 побед одержали 36 человек. А самыми результативными стали бортстрелки двухместных тяжелых истребителей C.G.Gass (39 побед), R.M.Fletcher – (26) и G.S. Havward (25 побед).

ДОПОЛНЕНИЕ: Асы 1МВ: первый и единственный ас Турции

ДОПОЛНЕНИЕ: Асы 1МВ: Буддеке - не единственный «турецкий» ас

Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.