Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Как связаны «Кувшинки» Моне и дорама «Игра в кальмара»

Оглавление

В комнате главного антагониста второго сезона дорамы «Игра в кальмара» Хвана Инхо среди книг есть альбом репродукций Клода Моне. Каждая книга, которую нам показали в той комнате, важна и помогает лучше понять образ мыслей этого неоднозначного персонажа. Поэтому то, как организованы игры, во многом перекликается с тем, как Клод Моне создавал свою известнейшую серию работ «Кувшинки» (водяные лилии)!

Моне: от секундного «впечатления» к контролируемому идеальному миру

Клод Моне – главная фигура всего импрессионизма. Художникам-импрессионистам свойственно стремление передать секундное впечатление, они не любили творить в мастерских, предпочитая выходить на пленэр, чтобы отразить изменчивую реальность.

Именно эти идеалы так ценил Моне, но в итоге отказался от них, под конец жизни создав свой собственный идеальный мир, который мог полностью контролировать. Этим раем на земле стало его поместье в французском Живерни, в котором Моне начал создавать первые пейзажи, будучи уже в почтенном возрасте 59 лет.

Подход к творчеству Моне изменил из-за глубоких личных потрясений: в 1911 умерла его любимая жена Алиса Ошеде. В ночь её смерти он написал своему другу Гюставу Жеффруа:

Мой бедный друг, всё кончено. Моя любимая спутница умерла сегодня утром в четыре часа. Я растерян, потерян. Твой друг. Клод Моне.

Сад в Живерни Моне создал, вырубив кипарисовую рощу и плодовые деревья, которые росли на участке, художник даже изменил русло ближайшей реки, выкопал пруд с кувшинками и построил мост в японском стиле.

Каждое растение в пруду и саду Моне оказалось не случайно: он лично отбирал редкие сорта из Южной Америки и Египта. Его рай на земле был не чудом природы, а тщательно продуманным миром, в котором он смешивал элементы английских, французских, голландских и японских садоводческих традиций, создавая свой собственный предсказуемый мир, в который он погружался, стараясь забыть о тяготах реальности.

И главной серией работ, написанных в этом саду, стали «Кувшинки» (водяные лилии). В этой серии Моне намеренно отказался от передачи достоверного впечатления – идеи, которую он всегда отстаивал, и стал отходить к абстракции.

К образу кувшинок Моне возвращался раз за разом, почти каждый день: он писал их 30 лет и создал примерно 250 полотен.

Для творчества Моне, да и для всей его жизни эта серия стала важнейшей. Сам художник говорил, что кувшинки – только аккомпанемент, а настоящей темой цикла стали вечно меняющиеся свет и отражения в воде.

До нас дошло множество «Кувшинок» Моне, но сам художник в итоге разочаровался в своем титаническом труде: перед парижской выставкой 1909 года он изрезал многие свои картины, говоря, что они не годятся для экспонирования.

«Справедливый мир» Хвана Инхо

Хван Инхо также, как и Моне, меняет свою жизнь после утраты любимой жены. Бывший полицейский становится организатором игр на выживание, теряет эмпатию к людям и отгораживается от реального мира в своем «идеальном» мире.

Кадры из вырезанной сцены "Игры в кальмара" и работы Моне
Кадры из вырезанной сцены "Игры в кальмара" и работы Моне

Инхо говорит, что игры – единственное место, где существует истинное равенство и справедливость, только на острове у людей есть возможность получить по заслугам и вырваться из грязи к счастливой жизни. В азиатской традиции кувшинки многогранный символ, но одно из важнейших значений этих цветов: превращение грязи в чистейшую красоту.

Этот «идеальный» мир, также строго контролируется и продуман до мелочей, для Фронтмена мир его игр также способ сбежать от реальности, над которым он работал ни один год.

Но разочаруется ли этот «творец» в своем райском саде и уничтожит его или будет отстаивать свои грёзы до конца – мы узнаем лишь в следующем сезоне.

А если вы хотите прочитать о том, как взгляды Фронтмена «Игры в кальмара» на добро и зло связаны с картинами Магритта «Империя света», обратите внимание на еще одну нашу статью в Дзен