Найти в Дзене

ДМИФ. «Песнь Водяного Дракона» (2025): а точно все люди по природе добрые?

История о конфуцианце, который единственный (пока) вызвал мое глубокое уважение. Досмотрел о Сунь Цзы. Вторая половина дорамы продолжает придерживаться исторической канвы (это интересно), но почти полностью посвящена трансформации величайшего военного стратега Китая в конфуцианского отшельника (а это выдумки) на основании его высказывания в третьей главе «Искусства войны». Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь.
Глава III. Стратегическое нападение Если почитать третью главу полностью, то будет понятно, что никакого отношения к конфуцианской добродетели цитата не имеет, ее смысл в том, что лучше принудить противника сдаться, а не воевать с ним, такова мудрая стратегия. Дорама снята после 2008 года, когда в Китае была принята программа сохранения исторического наследия и в культуре начался конфуцианский угар. Все сценаристы бросились втискивать в сюжеты что-то «от Конфуция» к месту, а чаще не к месту
Оглавление

История о конфуцианце, который единственный (пока) вызвал мое глубокое уважение.

Опьянение конфуцием

Досмотрел о Сунь Цзы. Вторая половина дорамы продолжает придерживаться исторической канвы (это интересно), но почти полностью посвящена трансформации величайшего военного стратега Китая в конфуцианского отшельника (а это выдумки) на основании его высказывания в третьей главе «Искусства войны».

Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь.
Глава III. Стратегическое нападение

Если почитать третью главу полностью, то будет понятно, что никакого отношения к конфуцианской добродетели цитата не имеет, ее смысл в том, что лучше принудить противника сдаться, а не воевать с ним, такова мудрая стратегия.

Дорама снята после 2008 года, когда в Китае была принята программа сохранения исторического наследия и в культуре начался конфуцианский угар. Все сценаристы бросились втискивать в сюжеты что-то «от Конфуция» к месту, а чаще не к месту, зачастую вообще не понимая, какой исторический убыток принесло китайской цивилизации конфуцианство.

К концу Чжаньго (5-3 век до Н.Э.) конфуцианство переживало глубочайший кризис. За этим учением у китайских мудрецов того времени закрепился ярлык «сборища болтунов» (что в целом было верно), и, возможно, оно даже не пережило бы правление императора Цинь Шихуанди, если бы не один конфуцианский мыслитель — Сюнь-цзы (он же Сюнь Куан 荀况 и Сюнь Цин 荀卿).

Котиков все любят!
Котиков все любят!

Конфуцианец, который любил спорить

Сюнь-цзы родился в сердце китайской цивилизации, на центральных равнинах в государстве Чжао, противопоставлявших себя варварской периферии Китая, примерно в 298 году до н.э.

Еще в детстве показал себя способным к обучению, отчего был отправлен учиться в единственную на тот момент академию Цзися в столице царства Ци Линьцзы (совр. Цзыбо), где проявил себя как выдающийся полемист. Поездил по разным царствам, некоторое время сам руководил академией Цзися, некоторое время был министром-советником в Чу, везде оказывался оклеветанным, после чего ушел в отшельники и написал несколько философских трактатов, изменивших историю конфуцианства. Скорее всего, доживал несколько лет в объединенной империи Цинь (после 221 году до н.э.) и уморил себя голодом.

До Сюнь-цзы конфуцианство существовало в афоризмах Конфуция, притчах Мэн-цзы и толкованиях учеников, где зачастую всё сводилось к трюизмам: небо голубое, земля твердая, а ритуалы надо соблюдать, потому что предки жили лучше. Первая заслуга Сюнь-цзы, пишет трактаты полные глубоких размышлений, тем самым возвышая конфуцианские догматы до полноценных философских идей. Он первым осуществивший универсальную интерпретацию конфуцианского канона, связав разрозненные высказывания в полноценную теорию.

Вторая заслуга (тут сказались многолетние споры за честь Конфуция) обогатил конфуцианскую мысль идеями из самых разных популярных учений того времени, включая моизм и легизм. Благодаря этому, на момент падения династии Цинь, а с ней и легизма, конфуцианство оказалось самым универсальным учением того времени, устраивающее всех. Первый правитель династии Хань включил конфуцианство, наряду с даосизмом, в одобряемые государством. А еще через сто лет император У-ди подписал указ о утверждении конфуцианства как государственной идеологии.

Если кто чистого [цвета], тот является истинным царем; если кто пёстрого [цвета], то является гегемоном; если никто не имеет ни одного из этих видов окраски, то погибнет. Сюнь-цзы, глава 11
-3

Некоторые идеи Сюнь-цзы оказались на тот момент настолько революционными (относительно), что были заново переоткрыты другими людьми уже в эпоху Сун и Мин как неоконфуцианство. В первую очередь, это были мысли о том, что правильность учения может быть оценена только в пользе, которую приносит (практичность, прагматизм).

Действовать, сверяясь с пользой, называется делом. Действовать, сверяясь с ложной справедливостью, называется действием.

(Во многом эта идея была переработкой высказанного в трактате Гуань-цзы.)

Современные историки называют Сюнь-цзы китайским Аристотелем. Увы, основатель философии конфуцианства так и не получит статуса ортодоксального конфуцианца, как, например, Мэн-цзы. Причина в одной идее, которую, вероятно, не смогли до конца понять в старом Китае.

Никто не знает какова природа человека

Все, кто смотрел дораму «Песнь водяного дракона», знают, что Конфуций учил: «Человек по природе добр». Но самом деле это не так.

Сам Конфуций говорил, что все люди по природе одинаковы, не уточняя, какова эта природа. Через сто лет Мэн-цзы уже точно сказал, что «человек рождается добрым», и это легло в основу современного конфуцианства, и это китайские школьники учат в третьем классе из сборника его высказываний «Троесловие».

Ставим лайки за котиков!
Ставим лайки за котиков!

И вот Сюнь-цзы через сто лет после Мэн-цзы утверждает: «Человеческая природа порочна», и это утверждение не позволило в последующем признать Сюнь-цзы правильным конфуцианцем. Если бы конфуцианцы тщательнее читали Сюнь-цзы, то поняли бы, насколько его идее круче и Конфуция, и Мэн-цзы.

Во времена Сюнь-цзы в Поднебесной свирепствовал легизм, считавший, что природа человека порочна и только жесткие законы (казнь) могут заставить его выполнять своё предназначение (служить Сыну Неба). Сюнь-цзы волей-неволей был вынужден согласиться, что люди от рождения имеют порочные склонности (похоть, обжорство, жадность...), но задается вопросом, так почему они могут становиться добродетельными? Для размышления он берет высказывания Конфуция, что каждый может стать как (мудрый император) Юй.

[Конфуций сказал, что] обычный человек может стать как Юй. Что это значит? Я бы ответил, что мудрый император Юй стал Юем благодаря тому, что он практиковал доброжелательность и праведность и соблюдал надлежащие правила и нормы. Если это так, то доброжелательность, праведность и надлежащие нормы должны основываться на принципах, которые можно познать и применять на практике. Любой человек [может стать Юем].
Сюнь-цзы
-5

Помимо того, что, как и Конфуций, и Мэн-цзы, Сюнь-цзы считал, что если человек попадает в доброе окружение, то становится добродетельным (и наоборот), он еще вводит другое понятие — склонность к учебе и желание работать над собой, которое как раз и присуще человеку по природе. Вообще-то это очень крутое объяснение — человек становится добрым, если будет работать над собой, а способность работать над собой и есть человеческая природа. Самое главное, выбор каким быть остается за человеков.

А на сегодня все...