Сюжет фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже» рассказывает об американском сценаристе Гиле Пендере (Оуэн Уилсон), мечтающем стать писателем. И вот однажды, во время путешествия в Париж со своей невестой, он в одиночестве отправляется на прогулку по городу, где ровно в полночь оказывается в другом времени… «Город любви» начинает сиять красками 1920-х годов! Здесь Гил встречает своих литературных кумиров, среди которых Фрэнсис Скотт Фицджеральд и его жена Зельда Фицджеральд, Эрнест Хэмингуэй и Гертруда Стайн. Но кроме представителей мировой литературы герой знакомится и с известными художниками: Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.
Фильм действительно пронизан атмосферой того времени, и речь не только о знаменитых личностях, но и о музыке и произведениях искусства. Здесь есть работы, на которые зритель не может не обратить внимание, так как в фильме на них сделан акцент. К ним относятся:
Скульптура Огюста Родена «Мыслитель», которую герой и его спутники рассматривают во время экскурсии по «Музею Родена».
- «Водяные лилии» («Кувшинки») Клода Моне, которые герои рассматривают в Музее Оранжери.
- И там же мы видим полотно Пикассо «Купальщица», на котором якобы изображена его любовница Адриана, которую в фильме сыграла Марион Котияр.
Но помимо этих «очевидных» шедевров, в фильме можно увидеть и другие работы, создающие фон. И сейчас мы посмотрим на некоторые произведения искусства, украшающие «Полночь в Париже».
«Купальщики» Поль Сезанн, 1890 г.
В фильме большинство полотен можно увидеть в кабинете Гертруды Стайн. Одной из таких работ являются «Купальщики» Сезанна. Мотив «купальщиц» и «купальщиков» занимает важную часть в творчестве художника. На его счету около 200 работ на эту тему. Это и этюды, и законченные произведения. В коллекции экранной Гертруды Стайн мы видим полотно, посвященное этой теме и написанное в 1890 году. В этой работе Сезанн стремился подчеркнуть единство природы и человека – все элементы одинаково важны:
Художник обращает внимание не на телесность, как Ренуар, а на фигуры, которые задают структуру всему пространству. Вода почти не играет роли, и мир картины остается в основном каменным. Только гладкие, мягко переливающиеся облака напоминают о связи Сезанна с импрессионизмом
На самом деле Стайн никогда не была обладательницей этой картины, как и многих других работ в ее квартире, показанной в фильме. Провенанс полотна начинается в коллекции известного арт-дилера того времени Амбруаза Воллара. И хотя писательница была его клиенткой, тем не менее после Воллара работа перешла к немецкому коллекционеру – Готтлибу Фридриху Реберу. Так картина переходила из одной частной коллекции в другую, пока не оказалась в Лувре, а затем в Музее Орсе, где она хранится по сегодняшний день.
«Бубновый туз» Хуан Грис, 1924 г.
В том же кадре, где мы видим «Купальщиков» Сезанна и «Купальщицу» Пикассо, есть очень интересный натюрморт испанского художника Хуана Гриса «Бубновый туз». Грис был одним из основоположников кубизма и это прослеживается в его картине: все элементы – скрипка, партитура, карта, трубка, ваза с виноградом – приобретают геометричность, а использование ограниченной палитры позволило сосредоточиться на форме и структуре предметов.
Работы Пабло Пикассо в фильме «Полночь в Париже»
Как мы уже заметили, Пикассо играет заметную роль не только в сюжете фильма, но и в его «оформлении». Так в одном кадре мы видим сразу три работы художника.
«Обнаженная женщина. Погрудный портрет» и «Голова спящей женщины» – это эскизы к «Авиньонским девицам» и «Танцу с покрывалами» соответственно. В этих работах мы узнаем почерк Пикассо: резкие упрощенные формы, геометризацию и деформацию тела, и выразительную эмоциональную напряженность образов.
А вот «Портрет Гертруды Стайн» отличается от предыдущих работ. Пикассо начал писать портрет писательницы в мягком реалистичном стиле, однако художник был неудовлетворен тем, как он изобразил лицо Стайн, а потому просто стер его с полотна. И только через год он закончил работу, написав лицо в прото-кубическом стиле.
И если до этого писательница позировала Пикассо, а всего потребовалось около 90 сеансов, то лицо он дописывал уже по памяти. Сам Пикассо говорил:
Все считают, что она совсем не похожа на свой портрет, но это не важно – в конце концов она все-таки станет на него похожей
Для тех, кому интересно, «Обнаженная женщина. Погрудный портрет» и «Танец с покрывалами» можно увидеть в коллекции Главного штаба Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
«Сюзанна Валадон» Ренуар, 1885 г.
И еще одна работа, которую мы хотим упомянуть – «Сюзанна Валадон» кисти Ренуара. В нашей статье, посвященной творчеству Валадон, мы говорили, что художница была одной из самых известных натурщиц своего времени, поэтому найти ее на полотнах Ренуара не составляет труда.
В фильме же мы видим один из ее портретов, написанный в 1885 году. Перед нами нежный профиль молодой женщины с рыжими волосами. Она спокойна, безмятежна – и именно эти чувства испытывает зритель, глядя на портрет. Эта работа демонстрирует характерный импрессионистический стиль Ренуара, по которому его легко узнать.
Таким образом, произведения искусства помогают нам еще глубже окунуться в тот чарующий мир 1920-х годов, о котором так мечтал герой фильма «Полночь в Париже».