Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Искусство в кино: «Залечь на дно в Брюгге»

Оглавление

Чёрная трагикомедия «Залечь на дно в Брюгге» – один из лучших представителей своего жанра. Тонкий юмор, продуманный сюжет и атмосферность картины принесли ей признание зрителей и критиков, а также множество наград. Фильм продуман до мелочей: даже произведения искусства, показанные в нём, раскрывают его подтекст. Давайте разбираться вместе.

Постер фильма  «Залечь на дно в Брюгге»
Постер фильма «Залечь на дно в Брюгге»

Кратко о сюжете

Сюжет завязан вокруг двух киллеров Рэя (Колин Фаррелл) и Кена (Брендон Глисон). Их босс Гарри (Рэйф Файнс) отправляет их в «ссылку» в бельгийский город Брюгге. Рэй в депрессии после проваленного задания, откровенно скучает в маленьком старинном городке, в то время как его напарник Кен наслаждается незапланированным отпуском и любуется местными красотами и достопримечательностями.

Одно из таких мест – Музей Груниге – герои посещают в качестве культурного развлечения. Именно здесь сосланные киллеры рассматривают шедевры мировой живописи, которые пересекаются с размышлениями героев об искуплении, грехе и смерти.

Искусство и мораль для киллеров

Четыре картины, выбранные режиссером, объединяет тема «морали».

!ОСТОРОЖНО!

!ДАЛЕЕ СЮЖЕТНЫЕ СПОЙЛЕРЫ!

Суд над Камбисом

Первая работа, которую рассматривает Рэй, это диптих Давида Герарда «Суд над Камбисом». На первой створке диптиха изображен «Арест неправедного судьи Сисамна», который был уличен во взяточничестве. На второй – «Казнь неправедного судьи Сисамна». Именно сцену казни судьи Рэй пристально рассматривает.

Мотивы преступления и наказания отзываются Рэю, поскольку он считает себя виноватым в том, что лишил жизни маленького мальчика, выполняя заказ. Перед этим он «исповедуется» своей жертве – священнику:

– Я убил, Святой Отец.
– Почему ты убил, Рэй?
– Из-за денег, Отец

Последствия этой роковой ошибки преследуют его на протяжении всего фильма: он впадает в депрессию и даже решает расстаться с жизнью. Диптих Герарда в некотором смысле олицетворяет состояние героя: первая створка пересекается с убийством, а вторая – с его последствиями. Душевные терзания Рэя причиняют ему такую же боль, как если бы с него содрали кожу.

Сцены из Легенды о Святом Георгии

У следующей картины герой Фаррелла останавливается совсем ненадолго. Это «Сцены из Легенды о Святом Георгии» неизвестного фламандского художника.

На полиптихе изображены сцены истязаний Святого Георгия. Здесь снова идет пересечение физических мучений героя картины с чувством вины Рэя. В нижнем ряду картины изображено обезглавливание и положение во гроб. Позже герой скажет, что «лучше закончить это все». Для него, испытывающего мучительные душевные страдания, это кажется единственным способом избавиться от «пыток».

Режиссер совсем не случайно обратил взгляд Рэя именно на эти работы. Ведь как правило, нас цепляет то, что нам откликается.

Смерть и Скупой

Картина, которую рассматривает Кен, называется «Смерть и Скупой» Яна Провоста. Художник воспроизвел притчу об алчности. В центре повествования Скупец, окруженный богатствами, к которому пришла Смерть. Он пытается откупиться, но все тщетно. Морализаторский сюжет осуждает жадность и греховность, а средневековый мотив «momento mori» напоминает о неизбежности конца.

В одном из эпизодов Кен говорит Рэю:

Я не знаю, во что я верю... я пытаюсь жить правильно...

Во время изучения работы, Кен стоит между двумя створками, что подчеркивает то, что он не верит в строгие моральные устои, его мораль где-то между: «я не знаю во что я верю». Он пытается жить правильно и будь что будет, когда смерть придет за ним, но в то же время он и сам не без греха.

Страшный суд

Последняя картина – единственная, которая понравилась Рэю. Это триптих Иеронима Босха «Страшный суд» (1486 г.) Здесь оба героя задерживаются подольше, рассматривая каждую деталь:

– Это судный день, понимаешь?
– Ну да, а это что?
– Это изображён последний день на земле. Когда людей будут судить за их грехи, которые они совершили и все такое.
– Решать будут кого в ад, а кого в рай, да?
– Да.
– Но есть же одно место, как оно называется...
– Чистилище.
– Чистилище, да. Чистилище, вроде как посередине... Ты во все это веришь, Кен? В жизнь после смерти, в вину, в грехи, Ад и все такое...
– Не знаю…

Рэй не просто так выделяет именно это произведение. По сравнению с предыдущими полотнами – все не так однозначно. Здесь изображены уже два варианта исхода для человека: Рай и Ад. Огромная центральная панель с Иисусом Христом в образе судьи привлекает больше всего внимания главных героев, ведь именно здесь принимается решение. Возможно ли, что именно эта надежда, хоть и совсем крошечная, привлекает внимание Рэя?

Финал фильма «Страшный суд» Босха

Концовка фильма перекликается со «Страшным судом» Босха. Раненый Рэй, попадает на съемки фильма со сценой в стиле кошмара Босха, фактически оказываясь «на суде». Судьба Рэя остается неизвестной. Вопрос остается открытым: возможно ли получить искупление за свои грехи?

«Залечь на дно в Брюгге» затрагивает много философских тем, над которыми так или иначе задумываемся мы все. Тема морали, выбора, веры остается актуальной и на сегодняшний день. Не зря в фильме звучит фраза:

Людям нужно во что-то верить. Жизнь настолько короткая и опасная, что приходится верить в то, что будет после неё

Читайте также: