Несколько месяцев семья жила в мире и согласии. Марья счастлива была. Рядом любимый муж, детки умненькие были, хорошо учились и не огорчали мать. И на работе дело ладилось. Фотография Степанцовой всегда висела на доске почёта. Повысили Марью до заместителя директора молокозавода.
Глава 1
Глава 2
В тот самый день, когда её ознакомили с приказом о назначении на должность, она пришла домой пораньше. Детей ещё не было, а Иван уже пришёл домой. Он спал. По храпу и разбросанным вещам Марья поняла, что её муж мертвецки пьян.
***
- Прости, родная, - проснувшись рано утром, Иван виновато глядел на жену, - засиделся с мужиками, повышение твоё отмечал.
- Даже слышать не хочу ничего об этом! – сердито произнесла Марья. – Ты меня знаешь, от пьяницы я ушла, и снова уйду, если за старое взялся.
- Правильно мне мужики говорили, - заныл Иван, - мол, станешь ты начальницей на работе, будешь и дома командовать.
- Вот значит как, - сухо произнесла Марья, - мужики, значит, сказали. Эх, Ваня, никак не хочешь своим умом жить. То мать тебе в уши своё льёт, то соседи, то вот мужики. А не они, так водка свою правду шепчет.
Попытался Иван обидеться, чтобы жена виноватой себя ощущала, но ничего у него не вышло.
- Смотри, Иван, не повторяй старых ошибок, - сказала жена и покачала головой.
- А если не дам помыкать собой, что сделаешь? – ехидно спросил Иван. – Неужто выгонишь?
- Выгоню!
- И совесть мучить не будет?
- Нисколько не будет.
- Вот ты бессердечная! Куда я смотрел, когда женился на тебе?
- А это ты, Вань, у себя спроси, куда ты там смотрел. И ежели что, исправить это никогда не поздно. Жила я без тебя, и дальше проживу. Не стану я выплясывать перед тобой, Вань, а будут пьянки, так разбежимся, теперь уже навсегда. Я всё понимаю, но ты уже несколько месяцев дома, пора бы за голову взяться.
Увидел Иван в глазах жены твёрдость и уверенность в своих словах. Даже позавидовал ей немного. Как же так умеет она, спокойной оставаться в любой ссоре. И говорить вот так, будто не сказала, а отрезала.
- "Как мужик, ей Богу, - думал Иван, - ничего женского в ней нет, окромя красоты".
Хотя и старался он держаться, а всё равно срывался. Среди мужиков-сторожей друзья у него появились. Очень уважали они Ивана. Как-то раз принёс он свои медали и ордена, чтобы товарищам похвастаться. Столько слов восхищения и уважения услышал он от них! На радостях так напился, что в беспамятстве домой возвращался. А наутро понял, что ни одной медали, ни одной ордена нет у него при себе. Все награды потерял по пьяному делу. Или оставил где-то, или украли.
Вопреки обещаниям, Марья долго терпела пьянство мужа. А всё, потому что в дни, когда Иван не пил, он был хорошим мужем и заботливым отцом. Но стоило ему встретиться с друзьями, как не мог отказать себе в выпивке.
Уйти самой, как оказалось, было проще, чем выгнать мужа. Порой, глядя в его жалобные пьяные глаза, она готова была выставить его за дверь. Но куда пойдёт он такой холодной ночью? Замёрзнет, не дай Бог. Как ей, Марье, потом жить с таким грузом на сердце? А дети... Они ведь любят отца.
Сколько бы ещё терпела она пьянство мужа, если бы однажды Сенька не прибежал домой со слезами на глазах. Марья долго выпытывала у парня, в чём дело, но он всё не сознавался.
- Мам, почему папа пьёт? – разрыдался Арсений.
- Сынок…, - растерянно произнесла мать, - папа тебя обидел?
- Нет, наоборот! Когда он пьяный, то всегда обнимает меня и плачет почему-то. И рубли даёт.
- Вот, значит, как…
- Мам, да мне противно! А знаешь, как перед ребятами стыдно, когда он пьяный видит меня во дворе и подходит?
- Сынок…
- Мам, а сегодня мы в мяч играли с друзьями. Он подбежал и стал с нами в футбол играть. А потом упал. А ребята потом шептались, говорили, это Сеньки Степанцова отец. Я чуть со стыда не умер.
Обняла Марья сына, стала потихоньку расспрашивать обо всём. Парнишка признался, что порой по повороту ключа и походке за дверью определяет, пьяный ли отец пришёл или трезвый. Иван никогда не обижал детей, вот только в подпитии даже самые дружелюбные действия были для них неприятны.
После разговора с сыном Марья собрала вещи Ивана и выставила за дверь. Когда муж явился домой, она сквозь зубы процедила, что не желает больше видеть его.
- Если ты не уйдёшь, то пожалеешь об этом, - тихо произнесла Марья, - будет товарищеский суд, комиссия и много всего другого. Но жить с тобой я больше не стану.
- Не делай этого! Ради детей прошу!
- Ради них я должна была выгнать тебя уже давно. И не пускать в нашу жизнь больше никогда. Твои вещи собраны. Уходи.
- И куда ж мне идти? Мне ведь даже комнату в общежитии не дадут!
- Раньше надо было думать. Но к нам больше даже нос не суй! К матери поезжай!
В тот вечер Иван пошёл к своим друзьям-сторожам. Один из них был одиноким и предложил товарищу временно остановиться у него. Друг заверил Ивана, что жена ещё одумается и обязательно побежит за ним, умоляя простить.
- Вот тогда ты и подумаешь, возвращаться ли к ней, - учил товарищ Ваню, подливая ему водки.
- Вот-вот, там уже я условия ставить буду! – соглашался Иван, даже не сомневаясь, что так всё и произойдёт. - Как бы не храбрилась, а без мужика туго.
Порой он всё-таки приходил к жене и детям. Но вот беда, смелости на это ему хватало только после выпивки. Дочь сторонилась его, а сын старался не попадаться на глаза. Марья же почему-то не хотела возвращать мужа – это злило и обижало Ивана. Отказ жены казался ему несправедливым. Он был уверен, что эта негодная баба настраивает после него детей.
Помыкался Иван ещё какое-то время в городе, но без семьи ему было здесь плохо и одиноко. Потому он принял решение вернуться в родное село.
***
Годы шли, Марья продолжала работать на молокозаводе. Она была здесь вторым человеком после директора – её уважали и ценили.
Дети отучились в школе, каждый выбрал свой жизненный путь. Алька получила диплом медсестры, а Арсений уехал в другой город, поступил в авиационный институт.
Марья была вполне довольна своей жизнью. Молокозавод был её жизнью, она чувствовала ответственность за процессы, которыми руководила. Личная жизнь у женщины не складывалась, но казалось, ей не больно-то и хотелось.
Ей хорошо было одной. Особенно теперь, когда дети повзрослели, она могла жить так, как ей хочется – читать любимые книги, гулять по парку у дома, задерживаться в рабочем кабинете допоздна и в спокойной обстановке делать незавершённые дела. Так проходили недели, месяцы, годы. А потом появился Он.
Михаил был директором школы. Это был глубоко интеллигентный, приятный в общении человек. Впервые в жизни Марья с нетерпением ждала свиданий. Даже в глубокой юности она не испытывала такого волнения перед встречей с любимым.
Они встречались, как подростки. У Михаила были взрослые дети, которые уже устроили свою личную жизнь. Супруга умерла еще в годы войны.
Эта пара немолодых уже людей охотно проводила вечера вдвоём. Взаимопонимание у них было просто невероятным. Относились они к друг другу с нежностью и трепетом. Марья и Михаил стали планировать брак, но решили не спешит с этим решением. Очень уж обоим нравилось ходить к друг другу на свиданья, встречаться, как в молодости.
Узнав страшную новость от Альки Марья почувствовала дурноту...
Дочь поддерживала связь с бабушкой и отцом. Телеграмму внучке послала Авдотья. Там было короткое послание о том, что у Ивана случился инсульт, после которого он полностью парализован.
- Алька…у меня нет слов, - сочувственно произнесла Марья. Она понимала, что дочь не сможет остаться в стороне. Ей придётся ухаживать за отцом.
- Да, мам, это так тяжело, - покачала головой девушка, - нам придётся поехать в деревню.
- Конечно, ты должна поехать, - согласилась мать.
- Я поеду сегодня же вечером, - сказала Алька, - а ты попозже? Тебе же дадут отпуск по семейным обстоятельствам? Папа, действительно, очень плох, судя по словам бабушки.
- Доченька, мне-то зачем ехать?
- Мам, ты что не понимаешь? Он не может себя обслуживать. Бабушка уже тоже больная. Ей самой уход нужен, она не сможет ходить за лежачим сыном.
- Дочка, я всё понимаю. Просто мне там точно делать нечего. Мы с твоим отцом развелись много лет назад.
- Да какое это имеет значение? Он беспомощен, понимаешь? Ты не можешь бросить его сейчас! - закричала дочь.
Марья не верила своим ушам. Алька была уверена в том, что мать будет ухаживать за её лежачим отцом. Осторожно Марья попыталась объяснить дочери, что очень сочувствует Ивану и его близким, но сама к нему отношения не имеет.
- Дочка, я и с работы уйти не могу. Будь он моим родственником, мужем, я бы могла написать заявление, и мне бы дали отпуск. Но твой отец мне теперь чужой человек.
- Мам, не говори так! Какой он тебе чужой? Но на работе, я понимаю, могут не отпустить, тем более, надолго. Я придумала кое-что.
- Что ты придумала, родная?
- Мы перевезём отца в город. Здесь и больницы лучше, и ухаживать за ним мы сможем по очереди. Как ты смотришь?
Марья не знала, что и сказать. Дочь упорно не желала слышать и понимать, что её мать не собирается забирать бывшего мужа к себе домой. И уж точно не поедет за ним в село.
Когда Алька уехала к отцу и бабке, Марья вздохнула с облегчением. Но она понимала, что ей предстоит еще не один серьёзный разговор с дочерью. Так и получилось.
У девушки случилась самая настоящая истерика, когда мать выразила ей твёрдый отказ. Алька рыдала и умоляла родительницу одуматься.
- Мама, ты должна забыть о плохом. Он нуждается в нашей помощи!
- Дочка, я больше не хочу про это говорить. Ты его дочь, и должна помогать ему. А мне он никто. У меня есть своя жизнь, другой мужчина, которому не понравится, если я буду ухаживать за бывшим мужем.
- Так вот в чём дело? Ты боишься обидеть своего нового мужчину? Вот уж не ожидала от тебя такого! Да ты много лет жила одна, и в тот самый момент, когда так нужна мне и отцу, вдруг решила отвернуться от нас!
Марья пыталась что-то объяснить дочери, но понимала, что это бесполезно. Аля же плакала и говорила, что разочарована в своей матери.
- Ты предаешь нашу семью! Ты нас всех подвела! – рыдала девушка, не желая слушать никаких увещеваний.
- Пусть будет так, - тихо произнесла Марья, - но я не желаю больше видеть твоего отца, ни больного, ни здорового. И это моё последнее слово.
После этого Аля уволилась с работы и уехала в село. С матерью она прекратила все отношения.
ЭПИЛОГ
Марья тяжело переживала ссору с дочерью. Она надеялась, что Аля остынет и поймёт свою мать. Но увы, этого не произошло. Дочь сталась с отцом и продолжала ухаживать за ним до самой его смерти. Он ушёл раньше Авдотьи. Мать умерла через два месяца после смерти сына.
Аля так и осталась жить в селе. Она всю жизнь работала медсестрой в местной поселковой больнице. Там же она вышла замуж, но неудачно. Ей довелось жить с мужчиной, который не пропускал ни одной юбки и поднимал на неё руку. Вот только в отличие от своей матери она не нашла в себе сил расстаться с ним.
Арсений стал летчиком и женился. Он сумел приехать лишь на похороны отца. В разладе матери и сестры он не встал на сторону ни одной из них. Арсений жил своей жизнью, лишь изредка писал письма родным.
Марья вышла замуж за Михаила. Какое-то время она не решалась принять его предложение, всё-таки ссора с дочерью очень повлияла на неё и добавила сомнений. Михаил сумел понять её, и не давил с принятием решений.
Так получилось, что с родными внуками от дочери Марья не общалась. Зато она нашла общий язык с внучатами Михаила. А те называли её бабушкой.
История дошла до нас от внуков Михаила.
Благодарю за прочтение. Другие истории по ссылкам ниже: