На фоне других новостей незамеченной прошла вот эта очень важная. Просто очень-очень важная, прямо влияющая на дальнейшую динамику инфляции в стране.
В Минэнерго договорились с нефтяными компаниями о том, что цены на топливо больше не будут привязываться к официальной инфляции.
Как было до настоящего момента? В Минэнерго всячески стремились к тому, чтобы рост цен на топливо не превышал официальный уровень инфляции по Росстату. Потому что от топливных цен прямо зависят цены на все остальные товары и услуги - топливо входит в себестоимость практически всего остального.
Даже в Центробанке не так давно назвали бензин "товаром-маркером" для инфляции.
Такое регулирование происходило через механизм топливного демпфера: государство доплачивало нефтяным компаниям из бюджета разницу между ценами на АЗС и экспортной ценой топлива, чтобы те продавали его внутри страны по более низким ценам.
И все последние годы эти доплаты обходились государству примерно в 2 трлн рублей (или 5% федерального бюджета - вдумайтесь в эту цифру) ежегодно!
А что у нас сейчас происходит с бюджетом? Правильно: денег нет, не осталось, все уходит сами знаете, куда. Поэтому в нынешнем году выплаты по топливному демпферу окажутся уже гораздо меньше: за год он они составят, по всей видимости, менее 1 трлн рублей (с начала года за 3 квартала по этой статье потрачено 750 млрд). И, совпадение - не думаю, в этом году цены на бензин в рознице растут пока что примерно в 3 раза быстрее официальной инфляции.
По данным мониторинга «Петрол Плюс», бензин АИ-95 в среднем по стране с начала года по октябрь подорожал на 10,3%, а АИ-92 — на 11,5%, тогда как официальная инфляция составила лишь 4,81%.
За год же (с октября по октябрь) бензин подорожал примерно на четверть (АИ-92 более 24%, а АИ-95 - более 26%), тогда как инфляция в годовом выражении оказалась чуть более 7%.
Не то что отмена, а только снижение демпферных выплат вдвое привело к тому, что цены на бензин начали втрое обгонять инфляцию. Конечно, на все это наложились атаки на НПЗ, но тут прямо видно, что у государства просто больше нет денег, чтобы сдерживать рост топливных цен.
И потому вот теперь Минэнерго и Российский топливный союз, представляющий интересы нефтепереработчиков, договорились о том, что цены на АЗС уже со следующего года перестанут привязывать к официальной инфляции и пытаться удержать на ее уровне (что уже даже в этом году откровенно не получилось). Теперь их будут привязывать к новому сложному индексу под названием "Индекс ценового давления" (ИЦД).
Этот ИЦД включает в себя повышение зарплат, рост налоговой и кредитной нагрузки, увеличение тарифов ЖКУ, стоимости транспортировки, и затраты на реконструкцию производства. То есть, реальную инфляцию, реальный рост затрат для нефтяных компаний, а не цифры Росстата. И нетрудно предположить, что эта реальная инфляция окажется, по меньшей мере, в 2-3 раза выше росстатовской. Ведь все перечисленные компоненты так и дорожают: одни тарифы ЖКУ чего стоят. А если НПЗ будет требоваться постоянный "внеплановый ремонт", то и еще выше.
Государство продолжит демпферные выплаты нефтяникам, но уже в гораздо меньших объемах, ориентируясь на привязку топливных цен к этому ИЦД, а не к индексу потребительских цен ИПЦ, как было раньше.
Уже 2025 год показал, что в условиях беспрецедентного бюджетного дефицита власти больше не способны удерживать цены на АЗС в пределах общей инфляции. Было и так понятно, что и в следующем году удержать их таким образом не получится. Но теперь это просто узаконили, чтобы не возникало вопросов: мол все, теперь для АЗС свои ценовые ориентиры, отличные от росстатовской заниженной инфляции. Это пенсии и соцвыплаты только будут индексировать по Росстату, а топливо - извините...
В общем, суть изменений сводится к тому, что государство теперь будет компенсировать нефтяным компаниям меньше, а цены на АЗС будут расти быстрее.
Если предположить, что в 2026 году цены вырастут так же, как в 2025-м (в среднем на 25% на бензин), то к следующему ноябрю можно ожидать средние по стране цены около 78 рублей за АИ-92 и более 90 рублей за АИ-95. Но все будет зависеть теперь от ИЦД, а ИЦД будет зависеть от роста реальных расходов нефтяных компаний. Если они будут выше - топливо может дорожать и еще сильнее. Официально, "узаконенно", без попыток сдерживания со стороны государства.
Почему в Минэнерго пошли на такие договоренности с нефтяниками? Из-за усиления санкционного давления и падения нефтяных цен бюджет теряет огромные суммы нефтегазовых доходов (в этом году они окажутся где-то на 3 трлн или 30% меньше от изначально запланированных).
В стоимости каждого литра бензина или дизеля на АЗС большую часть суммы занимает акцизный сбор, который входит в состав нефтегазовых налогов. И оплачивают его покупатели топлива. Чем дороже будет продаваться топливо - тем больше денег получит, в первую очередь, бюджет. Его выгода от этого финансово больше, чем выгода самих АЗС.
С одной стороны так планируют поднимать бюджетные доходы, а с другой, как уже написал выше, снижать бюджетные расходы на топливный демпфер. Так что, государство поддерживает в этом плане больше не нефтяные компании, как это подается в СМИ, а себя.
Но, естественно, за счет "новой нефти" - покупателей топлива на АЗС.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.
Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.