6 ноября 2025 года/
В этом фотоальбоме представлена съёмка 2015 года, когда редакция аккредитовала автора на концерт в клубе на территории бывшего Бадаевского пивоваренного завода. Было очевидно, что со временем брутальный индустриальный ландшафт изменится и полезно его сфотографировать на память. Так и случилось: спустя десять лет половина заводских корпусов оказалась снесена, а над сохранёнными историческими зданиями 1875-1912 годов растут ноги «парящего» над Дорогомилово жилого комплекса «Бадаевский».
Дорогомиловская набережная оделась в гранит в 1958 году уже после открытия гостиницы, а прежний прибрежный ландшафт можно увидеть в фильме «Старик Хоттабыч» - кинематографисты снимали с левого берега Москвы-реки, где пионер Волька выловил глиняный кувшин, внутри которого был заточён джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.
Смотрите старые фотографии на pastvu. Кадр из фильма «Старик Хоттабыч». 1956 год:
Кутузовский проспект, 4 - жилой дом (1957) оказался импровизированной стеной между парадным сталинским ампиром и промышленной зоной. Вид из окон на пивоваренный завод не смущал новосёлов, среди которых оказались известные персоны. Здесь жила советская актриса Зоя Фёдорова, убитая в своей квартире при загадочных обстоятельствах.
Надо обратить внимание и на дворовый проезд вдоль заводской ограды - проезд в точности совпадает с прежним расположением Дорогомиловского вала, участка Камер-Коллежского вала. Высокая земляная насыпь с наружными рвами вокруг города учреждена в 1742 году сначала как таможенная, а затем и полицейская граница Москвы. Заградительное кольцо длиной 37 километров служило преградой для контрабандной торговли алкоголем, попасть в город можно было лишь через охраняемые заставы. К середине XIX века вал утратил своё значение и после ликвидации превратился в новые улицы, проезды или был застроен домами.
Здесь в старину пролегал Дорогомиловский вал. 1957-1958 гг.:
Трёхгорный пивоваренный завод был основан в 1875 году московским купцом Бенедиктом Гивартовским и выборгским инженером-технологом Альбертом Кемпе «для пиво-медоварения», а также для изготовления уксуса, дрожжей и других продуктов из зернового хлеба. Первоначальное название было связано с урочищем «Три горы» на противоположном берегу реки, что кажется не вполне логичным, ну а при советской власти, в 1934 году, предприятие получило название Промкомбинат им.А.Е.Бадаева - в честь Алексея Бадаева, революционера и одного из руководителей пищевой промышленности СССР. Прижизненное увековечивание в названиях оказалось порочной практикой - люди теряли доверие партии и компетентных органов, так что многое вскоре пришлось переименовывать, но не в случае с Бадаевым. Руководитель треста «Главпиво» оказался сильно пьющим человеком, товарищи критиковали его за аморальное поведение, власти отстраняли от должностей, но пивоваренный завод навсегда остался Бадаевским.
Бюст Алексея Бадаева
Производство было задумано с размахом благодаря паевому участию богатейших людей купеческого сословия Тимофея Морозова, Козьмы Солдатёнкова, Ивана Щукина и других учредителей товарищества. Для строительства был приобретён земельный участок на выселках, за Дорогомиловской заставой в Троице-Голенищевской волости Московского уезда. Планировка территории и организация процесса были подсмотрены на Мюнхенском пивоваренном заводе, а проекты отдельных корпусов подготовили несколько архитекторов в стилях неоромантизма, модерна, псевдоготики. Первые солодовни, бродильные подвалы, варни и овины строил Август Вебер, в начале ХХ века ансамбль дополнили элеватор, водонапорная башня, цех розлива в бутылки, машинное отделение, котельная, склады хмеля, погрузочный терминал Романа Клейна и Георгия Евланова, при этом веберовские корпуса были реконструированы. На работу в цехах завербовали крестьян из Калужской, Владимирской и Рязанской областей, приехавших в Москву на заработки. Для новоявленных пролетариев при заводе были построены жилые казармы и больничка.
По части декоративного оформления архитекторы расстарались, полагая, что на пивоваренном заводе всё должно быть прекрасно, не исключая въездные ворота. Сохранившийся вариант декора появился в ходе клейновской реконструкции территории, когда ворота украсило затейливое ажурное литьё с загадочным вензелем «3Г».
Это не буквенная аббревиатура, не монограмма Гивартовского, а цифра 3 и буква Г. Что же означает вензель-символ Трёхгорного пивоваренного завода? Гениальное и логичное объяснение даёт в Живом Журнале Валерий Леонов, автор блога «Покажите мне Москву, москвичи»: 3Г - это Три Горы.
Подвоз сырья и отправка пива осуществлялась не только гужевым транспортом, но и по железной дороге - с 1914 по 1935 год действовала ветка, проложенная напрямую по Дорогомиловскому валу к Брянской железной дороге. Позднее хопперы-зерновозы и цистерны с топливом шли на завод по новой соединительной ветке вдоль берега Москвы-реки.
Кутузовский проспект, 12с6 - Дом правления, главная контора Трёхгорного пивоваренного товарищества (1883, архитектор Август Вебер). Здание до неузнаваемости перестроено под жильё при советской власти и по этой причине снесено в ходе реконструкции. Хотя внутри сохранялись исторические стены, своды Монье, винтовая лестница, а главное, Дом правления представлял мемориальную ценность: здесь проходили заседания Совета Товарищества с участием пайщиков - перечисленных выше и многих других почётных граждан Москвы, купцов и меценатов, сыгравших выдающуюся роль в истории российской промышленности и культуры.
Главная контора. 1898-1901 гг.:
Кутузовский проспект, 12с5 - Контора Трёхгорного торгово-промышленного товарищества (1895, архитектор Роман Клейн). После проведения реставрации здание войдёт в инфраструктуру ЖК «Бадаевский».
Переходим к производственным цехам. В 1901 году двадцатипятилетие Трёхгорного пивоваренного завода отметили изданием юбилейного фотоальбома, в котором приводились некоторые подробности технического устройства.
Новаторство солодовни заключалось в применении солодорастительных аппаратов Gecmen, состоящих из 35 металлических этажей один над другим, что позволяло на ограниченной площади проращивать большое количество солода. Пневматическая система, сконструированная по последнему слову техники, беспрерывно создавала нужный микроклимат. В сушильнях отказались от ручного труда и солод перемешивался механическим способом.
Солодовня. 1875-1901 гг.:
Варильные системы обеспечивали «кипячение густых заторов в одно и то же время и огнём, и паром».
Варня Трёхгорного пивоваренного завода. 1876-1901 гг.:
В бродильне были установлены 510 бродильных чанов с использованием искусственного охлаждения сусла холодильными машинами системы Линде - такая мера предотвращала возможность попадания в сусло болезнетворных бактерий. Дрожжи чистой культуры разводились в собственной лаборатории по способу Ганзена.
Складочные погреба строились по американской системе с надземным ярусом и подземным отделением для отстаивания пива. Склады соединялись трубой с разливочными цехами, где рабочие при помощи машинок закупоривали бутылки. Перед розливом бутылки в «мытельных аппаратах» автоматически промывались водой с песком под давлением четыре атмосферы. Корзины с бутылками перемещались между цехами по механическим транспортёрам.
Розливочный погреб. 1875-1900 гг.:
Оборудование работало на энергии паровых машин, а электрическое освещение лампами накаливания обеспечивали динамо-машины. Водоснабжение завода осуществлялось насосами из артезианского колодца, а пропущенная через фильтр вода из Москвы-реки использовалась для охлаждения паровиков, уборки погребов и других технических нужд.
Бондарный цех производил и смолил бочки для перевозки пива, слесарная, медно-литейная и плотничная мастерские производили текущий ремонт машин, в кузнице и в шорной мастерской занимались обслуживанием гужевого транспорта. Завод владел 120 лошадьми, которые содержались в двух конюшнях.
Непосредственно на производстве трудились 500 мужчин и 100 женщин, не считая возчиков и сторожей. Рабочим предоставлялись спальные места в деревянной казарме на 150 человек и в каменной казарме на 400 человек. Медицинская помощь оказывалась в больнице со стационаром на 16 кроватей и отделением для заразных больных, в штате числился лишь фельдшер, а врачей приглашали из города.
Кутузовский проспект, 12с1 - Главный корпус Трёхгорного пивоваренного завода объединял под своей крышей цеха финального этапа пивоварения, здесь размещалась бродильня и ледники, помещения для розлива пива и мойки бутылок, бондарня, склады, экспедиция. Здание было построено в 1875 году по проекту Вебера, а затем перманентно реконструировалось до 1970-х годов стараниями Клейна, Евланова и советских архитекторов.
Отпуск пива. 1890-1909 гг.:
На ранней фотографии видно, что сначала Августом Вебером была построена левая часть Главного корпуса, крытого экспедиторского корпуса ещё не было и подготовка товара к отправке осуществлялась на открытых площадках.
Богато украшенная лепниной правая часть Главного корпуса спроектирована Романом Клейном. Из оформленных стрельчатыми аркадами ворот выезжали телеги и автомобили с готовой продукцией.
Солнечные часы
Кутузовский проспект, 12с3 - Солодовенный корпус с солодовнями, овинами для сушки, элеватором, водонапорной башней. Отсюда начинался процесс приготовления пива. Первая очередь здания возведена Вебером в 1875-1876 годах, в начале ХХ века Клейн провёл реконструкцию и добавил новые строения.
Советский элеватор
В современных реалиях планируется зачистить здание от советских пристроек и отреставрировать изрядно повреждённую кирпичную кладку.
О результатах можно будет поговорить через пару лет, а пока возвращаемся к истокам в XIX век. В 1876 году москвичи попробовали первую продукцию - сорта пива «Баварское» и «Золотой ярлык», вскоре к ним добавились «Трёхгорное», «Кульмбахское», «Богемское», «Столовое», «Пильзенское», «Пшеничное», «Двойной золотой ярлык», а также расфасованный в бутылки мёд.
Иллюстрация: фотоальбом «Двадцатипятилетие Трехгорного пивоваренного товарищества в Москве» (1901)
Две трети трёхгорного пива реализовывалось в Москве, а оптовый сбыт вне города осложнялся наличным расчётом за товар, который практиковала администрация, однако иногородние купцы предпочитали покупки в кредит. Тем не менее, вагоны-ледники по железной дороге доставляли бочковое пиво в два десятка городов Российской империи, где были оборудованы помещения для хранения и розлива: Курск, Одесса, Орёл, Воронеж, Тамбов, Саратов, Ростов, Рязань и другие.
Дорогомиловские пивовары завоевали награды всероссийских выставок, совершенствовали технологии, расширяли ассортимент, «за превосходное качество изделий и образцовое устройство завода» получили привилегию размещать герб Российской империи на этикетках. Любители пенного напитка выпивали свыше пяти миллионов вёдер пива в год - столько завод выпускал накануне Первой Мировой войны и вышел в лидеры по объёму производства, но всё равно не поспевал за спросом. Однако «сухой закон» военного времени вынудил переключиться на производство сухого льда, красителей для ткани и взрывчатых веществ, нужных фронту.
После революционных катаклизмов жизнь стала входить в нормальное русло и в 1923 году варка пива возобновилась под брендом «Тригор» в ведении Моссельпрома. Работавший в моссельпромовской рекламе поэт Владимир Маяковский придумал тогда слоган: «Трёхгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон». Период Великой Отечественной войны остаётся «белым пятном» в истории, вероятно, завод был эвакуирован. Известно, что 549 сотрудников вступили в ряды Красной Армии и народного ополчения, а солодовня была разрушена попаданием немецкой авиабомбы.
За послевоенные десятилетия завод динамично развивался, прирастал современными производственными корпусами, радовал поклонников новыми сортами пива - в конце 1960-х годов сортам «Наша марка» (изготовлено к 50-летию Советской власти), «Двойное золотое» (в оригинальных фигурных бутылках 0,33 литра), «Московское оригинальное» и «Рижское оригинальное» был присвоен Знак качества. Для приготовления пенного напитка использовались отборный ячмень и хмель, высокопроизводительные автоматические линии выдавали ежечасно 12 000 бутылок светлого пива десятка наименований и тёмного портера, грузовики-цистерны развозили по московским питейным заведениям свежее пиво самого массового сорта - «Жигулёвское».
Значительная часть рабочих казарм и другие строения юго-восточного участка были снесены в 1957 году при прокладке и застройке Кутузовского проспекта, а в семидесятые исчезли исторический элеватор и варня, на месте которых возвели новые сооружения.
Бадаевский пивоваренный завод. 1956-1957 гг.:
В цехе бутылочного розлива пива. 1972 год:
Перевозка пива в цистернах. 1973 год:
Кутузовский проспект, 12с2 - производственный и административный корпус (1970-е годы)
Общий вид завода. 1890-1909 гг.:
Здание с трубой - это варня и машинное отделение с котельной. В начале 1970-х годов его частично снесли под новую застройку. Предполагается воссоздание этого архитектурного памятника в первозданном виде, даже с «родной» дымовой трубой.
Ближе к реке стоял корпус конюшен. 1890-1909 гг.:
Девяностые годы призвали московских пивоваров ответить на вызов рыночной экономики и вступить в конкуренцию с хлынувшим в страну импортом - оборудование обновилось, была закуплена электронно-управляемая линия розлива, установлен новый пастеризатор, усовершенствована микробиологическая лаборатория. Однако в этот ответственный период городские власти взяли курс на вывод промышленных предприятий из центра города, невзирая на их прежние заслуги и богатую историю, что привело к закрытию Бадаевского пивоваренного завода в 2006 году.
Механический цех 1907 года, электроподстанцию и другие технические объекты разного возраста на заводской территории сохранять не планируется.
Кутузовский проспект, 12 - редевелопмент промзоны начался в 2020 году, когда на месте семиэтажного административного корпуса Бадаевского завода построили жилой комплекс «Кутузовский XII». Позади в старину стояли рабочие казармы и больница.
Казарма рабочих. 1895-1901 гг.:
Сумерки на Бадаевским заводом
Сегодня на бывшей заводской земле реализуется флагманский проект Capital Group – жилой комплекс «Бадаевский» на набережной Тараса Шевченко. Этот проект даже не с чем сравнить, прежде в Москве ничего подобного не строилось. В архитектурном конкурсе победило бюро Herzog & de Meuron (Жак Херцог и Пьер де Мерон), которое выбрало в качестве главного архитектора Ольгу Большанину. Концепция проекта предусматривает сохранение и реставрацию трёх заводских корпусов, а вокруг выстроятся жилые дома на 35-метровых колоннах - первые этажи «Бадаевского» подняты на высоту десятого этажа обычного дома.
В портфолио бюро немало авангардных проектов в разных странах и инженеры гарантируют надёжность бадаевских «парящих» зданий. Под домами устроен так называемый супер-слэб - техническое пространство, в котором собраны все коммуникации и закреплены опоры. В случае проблем с одной из колонн нагрузка распределяется между остальными. Для обеспечения безопасности жильцов будут оборудованы остеклённые пожарные лестницы.
В жилом комплексе будет 837 квартир с панорамным остеклением плюс семь городских вилл на крышах с индивидуальными дворами. Главный и солодовенный корпуса Трёхгорного пивоваренного завода превратятся в общественные пространства - фитнес-клуб с бассейном, фермерский рынок, кафе, магазины, коворкинг, досуговый центр, а в элеваторе можно устроить русскую баню. В воссозданном корпусе варни предполагается открыть крафтовую пивоварню с рестораном.
На прощание ещё десяток атмосферных фотоснимков десятилетней давности.
Используемая литература: «Двадцатипятилетие Трехгорного пивоваренного товарищества в Москве» (1901)
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном путеводителе
Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»
#городнапамять #москва #история #архитектура #дорогомилово #пиво #бадаевский #промзона