8 декабря 2025 года/
В разгар горбачёвской Перестройки советский кинематограф освободился от цензурных запретов и самым популярным жанром стала социальная драма, по-народному, «чернуха». В тени криминальных сюжетов и жёсткой драмы оказался психологический школьный фильм «Шут» Киностудии имени Горького в постановке режиссёра Андрея Эшпая, вышедший на экраны в 1988 году. Для натурных съёмок создатели киноленты выбрали набережную Москвы-реки в Дорогомилово.
Любимые советскими режиссёрами производственные сюжеты остались в прошлом и в новых фильмах акцент делался на конфликты «отцов и детей», отношения учителей и старшеклассников, противостояния молодёжных субкультур. Такое кино, рассчитанное на широкую аудиторию, приносило впечатляющие кассовые сборы, лидерами проката стали «Маленькая Вера», «Асса», «Курьер», «Игла», «Плюмбум, или Опасная игра», «Меня зовут Арлекино», «Дорогая Елена Сергеевна».
Андрей Эшпай поставил неторопливое камерное кино, построенное на диалогах, с небольшим количеством персонажей - это одноклассники, учителя, родители главного героя. По сюжету фильма «Шут» десятиклассник Валентин Успенский проводит психологические эксперименты над окружающими, провоцируя их на конфликты. Всё действие происходит в школе с видом на Москву-реку и на Бадаевской железнодорожной ветке, где ребята тусуются после уроков. Несколько эпизодов сняты на Кутузовском проспекте.
Главную роль Валентина Успенского исполнил Дмитрий Весенский, в ролях одноклассников снялись Мария Маевская (Ирина), Александр Заболотский (Малышев), Василий Мичков («Кока»), учителей сыграли Игорь Костолевский, Генриетта Егорова, Гелена Кирик и другие актёры.
Смотрите старые фотографии. Дорогомиловская набережная. 1930-1940 гг.:
Набережная исторически называлась Дорогомиловской и под этим названием фигурировала на картах и планах Москвы вплоть до 1961 года, когда ей присвоили имя украинского литератора Тараса Шевченко. Первые две ретрофотографии дают представление, как менялся прибрежный ландшафт вблизи Бадаевского завода, а ниже по течению реки в 1940-1970-х годах выросли жилые дома и школьные здания.
Набережная Тараса Шевченко. 1969 год:
Набережная Тараса Шевченко. 1964 год:
По холму вдоль берега в 1934 году для доставки сырья в промзону был проложен путь к Брянской соединительной ветке (прежний железнодорожный путь к заводам пролегал со стороны Киевского вокзала). После разглядывания старых фотоснимков и просмотра «Шута» возникло желание посмотреть, как сегодня выглядит этот участок набережной.
Кутузовский проспект, 24А - школа № 711 (1954, архитектор Лидия Степанова). В классах и на лестницах этой школы снимались сцены фильма «Шут», на нескольких кадрах из окон видны проплывающие по реке баржи. Жаль, что качество советской киноплёнки оставляет желать лучшего.
Смотрите старые фотографии. Школа на Можайском шоссе. 1955 год:
Степановские школы украшались медальонами с портретами классиков и картушем над парадным фасадом. Здесь по какой-то причине картуш размещён на дворовом фасаде со стороны набережной.
Близкое соседство железной дороги с жилыми кварталами и школой не лучшая идея в плане безопасности пешеходов, но про поезда все местные знали да и курсировали составы медленно и не часто. Рабочий участок был однопутный с ответвлением для отстоя вагонов. В фильме «Шут» старшеклассники собирались после школы возле вагона-дозатора, стоящего на резервном пути.
Железнодорожная ветка. Кадр из фильма «Шут». 1988 год:
На кадре из фильма видно сетчатое ограждение, но кого оно останавливало? Горожане пересекали пути, чтобы спуститься на набережную к воде, тем более что в былые времена как раз напротив школы находился стихийный песчаный пляж.
Дорогомиловская набережная. 1947-1948 гг.:
Песчаный пляж и железнодорожный путь на набережной. 1961 год:
Отмель образовалась в результате работы земснаряда, добывавшего в акватории Москвы-реки гравий и песок для строительных работ. Карьер обслуживала узкоколейка, по которой ходили составы с вагонетками. А ещё раньше в этих местах располагались Дорогомиловские каменоломни и работал каменотёсный завод, зафиксированный на картах XIX века. В 1960-е годы набережная приоделась в гранитный костюм и избавилась от карьера и пляжа.
Набережная Тараса Шевченко. 1964 год:
Здесь лежали рельсы железной дороги
А на этом прибрежном участке некогда находились каменоломни и карьеры.
Ветка проходила к Бадаевскому пивоваренному заводу через территорию Карандашной фабрики имени Сакко и Ванцетти, также известной как Московский завод письменных принадлежностей им. Сакко и Ванцетти. Предприятие было основано в 1926 году по договору между Правительством СССР и Правлением американской концессии в лице Арманда Хаммера и заняла земли бывшего каменотёсного завода. Спустя четыре года концессионный договор завершился и частная фабрика стала государственной.
Карандашная фабрика им. Сакко и Ванцетти. 1978 год:
В СССР любой школьник знал словосочетание «Сакко и Ванцетти», ибо без обязательных карандашей в портфеле на уроки можно было и совсем не являться. Кто эти персонажи, мало кто знал. Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти вовсе не герои Октябрьской революции, они выходцы из Италии, анархисты, которые боролись за права рабочих в США и в 1921 году по ложному обвинению были приговорены к смертной казни.
В ассортимент Московского завода пишущих принадлежностей входили наборы цветных карандашей «Искусство», «Спартак» и другие, а также шариковые ручки, наборы красок и другие канцтовары. Проблемы на заводе начались ещё в восьмидесятые годы, когда из-за корпоративных конфликтов не сложилось совместное советско-болгарское предприятие. Финансовые кризисы девяностых усугубили ситуацию настолько, что фабрике отключили электричество за долги, около 1500 сотрудников уволились, оборудование ржавело. В 2000-2003 годах партнёры предприняли попытку реанимации производства шариковых ручек и любой пластиковой продукции на заказ, но покупатели сделали выбор в пользу дешёвых китайских товаров. К 2007 году оставшиеся станки эвакуировали во Владимирскую область, а корпуса снесли под предполагаемую жилую застройку «Парк Сити», однако проект не был реализован и пустырь стал переходить из рук в руки.
Сегодня появилась некоторая определённость в планах и на месте фабрики начинается строительство жилого комплекса. В паспорте объекта самое интересное это дата завершения работ - 2037 год. Осталось дождаться опубликованного рендера и посмотреть, что же такого можно построить за долгие двенадцать лет.
Когда фабричные трубы перестали дымить, а рельсы разобрали, один паровоз сохранился в качестве исторического артефакта на бадаевском дворе. Есть другая версия, что этот паровоз доставили сюда в 1996 году из Жуковского для антуража стильного ретроресторана в железнодорожных вагонах, который так и не открылся. На бортах локомотива не сохранилось обозначений и только эксперты могут установить, то ли это Су 205-37, то ли Су 215-80.
Ворота карандашной фабрики им. Сакко и Ванцетти. 1998 год:
Современный снимок с паровозом за воротами Бадаевского пивоваренного завода.
Ещё в восьмидесятые годы паровозы были заменены тепловозами. В «Шуте» маневровый ТГМ23 периодически катается туда-сюда и однажды Успенский до последнего остаётся на путях, заставляя понервничать машиниста и подружку-одноклассницу. Собственно весь фильм состоит из подобных шуточек самовлюблённого интеллектуала, которому нравится дразнить и провоцировать всех подряд, не исключая собственных родителей. На современном сленге такое поведение называют «троллинг», а для фильма было придумано словечко «шутэн».
Маневровый тепловоз ТГМ23. Кадр из фильма «Шут». 1988 год:
По воспоминаниям местных жителей, в реальности школьники не пытались играть в Анну Каренину, но не упускали возможности прокатиться на поручнях тепловоза, а ещё подкладывали монеты на пути поезда, получая вместо монеты сплющенный диск.
С крутого берега открывалась панорама Краснопресненской набережной, где по соседству с заводом железобетонных изделий и каменоломнями в Камушках в 1977 году был построен первый павильон «Экспоцентра» - выставочного комплекса, принявшего за свою долгую историю сотни международных выставок. По распоряжению федеральных властей советский модернизм Михаила Посохина и Бориса Тхора уступит место современному зданию Национального центра «Россия».
На набережной Шевченко. 1981-1982 гг.:
Глушилка - ещё одна примечательная диковина на левом берегу реки. Башня была оснащена аппаратурой, препятствующей приёму сигнала западных радиостанций, таких как BBC и «Свободная Европа», вещающих на советскую аудиторию. Подобные типовые металлоконструкции встречались в разных городах Советского Союза. При Горбачёве запрет на получение информации не вписывался в концепцию гласности, в 1988 году оборудование отключили и вскоре башню демонтировали.
Один из эпизодов «Шута» снят на каменном причале, который тогда выглядел заброшенным: в какой-то момент Валя Успенский окончательно выбесил одноклассников, которые загнали паренька на причал, но обрезок трубы в его руках охладил пыл преследователей и они предпочли воздержаться от рукоприкладства. С девяностых годов причал стал востребован коммерческими теплоходами, а сегодня здесь швартуются маршрутные электросуда.
Набережная Тараса Шевченко, 23А - бизнес-центр «Башня 2000», первое здание делового центра Москва-Сити. В процессе строительства рабочие находили в ковше экскаватора кости и фрагменты надгробий бывшего Дорогомиловского кладбища, которому будет посвящён отдельный сюжет «Город на память».
Начало строительства моста «Багратион». 1995-1996 гг.:
«Башня 2000» соединена с Краснопресненской набережной пешеходным мостом, получившим название «Багратион» в честь генерала Петра Багратиона, одного из полководцев Бородинского сражения.
В сквере на Кутузовском проспекте установлен памятник Багратиону работы скульптора Мераба Мерабишвили.
Мост запомнился скульптурой Эрнста Неизвестного «Древо жизни» и траволаторами (горизонтальными эскалаторами).
В 2016 году вокруг моста на земле, на воде и в воздухе прошли командно-штабные учения МЧС с применением всех возможных средств пожаротушения.
Северный вестибюль моста снесён в 2025 году - в течение ближайших пяти лет на Краснопресненской набережной будет строиться бизнес-центр компании Wildberries высотой без малого 400 метров. Пешеходный мост планируется интегрировать в этот небоскрёб, а пока для пересечения Москвы-реки горожанам и гостям столицы предлагается воспользоваться общественным транспортом.
Во время съёмок «Шута» берег выглядел слегка диковато, что никого не смущало - в городе полным-полно было неосвоенных пустырей. После демонтажа железной дороги задворки Кутузовского проспекта похорошели, проложены аллеи, высажены молодые деревца.
Вернёмся к сценам из фильма: прогуливаясь вдоль железной дороги, Валя Успенский встречает юного биолога Малышева, который увлечённо собирает муравьёв для своей коллекции возле опор моста Брянской соединительной ветки. Собственно сюда и вела Бадаевская линия. Это один из двух мостов начала ХХ века: Брянская ветка связывала Киевский и Белорусский вокзалы, а по другому такому же мосту ходили товарные составы по Московской Окружной железной дороге.
Мост Брянской железнодорожной ветки. 1995 год:
Мост Московской Окружной железной дороги
По воспоминаниям, прежде окрестности считались запретной зоной, проход посторонним был закрыт, но в фильме герои беспрепятственно лазают не только вокруг, но и по самому мосту, который не раз попадает в кадр. Оператор зафиксировал уже ставшие историческими моменты прохода товарных составов. Оба старых дорогомиловских моста позднее были демонтированы в ходе прокладки Третьего транспортного кольца и Московского центрального кольца.
Так строился новый мост для МЦК
Кроме набережной в фильме «Шут» в нескольких эпизодах появляется и Кутузовский проспект. Сначала в магазине-стекляшке Успенский троллит кассиршу, вполне заслужившую «шутэн» за хамство покупателям, и тут же одноклассница Ирина подначивает героя подшутить над компанией гопников в подземном переходе.
Кутузовский проспект, 16 - коммерческое здание построено в начале девяностых годов на месте советского овощного рынка и использовалось как торговый центр под народным названием «мавзолей».
Овощной базар. 1964 год:
До открытия базара на этом месте возле ограды карандашной фабрики стояли жилые бараки и конторы.
Новый типовой овощной базар. 1966 год:
Оформление рыночного фасада не раз менялось, к моменту сноса в 1988 году это был большой остеклённый павильон. Можно предположить, что сцену с кассиршей сыграли здесь, не уезжая далеко от основных съёмочных локаций, но это не точно. Художественный кинематограф не предполагает достоверности: фильм снимался в Дорогомилово, но при этом вставлены кадры какого-то трамвайного депо - просто режиссёру понравилась картинка, как трамваи выезжают на линию.
Подземный пешеходный переход на Кутузовском проспекте. 1964 год:
В Москве первые подземные переходы появились в апреле 1959 года в Театральном проезде, на Калужской и Смоленской площадях. В том же году практика распространилась по всему городу и стараниями рабочих Треста строительства набережных и мостов переход открылся на Кутузовском проспекте. Заметно, что и тоннель, и лестничные марши поначалу проектировались достаточно узкими.
А так переход выглядит после реконструкции.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе
Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»
#городнапамять #москва #история #архитектура #дорогомилово #москварека #набережная #шут #фильм