Найти в Дзене

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА: ОТ БЫТОВОГО ПРЕДМЕТА ДО СИМВОЛА ВЕЧНОСТИ (1)

Когда мы представляем себе Древний Египет, на ум приходят пирамиды, фараоны и золотые саркофаги. Но за этими грандиозными образами скрывается не менее удивительный мир повседневности (и загробности), где ключевую роль играла… мебель. Представьте: большая часть истории человечества прошла без стульев и кроватей. Первобытные охотники и собиратели обходились без них. И даже древние земледельцы мастерили лишь самые примитивные лавки. Мебель в нашем понимании родилась именно в долине Нила, вместе с первыми государствами. Появление излишков богатства, рост городов и разделение на сословия породили спрос на искусно сделанные вещи, которые подчёркивали статус владельца — от простого чиновника до самого фараона. В Древнем Египте мебель была редкостью, доступной только знати. Простые люди сидели на полу или на простых табуретах из дерева и тростника. А вот подобные богато украшенные кресла и скамьи были символом власти и престижа. В эпоху XVIII династии (Тутмосы, Эхнатон, Тутанхамон) и далее мас
Оглавление

серия статей ОБ АНТИКВАРНОЙ МЕБЕЛИ И НЕ ТОЛЬКО... (1)

Ниже, на древней фреске, изображены табуреты, стулья и кровати периода правления Тутанхамона. Обратите внимание на две кровати, на подголовники, которые служили вместо подушек. Вверху - настенная роспись двадцатого века до нашей эры, мебельщики за работой
Ниже, на древней фреске, изображены табуреты, стулья и кровати периода правления Тутанхамона. Обратите внимание на две кровати, на подголовники, которые служили вместо подушек. Вверху - настенная роспись двадцатого века до нашей эры, мебельщики за работой

Не роскошь, а необходимость для вечной жизни

Когда мы представляем себе Древний Египет, на ум приходят пирамиды, фараоны и золотые саркофаги. Но за этими грандиозными образами скрывается не менее удивительный мир повседневности (и загробности), где ключевую роль играла… мебель.

Представьте: большая часть истории человечества прошла без стульев и кроватей. Первобытные охотники и собиратели обходились без них. И даже древние земледельцы мастерили лишь самые примитивные лавки. Мебель в нашем понимании родилась именно в долине Нила, вместе с первыми государствами. Появление излишков богатства, рост городов и разделение на сословия породили спрос на искусно сделанные вещи, которые подчёркивали статус владельца — от простого чиновника до самого фараона.

Древнеегипетские царские кресла трёхтысячелетней давности
Перед нами реконструкция царской мебели Древнего Египта, датируемой примерно XIV–XIII вв. до н. э. Кресла выполнены из ценных пород дерева, покрыты позолотой и украшены инкрустациями из фаянса и цветной стеклянной пасты. Декор включает растительные орнаменты, священных животных и царские картуши, что подчёркивало божественный статус правителя. Мягкие сиденья и подушки свидетельствуют о высоком уровне комфорта, доступном только фараонам и высшей знати. Подобная мебель использовалась в тронных залах и во время религиозных церемоний, а также сопровождала царя в загробную жизнь как символ власти и вечности.
Древнеегипетские царские кресла трёхтысячелетней давности Перед нами реконструкция царской мебели Древнего Египта, датируемой примерно XIV–XIII вв. до н. э. Кресла выполнены из ценных пород дерева, покрыты позолотой и украшены инкрустациями из фаянса и цветной стеклянной пасты. Декор включает растительные орнаменты, священных животных и царские картуши, что подчёркивало божественный статус правителя. Мягкие сиденья и подушки свидетельствуют о высоком уровне комфорта, доступном только фараонам и высшей знати. Подобная мебель использовалась в тронных залах и во время религиозных церемоний, а также сопровождала царя в загробную жизнь как символ власти и вечности.

Исторический контекст:

В Древнем Египте мебель была редкостью, доступной только знати. Простые люди сидели на полу или на простых табуретах из дерева и тростника. А вот подобные богато украшенные кресла и скамьи были символом власти и престижа.

В эпоху XVIII династии (Тутмосы, Эхнатон, Тутанхамон) и далее мастера достигли высокого уровня в изготовлении мебели: её инкрустировали золотом, слоновой костью, полудрагоценными камнями, украшали сценами с божествами или самим фараоном.

Но почему мы так много знаем о египетской мебели, в то время как от других великих цивилизаций — Вавилонии, Ассирии, древней Греции — её почти не осталось? Всё дело в уникальной религии египтян.

Церемониальный трон Тутанхамона
Новое Царство, 18-я династия, правление Тутанхамона (1327-1318 до н.э.)
Размер: высота: 102 см, длина: 54 см, ширина: 60 см.
Место обнаружения: Долина царей – Фивы
Материал: дерево, сусальное золото, серебро, полудрагоценные камни, стеклянная паста.
Церемониальный трон Тутанхамона Новое Царство, 18-я династия, правление Тутанхамона (1327-1318 до н.э.) Размер: высота: 102 см, длина: 54 см, ширина: 60 см. Место обнаружения: Долина царей – Фивы Материал: дерево, сусальное золото, серебро, полудрагоценные камни, стеклянная паста.

Они верили, что после смерти одна из душ человека — «Ка» — продолжает существовать и нуждается в теле (мумии) и земных благах. Чтобы душа не голодала и не осталась без крова, гробницы знати наполняли едой, посудой и самой лучшей мебелью. Эти предметы были билетом в комфортную вечность. Дерево, конечно, истлевало за тысячелетия, но благодаря сухому климату песков и искусным украшениям — золотым накладкам и инкрустациям из слоновой кости, — учёные смогли восстановить облик древних шедевров.

Столы Древнего Египта: от ритуальных подношений до символа статуса

Жертвенный стол из заупокойного храма Аменемхета I. Среднее царство (ок. 1981–1952 гг. до н. э.); гранит
Этот монументальный жертвенный стол был обнаружен в западной части коридора; расположенного за северной стеной пирамидального храма царя Аменемхета I в Лиште Северном. Изначально стол; по всей видимости; находился во внутреннем открытом дворе храма; причём его нижняя часть; грубо обработанная и ныне утраченная; была заглублена в землю. В верхней поверхности высечена прямоугольная чаша для возлияний; а рядом выполнен плоский рельеф; изображающий жертвенный коврик; на котором стоят два сосуда для возлияний (хес-вазы) и три хлебные лепёшки. На средней лепёшке вырезаны тронное и горовое имя царя вместе с благопожеланием:; Пусть ему будет дарована жизнь навеки!; В центре передней панели стола выгравировано личное имя царя — Аменемхет; вокруг которого организована рельефная сцена с фигурами плодородия: полные мужчины и женщины; несущие подношения. Эти фигуры символизируют номы (области и их персонификации) Северного Египта — слева; и Южного Египта — справа; что подчеркивает объединяющую власть царя над обеими частями страны.
Жертвенный стол из заупокойного храма Аменемхета I. Среднее царство (ок. 1981–1952 гг. до н. э.); гранит Этот монументальный жертвенный стол был обнаружен в западной части коридора; расположенного за северной стеной пирамидального храма царя Аменемхета I в Лиште Северном. Изначально стол; по всей видимости; находился во внутреннем открытом дворе храма; причём его нижняя часть; грубо обработанная и ныне утраченная; была заглублена в землю. В верхней поверхности высечена прямоугольная чаша для возлияний; а рядом выполнен плоский рельеф; изображающий жертвенный коврик; на котором стоят два сосуда для возлияний (хес-вазы) и три хлебные лепёшки. На средней лепёшке вырезаны тронное и горовое имя царя вместе с благопожеланием:; Пусть ему будет дарована жизнь навеки!; В центре передней панели стола выгравировано личное имя царя — Аменемхет; вокруг которого организована рельефная сцена с фигурами плодородия: полные мужчины и женщины; несущие подношения. Эти фигуры символизируют номы (области и их персонификации) Северного Египта — слева; и Южного Египта — справа; что подчеркивает объединяющую власть царя над обеими частями страны.

В додинастический период (ок. 6000–3000 гг. до н.э.) мебель была примитивной или отсутствовала вовсе. Люди сидели на циновках, а еду подавали на низких подносах. С возникновением государственности и социальной иерархии появилась потребность в предметах, подчёркивающих статус. Столы стали одним из таких маркеров.

Их первоначальная функция была ритуальной: на столах размещали подношения богам в храмах и дары умершим в гробницах. Например, в гробнице вельможи Хесира (III тысячелетие до н.э.) изображён стол с хлебом, овощами и сосудом для вина — всё, что могло потребоваться душе в загробной жизни.

Археологические находки и настенные росписи позволяют выделить несколько типов столов:

  • Жертвенные столы
    Изготовлялись из камня (известняк, алебастр) или дерева. Часто имели круглую или прямоугольную форму с невысокими бортиками, чтобы продукты не падали. Украшались резными сценами подношений и иероглифическими надписями. Например, каменный стол из гробницы Тутанхамона украшен изображениями богов Анубиса.
Жертвенный стол царя Сети I. Новый царский период; эпоха Рамессидов; ок. 1294–1279 гг. до н. э.; материал: гранодиорит — по минеральному и химическому составу представляет собой породу, переходную между гранитом и диоритом.
Эта массивная жертвенная плита была установлена в храме и посвящена царём Сети I богу Сету. На верхней поверхности изображены хлебные лепёшки и сосуды для возлияний. В месте; где обычно располагался слив для жидких жертв; сделано аккуратно обработанное углубление; что предполагает древний ремонт или перестройку плиты.; По обе стороны углубления расположены параллельные сцены: справа царь изображён поклоняющимся Сету; а слева он совершает возлияние его супруге; богине Нефтиде. Все изображения и тексты; связанные с богом Сетом; были намеренно повреждены; за исключением его иероглифа в составе царского имени.
Жертвенный стол царя Сети I. Новый царский период; эпоха Рамессидов; ок. 1294–1279 гг. до н. э.; материал: гранодиорит — по минеральному и химическому составу представляет собой породу, переходную между гранитом и диоритом. Эта массивная жертвенная плита была установлена в храме и посвящена царём Сети I богу Сету. На верхней поверхности изображены хлебные лепёшки и сосуды для возлияний. В месте; где обычно располагался слив для жидких жертв; сделано аккуратно обработанное углубление; что предполагает древний ремонт или перестройку плиты.; По обе стороны углубления расположены параллельные сцены: справа царь изображён поклоняющимся Сету; а слева он совершает возлияние его супруге; богине Нефтиде. Все изображения и тексты; связанные с богом Сетом; были намеренно повреждены; за исключением его иероглифа в составе царского имени.
  • Обеденные столы
    Низкие, часто переносные. Предназначались для индивидуального использования — каждый участник трапезы сидел перед своим небольшим столом. В богатых домах их делали из дерева с инкрустацией, в бедных — из плетёного тростника.
Низкий столик; раннединастический период (ок. 2750-2649 гг. до н.э.); География: Египет; Мемфисский регион; Саккара; Материал: травертин (египетский алебастр); Размеры: Высота 9;6 см; диаметр: 33; 8 см
Низкий столик; раннединастический период (ок. 2750-2649 гг. до н.э.); География: Египет; Мемфисский регион; Саккара; Материал: травертин (египетский алебастр); Размеры: Высота 9;6 см; диаметр: 33; 8 см
  • Туалетные и рабочие столы
    Использовались для хранения косметики, ювелирных изделий и писчих принадлежностей. Имели ящики или полки. Самый известный пример — стол писца с углублениями для чернильниц и желобками для кистей.
  • Погребальные столы
    Специальные столы для мумификации, сделанные из камня. Их находили в подземных помещениях рядом с гробницами.

3. Конструкция и материалы: Гений простоты

Египтяне мастерски решали проблему дефицита качественной древесины. Столы часто собирали из мелких деталей, используя передовые для своего времени технологии:

  • Соединения: шип-паз, деревянные штифты, клей на основе животного коллагена.
  • Отделка: Фанерование — на основу из дешёвого дерева наклеивали пластины эбенового дерева или слоновой кости.
  • Декоративные элементы: Ножки в форме львиных лап или бычьих копыт, резные розетки (символ солнца), геометрические узоры.
Рельеф из гробницы царицы Неферу: писец и виночерпий приближаются к столу для подношений царицы; Среднее царство (ок. 2051-2030 гг. до н.э.); География: Египет; Верхний Египет; Фивы; Дейр-эль-Бахри; гробница Неферу; Материал: известняк; краска
Рельеф из гробницы царицы Неферу: писец и виночерпий приближаются к столу для подношений царицы; Среднее царство (ок. 2051-2030 гг. до н.э.); География: Египет; Верхний Египет; Фивы; Дейр-эль-Бахри; гробница Неферу; Материал: известняк; краска

Столы из дворцов и храмов часто покрывали золотыми листами или расписывали яркими красками (синий, красный, зелёный), полученными из минералов.

В египетской культуре стол никогда не был просто функциональным предметом. Он нёс глубокую смысловую нагрузку:

  • Стол подношений олицетворял связь между миром живых и мёртвых. Надписи на них часто включали формулу «хетеп ди несут» («дар, который даёт царь»), обращённую к богам.
  • Форма ножек могла указывать на статус владельца. Львиные лапы символизировали силу и власть, утиные головы — связь с богиней Исидой.
  • Высота стола отражала иерархию: чем выше стоял человек, тем более высокий стол ему предназначался. Фараон трапезничал за столом на львиных ножках, mientras крестьянин довольствовался плетёным подносом на земле.

Самые известные столы были обнаружены в гробнице Тутанхамона (XIV в. до н.э.):

  • Складной столик из кедра с инкрустацией слоновой костью — вероятно, использовался во время военных походов.
  • Жертвенный стол с изображениями богов и иероглифической надписью: «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Тутанхамон, дарованный жизнью навеки».

Часть 2: Троны на лапах львов и табуреты с утиными головами

Что же скрывалось в сокровищницах пирамид? Главным предметом был вовсе не золотой трон, а обычный табурет — самый распространённый тип мебели. Их было великое множество: на трёх и четырёх ножках, с вогнутыми сиденьями и без.

Но настоящим хитом стал складной табурет — древнеегипетский «трансформер». Две деревянные рамы соединялись кожаным сиденьем. Его конструкция была настолько совершенной, что просуществовала без изменений тысячелетиями и разошлась по всему древнему миру — от римских бань в Британии (Аквис-Сулис — ныне Бат) до дворцов Константинополя.

Однако высшим пилотажем мастерства были, конечно, парадные кресла и кровати. И здесь египтяне проявили себя как гениальные дизайнеры и зооморфы. Ножки мебели они делали в виде лап могущественных животных: быка (символа плодородия и земледелия) или льва (олицетворения власти и храбрости).

Трон принцессы Ситамун — это артефакт из гробницы Юи и Туи, Новое царство, 18–я династия - правление Аменхотепа III (1387-1350 гг. до н.э.)
Высота: 40 см, место находки: Долина царей – Фивы
Материал: дерево, облицованное штукатуркой, сусальное золото, растительные волокна.
Трон принцессы Ситамун — это артефакт из гробницы Юи и Туи, Новое царство, 18–я династия - правление Аменхотепа III (1387-1350 гг. до н.э.) Высота: 40 см, место находки: Долина царей – Фивы Материал: дерево, облицованное штукатуркой, сусальное золото, растительные волокна.

Это была не просто резьба. Это была продуманная конструкция! Передние ножки кресла были «передними» лапами зверя, а задние — «задними». Если бы такое кресло вдруг ожило, оно бы спокойно пошло вперёд, а не развалилось на части, как более поздние римские или европейские аналоги. Часто над передней лапой помещали голову льва или даже человека, создавая подобие сфинкса. Одним из самых роскошных примеров является кресло принцессы Ситамон, где роль головы сфинкса играет сама принцесса.

Кресло принцессы Ситамон (без подлокотников). С внешней стороны правой руки богиня Тонерис между танцующими фигурами Бес.
Кресло принцессы Ситамон (без подлокотников). С внешней стороны правой руки богиня Тонерис между танцующими фигурами Бес.
Складной стул Тутанхамона
Было найдено множество образцов такого табурета, два из которых были найдены в гробнице Тутанхамона, с фрагментами кожаных сидений, все еще прикрепленными к их верхним перекладинам. Хотя этот предмет выглядит как складной стул, его элементы закреплены. Настоящая переносная мебель использовалась во время охоты и военных кампаний.
Сиденье расписано и инкрустировано в виде леопардовой шкуры со спинкой в центре, ножки оканчиваются утиными головами. Этот складной деревянный табурет из черного дерева инкрустирован слоновой костью, что создает впечатление, будто он покрыт леопардовой шкурой. Лапы свисают с углов, а хвост находится посередине правой стороны.
Складной стул Тутанхамона Было найдено множество образцов такого табурета, два из которых были найдены в гробнице Тутанхамона, с фрагментами кожаных сидений, все еще прикрепленными к их верхним перекладинам. Хотя этот предмет выглядит как складной стул, его элементы закреплены. Настоящая переносная мебель использовалась во время охоты и военных кампаний. Сиденье расписано и инкрустировано в виде леопардовой шкуры со спинкой в центре, ножки оканчиваются утиными головами. Этот складной деревянный табурет из черного дерева инкрустирован слоновой костью, что создает впечатление, будто он покрыт леопардовой шкурой. Лапы свисают с углов, а хвост находится посередине правой стороны.

Кровати тоже были шедеврами. Рама, часто обитая золотым листом (как у Тутанхамона), поддерживала матрас из сложенного льна. Вместо привычных нам изголовий использовали специальные подголовники.

Кровать из гробницы Тутанхамона
Эта кровать имеет прямоугольную деревянную раму, покрытую золотым листом, и мат из плетёных шнуров. Кровать имеет изголовье и опирается на ножки в форме животных, которые заканчиваются лапами. Ок. 1567–1320 гг. до н.э.
Кровать из гробницы Тутанхамона Эта кровать имеет прямоугольную деревянную раму, покрытую золотым листом, и мат из плетёных шнуров. Кровать имеет изголовье и опирается на ножки в форме животных, которые заканчиваются лапами. Ок. 1567–1320 гг. до н.э.

продолжение в следующих записках Интер-Антиквара