Найти в Дзене

Произведения искусства в фильме «Полночь в Париже»

Сюжет фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже» рассказывает об американском сценаристе Гиле Пендере (Оуэн Уилсон), мечтающем стать писателем. И вот однажды, во время путешествия в Париж со своей невестой, он в одиночестве отправляется на прогулку по городу, где ровно в полночь оказывается в другом времени… «Город любви» начинает сиять красками 1920-х годов! Здесь Гил встречает своих литературных кумиров, среди которых Фрэнсис Скотт Фицджеральд и его жена Зельда Фицджеральд, Эрнест Хэмингуэй и Гертруда Стайн. Но кроме представителей мировой литературы герой знакомится и с известными художниками: Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Фильм действительно пронизан атмосферой того времени, и речь не только о знаменитых личностях, но и о музыке и произведениях искусства. Здесь есть работы, на которые зритель не может не обратить внимание, так как в фильме на них сделан акцент. К ним относятся: Скульптура Огюста Родена «Мыслитель», которую герой и его спутники рассматривают во время экскурсии по «Музе
Оглавление

Сюжет фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже» рассказывает об американском сценаристе Гиле Пендере (Оуэн Уилсон), мечтающем стать писателем. И вот однажды, во время путешествия в Париж со своей невестой, он в одиночестве отправляется на прогулку по городу, где ровно в полночь оказывается в другом времени… «Город любви» начинает сиять красками 1920-х годов! Здесь Гил встречает своих литературных кумиров, среди которых Фрэнсис Скотт Фицджеральд и его жена Зельда Фицджеральд, Эрнест Хэмингуэй и Гертруда Стайн. Но кроме представителей мировой литературы герой знакомится и с известными художниками: Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

Постер фильма «Полночь в Париже»
Постер фильма «Полночь в Париже»

Фильм действительно пронизан атмосферой того времени, и речь не только о знаменитых личностях, но и о музыке и произведениях искусства. Здесь есть работы, на которые зритель не может не обратить внимание, так как в фильме на них сделан акцент. К ним относятся:

«Мыслитель» Родена. Кадр из фильма
«Мыслитель» Родена. Кадр из фильма

Скульптура Огюста Родена «Мыслитель», которую герой и его спутники рассматривают во время экскурсии по «Музею Родена».

  • «Водяные лилии» («Кувшинки») Клода Моне, которые герои рассматривают в Музее Оранжери.
  • И там же мы видим полотно Пикассо «Купальщица», на котором якобы изображена его любовница Адриана, которую в фильме сыграла Марион Котияр.
«Купальщица» Пикассо. Кадр из фильма.
«Купальщица» Пикассо. Кадр из фильма.
«Водяные лилии» («Кувшинки») Клода Моне. Кадр из фильма.
«Водяные лилии» («Кувшинки») Клода Моне. Кадр из фильма.

Но помимо этих «очевидных» шедевров, в фильме можно увидеть и другие работы, создающие фон. И сейчас мы посмотрим на некоторые произведения искусства, украшающие «Полночь в Париже».

«Купальщики» Поль Сезанн, 1890 г.

«Купальщики» Поль Сезанн
«Купальщики» Поль Сезанн

В фильме большинство полотен можно увидеть в кабинете Гертруды Стайн. Одной из таких работ являются «Купальщики» Сезанна. Мотив «купальщиц» и «купальщиков» занимает важную часть в творчестве художника. На его счету около 200 работ на эту тему. Это и этюды, и законченные произведения. В коллекции экранной Гертруды Стайн мы видим полотно, посвященное этой теме и написанное в 1890 году. В этой работе Сезанн стремился подчеркнуть единство природы и человека – все элементы одинаково важны:

Художник обращает внимание не на телесность, как Ренуар, а на фигуры, которые задают структуру всему пространству. Вода почти не играет роли, и мир картины остается в основном каменным. Только гладкие, мягко переливающиеся облака напоминают о связи Сезанна с импрессионизмом
«Купальщики» Сезанна, «Купальщица» Пикассо, «Бубновый туз» Гриса. Кадр из фильма.
«Купальщики» Сезанна, «Купальщица» Пикассо, «Бубновый туз» Гриса. Кадр из фильма.

На самом деле Стайн никогда не была обладательницей этой картины, как и многих других работ в ее квартире, показанной в фильме. Провенанс полотна начинается в коллекции известного арт-дилера того времени Амбруаза Воллара. И хотя писательница была его клиенткой, тем не менее после Воллара работа перешла к немецкому коллекционеру – Готтлибу Фридриху Реберу. Так картина переходила из одной частной коллекции в другую, пока не оказалась в Лувре, а затем в Музее Орсе, где она хранится по сегодняшний день.

«Бубновый туз» Хуан Грис, 1924 г.

«Бубновый туз» Хуан Грис
«Бубновый туз» Хуан Грис

В том же кадре, где мы видим «Купальщиков» Сезанна и «Купальщицу» Пикассо, есть очень интересный натюрморт испанского художника Хуана Гриса «Бубновый туз». Грис был одним из основоположников кубизма и это прослеживается в его картине: все элементы – скрипка, партитура, карта, трубка, ваза с виноградом – приобретают геометричность, а использование ограниченной палитры позволило сосредоточиться на форме и структуре предметов.

Работы Пабло Пикассо в фильме «Полночь в Париже»

Как мы уже заметили, Пикассо играет заметную роль не только в сюжете фильма, но и в его «оформлении». Так в одном кадре мы видим сразу три работы художника.

Работы Пикассо в кадре из фильма.
Работы Пикассо в кадре из фильма.

«Обнаженная женщина. Погрудный портрет» и «Голова спящей женщины» – это эскизы к «Авиньонским девицам» и «Танцу с покрывалами» соответственно. В этих работах мы узнаем почерк Пикассо: резкие упрощенные формы, геометризацию и деформацию тела, и выразительную эмоциональную напряженность образов.

А вот «Портрет Гертруды Стайн» отличается от предыдущих работ. Пикассо начал писать портрет писательницы в мягком реалистичном стиле, однако художник был неудовлетворен тем, как он изобразил лицо Стайн, а потому просто стер его с полотна. И только через год он закончил работу, написав лицо в прото-кубическом стиле.

«Портрет Гертруды Стайн» Пикассо
«Портрет Гертруды Стайн» Пикассо

И если до этого писательница позировала Пикассо, а всего потребовалось около 90 сеансов, то лицо он дописывал уже по памяти. Сам Пикассо говорил:

Все считают, что она совсем не похожа на свой портрет, но это не важно – в конце концов она все-таки станет на него похожей

Для тех, кому интересно, «Обнаженная женщина. Погрудный портрет» и «Танец с покрывалами» можно увидеть в коллекции Главного штаба Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

«Сюзанна Валадон» Ренуар, 1885 г.

И еще одна работа, которую мы хотим упомянуть – «Сюзанна Валадон» кисти Ренуара. В нашей статье, посвященной творчеству Валадон, мы говорили, что художница была одной из самых известных натурщиц своего времени, поэтому найти ее на полотнах Ренуара не составляет труда.

«Сюзанна Валадон» Ренуара. Кадр из фильма
«Сюзанна Валадон» Ренуара. Кадр из фильма

В фильме же мы видим один из ее портретов, написанный в 1885 году. Перед нами нежный профиль молодой женщины с рыжими волосами. Она спокойна, безмятежна – и именно эти чувства испытывает зритель, глядя на портрет. Эта работа демонстрирует характерный импрессионистический стиль Ренуара, по которому его легко узнать.

«Сюзанна Валадон» Пьер Огюст Ренуар
«Сюзанна Валадон» Пьер Огюст Ренуар

Таким образом, произведения искусства помогают нам еще глубже окунуться в тот чарующий мир 1920-х годов, о котором так мечтал герой фильма «Полночь в Париже».

Читайте также: