Найти в Дзене

Почему уроки математики должны быть похожи на байки у костра

Наш новый учитель математики слишком «увлекательный». У него манера разговора построена на прибаутках и присказках. Рассказывает, что время обозначается t от слова time. Делает заход в историю, чтобы объяснить почему в часе 60 минут. График гиперболы подкрепляет пословицей «тише едешь — дальше будешь». В голове у родителей, а порой и у ребенка, тревога: «Где же серьезная математика? Нам лучше два часа классической теории и задач». А ведь этот «странный» подход — секретное, сложное и уникальное оружие учителя. Разбираемся, почему истории на уроке — это не пустая трата времени, а инвестиция в построение прочного личного интереса ребенка к предмету. Математика достаточно сухой, скучный предмет. Когда учитель вспоминает историю, облекает абстракции в сюжеты, прибаутки и метафоры, создавая живые взаимосвязи между различными разрозненными знаниями ребенка он создает опору на эмоции и личный интерес. Мозг снижает внимание от потока информации. А когда на уроке учитель создает небольшие «п
Оглавление

Наш новый учитель математики слишком «увлекательный». У него манера разговора построена на прибаутках и присказках. Рассказывает, что время обозначается t от слова time. Делает заход в историю, чтобы объяснить почему в часе 60 минут. График гиперболы подкрепляет пословицей «тише едешь — дальше будешь».

В голове у родителей, а порой и у ребенка, тревога: «Где же серьезная математика? Нам лучше два часа классической теории и задач». А ведь этот «странный» подход — секретное, сложное и уникальное оружие учителя.

Разбираемся, почему истории на уроке — это не пустая трата времени, а инвестиция в построение прочного личного интереса ребенка к предмету.

Зачем оживлять абстракции

Математика достаточно сухой, скучный предмет. Когда учитель вспоминает историю, облекает абстракции в сюжеты, прибаутки и метафоры, создавая живые взаимосвязи между различными разрозненными знаниями ребенка он создает опору на эмоции и личный интерес.

Мозг снижает внимание от потока информации. А когда на уроке учитель создает небольшие «перебивки» и связывает предмет со сказками, шутками, прибаутками, ребенок эмоционально отдыхает, переключается, расслабляется и с удовольствием воспринимает сложную информацию, сфокусирован на протяжении длительного времени.

Мы до сих пор используем открытия великих советских физиков-лириков. Они могли в перерывах между созданием атомного реактора или изучением алгебры сочинять стихи и играть на скрипке, создавать любительские спектакли. Их так учили — творить, а не зубрить.

Создание нового происходит на связях самых разных направлений и для этого нужно уметь мыслить нетривиально соединяя знания одной области с другой.

Нильс Бор однажды сказал Альберту Эйнштейну: «Нет, ты не мыслишь, ты просто думаешь логично». Один гений укорял другого, что тот пользуется одними лишь алгоритмами.

А мыслить — это не то же самое, что использовать алгоритмы. Это будто войти в сумеречный лес: карты нет, навигаторов нет, просто бродим — глядишь, что и увидим.

Какие 5 суперспособностей для мозга создают истории

Такая манера разговора на уроке — не для развлечения ради. Она развивает у ребенка то, что не даст простое решение примеров.

  • Включает воображение. Математика перестает быть набором абстрактных символов и становится миром, который можно исследовать.
  • Создает «крючки» для памяти. Скучную формулу легко забыть, а историю про «» — почти невозможно.
  • Снижает стресс. Страх перед сложной задачей исчезает, когда она воспринимается как байка.
  • Развивает логику и речь. Чтобы понять историю, нужно уловить причинно-следственные связи, а чтобы пересказать — построить фразы.
  • Готовит к реальной жизни. Ведь мы решаем жизненные проблемы не по учебнику, а через аналогии и истории.

Почему мозг обожает ассоциации и ненавидит зубрежку

Наш мозг устроен так, что новая информация ищет, за что «зацепиться» в уже существующем опыте. Услышав «квадрат гипотенузы», ребенок не понимает ничего. Услышав историю про «огромный квадрат, который построили на самой длинной стороне треугольника», он создает визуальный образ. Ассоциативное обучение — это природный, самый эффективный способ усвоения знаний.

Когда истории работают, а когда — мешают.

Этот подход незаменим в начальной школе и средней школе, когда закладывается фундамент и формируется отношение к предмету.

Однако, в старших классах, когда требуется работа с сложными абстрактными моделями, доля историй уменьшается, уступая место строгой логике. Но даже там удачная метафора может осветить сложнейшую тему, разрядить обстановку, создать крючок для памяти.

Почему ребенок может говорить «мне такое не нравится»

  • Привык к шаблонам. Ему проще, когда «делай по образцу», а творческий подход требует умственного усилия.
  • Непонимание. Если история слишком сложная или невнятно рассказана, она создает путаницу, а не проясняет.
  • Готов работать с абстракциями. Абстрактное мышление сильное. Ему кажется, что истории это лишнее. А они развивают его кругозор. В этом случае действительно важно действовать по запросу ребенка, так как у него уже сформирован личный интерес к предмету.

Три причины родительских сомнений

  1. «Это несерьезно». Устоявшийся стереотип, что учеба — это труд, а не игра. Все, что выглядит эмоционально, творчески кажется неполноценным.
  2. «Нас так не учили». Опыт прошлого кажется единственно верным и надежным. Все новое вызывает недоверие.
  3. «Тратим зря время». Может казаться, что мы потеряли время. Но благодаря историям мы не тратим время, а качественно связываем новые знания.

Примеры историй

«Алгебра» — операция на костях.
У алгебры очень драматичное происхождение и два значения. Оно восходит к названию фундаментального трактата персидского ученого Аль-Хорезми
«Китаб аль-джебр валь-мукабала». «Аль-джебр» означало «восстановление» — перенос отрицательных членов из одной части уравнения в другую. А в быту слово «аль-джебр» использовалось костоправами для обозначения операции по "восстановлению» сломанных костей! Так что решая уравнение, вы, по сути, «вправляете» математике кости, приводите ее в порядок».

«Катет» — это всего лишь «отвес».
В прямоугольном треугольнике два катета и гипотенуза. Катет пришел из греческого языка: káthetos означает отвес. Древние геометры видели в прямоугольном треугольнике то, что видели строители: горизонтальное основание, вертикальный отвес - катет и натянутую веревку - гипотенузу.

«Мнимая единица» как научное оскорбление.
Почему число √(-1) называют мнимой единицей и обозначают буквой i?

Когда математики столкнулись с корнем из отрицательного числа, они отказались его признавать. Рене Декарт назвал такие корни воображаемыми, то есть imaginaires — не в смысле выдуманные, а в смысле не имеющие геометрического представления. В то время это звучало как настоящее оскорбление, направленное на математиков, которые отстаивали идею корня из отрицательного числа!

Но со временем мнимые числа оказались не просто реальными, а необходимыми для описания электричества, квантовой механики и многого другого.

Меняем парадигму с «надо» на «интересно»

Учитель, который рассказывает байки, не тратит зря время. Он делает встраивает математику в мир знаний ребенка опираясь на понятные и интересные ему способы взаимодействия через рассказ живого человека. Он строит мосты между абстракциями и теплым, живым миром детского воображения.

Такой подход делает математику интересной и соединяет разрозненные знания в общую картину. Кусочки пазлов собираются в один образ. И это гораздо сложнее, чем просто задать упражнения на дом.

Что вы думаете, нужны ли байки на уроках математики? Если было полезно, поставьте лайк и подпишитесь на канал.

Попробуйте учить ребенка на интересных задачах если хотите, чтобы ваш ребенок справился с любой программой математики, научился думать, сочинять, самостоятельно искать решения, пробовал, ошибался и снова пробовал, а не угадывать «правильный» ответ.

Получить 10 полезных материалов для развития математических способностей ребенка в телеграм