Найти в Дзене
Финансовый гений

Товар-маркер: почему когда дорожает бензин, дорожает все?

Всякий раз, когда пишу о предстоящем разгоне инфляции до конца года, одним из ключевых факторов ее разгона называю сильно опережающий общую инфляцию рост цен на топливо, наблюдающийся топливный кризис. Это очень важная причина, хоть и не единственная, и сегодня я подробно остановлюсь именно на ней. С начала года стоимость бензина марки АИ-92 уже к данному моменту выросла на 12,4%, марки АИ-95 - на 11,2%, а марки АИ-98 и выше - на 4,8%, в среднем же бензин подорожал на 11,6%. При том, что темп общей инфляции с начала года составляет 4,95%. Это все официальные усредненные данные, во многих регионах, как вы сами знаете, ситуация гораздо хуже. Удорожание бензина очень сильно влияет на инфляцию сразу по трем причинам: На последней пресс-конференции по ключевой ставке Эльвира Набиуллина несколько раз упомянула в своей речи фактор топливной инфляции, говоря о том, почему ЦБ не удается вернуть инфляцию к цели, а при ответе на вопрос журналиста очень подробно расписала все эти факторы влияния,

Всякий раз, когда пишу о предстоящем разгоне инфляции до конца года, одним из ключевых факторов ее разгона называю сильно опережающий общую инфляцию рост цен на топливо, наблюдающийся топливный кризис. Это очень важная причина, хоть и не единственная, и сегодня я подробно остановлюсь именно на ней.

С начала года стоимость бензина марки АИ-92 уже к данному моменту выросла на 12,4%, марки АИ-95 - на 11,2%, а марки АИ-98 и выше - на 4,8%, в среднем же бензин подорожал на 11,6%. При том, что темп общей инфляции с начала года составляет 4,95%. Это все официальные усредненные данные, во многих регионах, как вы сами знаете, ситуация гораздо хуже.

Удорожание бензина очень сильно влияет на инфляцию сразу по трем причинам:

  1. Сам по себе бензин занимает очень высокую долю в индексе инфляции (4,4%).
  2. Бензин в разной степени входит в себестоимость всех товаров и услуг, особенно сильно влияет на стоимость товаров с высокой долей транспортных расходов, логистики (например, продуктов питания).
  3. Бензин выступает т.н. товаром-маркером, то есть, товаром, по динамике цен на который формируются инфляционные ожидания населения и бизнеса. Когда люди и компании видят, что дорожает бензин - они сразу понимают, что будет дорожать все (и не безосновательно), и разогретые инфляционные ожидания уже сами по себе далее подстегивают инфляцию вверх.

На последней пресс-конференции по ключевой ставке Эльвира Набиуллина несколько раз упомянула в своей речи фактор топливной инфляции, говоря о том, почему ЦБ не удается вернуть инфляцию к цели, а при ответе на вопрос журналиста очень подробно расписала все эти факторы влияния, которые я назвал выше. Процитирую:

-2
Конечно мы учитываем ситуацию с бензином. Бензин занимает большую долю в потребительской корзине - 4,4%. Мы видим, что есть избыточный рост цен на текущий момент по сравнению с той средней траекторией, которая должна была бы быть при обычной сезонности. И на наш взгляд, прямой вклад роста цен на бензин в инфляцию - это 0,4%.
Но есть также непрямой эффект: бензин, дизтопливо - важная составляющая транспортных издержек компаний. Хотя это реализуется постепенно, это косвенное влияние (на инфляцию).
Рост издержек на бензин увеличивает инфляционные ожидания компаний, но не только компаний, а, прежде всего, граждан. Потому что видя рост цен на бензин, люди естественно беспокоятся, что цены на все остальное также будут расти. И это может подстегивать уже рост цен на широкий круг товаров, услуг, ускорить инфляцию. Это как раз то, что мы называем вторичные эффекты, которые заранее оценить достаточно сложно, но мы учитываем, что они могут быть.
И если эти вторичные эффекты высокие, если инфляционные ожидания будут расти, то ставка должна быть выше, и мы это будем принимать во внимание при дальнейших решениях.
Бензин - безусловно, один из товаров-маркеров - это те товары, по которым люди оценивают в целом инфляцию и ожидают, какая будет инфляция.

Именно поэтому власти всегда очень трепетно относятся к ценам на топливо и изо всех сил стараются не допустить их сильного роста. В частности, для этого придумали механизм топливного демпфера, предполагающий компенсацию нефтяным компаниям разницу между экспортной и внутренней ценой топлива, чтобы они больше продавали на внутреннем рынке, а не экспортировали.

По этому механизму в последние годы нефтяникам ежегодно выплачивали триллионы (!) бюджетных средств. Не для того, чтобы цены на бензин вообще не росли, а для того чтобы они росли хотя бы не сильно выше общей инфляции. Чего, к слову, удавалось достичь далеко не всегда, даже несмотря на такие колоссальные выплаты.

Ранее приводил динамику выплат по топливному демпферу в отдельной статье:

В этом году по демпферному механизму нефтяные компании уже получили из бюджета более 700 млрд рублей за 3 квартала.

Например, сейчас, из-за сильного роста внутренних биржевых цен на бензин, согласно прежнему принципу расчета топливного демпфера получалось, что государство уже не должно производить выплаты нефтяным компаниям, потому что внутренняя цена выросла и сравнялась с внешней.

Однако лично президент подписал указ о запрете обнуления топливного демпфера, то есть, сказал: все равно выплачивайте!

-3

И это даже несмотря на тот бюджетный кризис, критический дефицит, который сейчас наблюдается, огромные недоборы доходов и сокращения расходов.

Все это говорит о том, насколько для властей важно не допустить сильного разгона цен на бензин.

Но даже официальная росстатовская статистика, которую я привел в начале, говорит о том, что не допустить разгона цен на топливо все равно не получилось. Они уже разогнались в 2,5 раза сильнее общей инфляции.

Вариантов решения проблемы нет - производящие топливо мощности планомерно выводятся из строя, их ремонт, замена и обслуживание теперь еще осложнены санкциями на все четыре крупнейшие нефтяные компании страны (две были под ними ранее, и две попали сейчас).

Чтобы завозить импортный бензин, а внутри страны он не дорожал - это нужно, чтобы закупка + доставка в Россию обходились дешевле цен на АЗС, а с этим тоже проблемы. Ну или придется доплачивать по демпферу импортерам, чтобы те продавали бензин в розницу дешевле, чем купили за границей оптом.

Так или иначе, я не вижу действенных способов выхода из топливного кризиса в такой ситуации.

Он появился не вчера и развивался постепенно. О том, что оно рано или поздно наступит, я, например, писал не раз.

Первый скачок был еще в 2023-м. С тех пор стали сначала частично, а затем уже и на постоянной основе запрещать экспорт топлива (тем самым, недополучая огромные суммы нефтегазовых доходов в бюджет). Выплаты по топливному демпферу росли, но это тоже не сдерживало цены на АЗС. Теперь, ко всему прочему, еще и рухнуло производство (по разным данным, оно упало, как минимум на 60%). Так чего хотеть от цен?

Просто так, по мановению волшебной палочки, разрешить все эти проблемы невозможно. Поэтому и глава ЦБ уделила данному вопросу столь много внимания на этот раз. Потому что он действительно крайне важен и оказывает очень сильное влияние на инфляцию. Избежать которого просто не удастся, даже исходя из уже имеющихся топливных цен. Ну а если кризис на рынке топлива дальше будет только усугубляться?

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.

Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьей, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.