Расскажу реальную историю, которая произошла на лекции совсем недавно. Всё как обычно. Самый обычный день. Лекция идет уже минут 30 или 40, мы внимательно слушаем.
Вдруг профессор выходит из аудитории.
(я повторяю суть ситуации для тех читателей, кто не видел часть 1)
Так иногда бывает, если, например, кто-то просил отдать ключи от кафедры или от какой-то лаборатории. Тогда лектор может отсутствовать буквально пару секунд и мы видим, что подошел второй человек к двери, кому этот ключ передается.
В данном случае, ситуация была другая. Никто к дверям не подходил и ключа не брал.
Время идет... Уже явно больше одной минуты прошло. Потом и две минуты не возвращает. И три. Кажется, что даже пять минут уже нет.
Кто-то (смеясь) сказал, что мы ей надоели и она пошла попить чай, отдохнуть от нас.
Кто-то высказал гипотезу о проблеме со здоровьем, что может плохо себя почувствовала? Может быть нужно пойти поискать её? Может быть ей нужна помощь?
Кто-то предположил срочный и важный звонок.
Кто-то ничего не предполагал, а с равнодушным видом стал читать книжку в планшете.
Кто-то начал интенсивно с кем-то переписываться. Стук клавиатуры был таким интенсивным, что я даже обернулась.
Кто-то достал печенье и стал жевать с задумчивым видом.
Кто-то нервно стучит пяткой об пол и, кажется, даже не замечает этого.
Кто-то всё громче и громче насвистывает песенку.
Одному человеку не сиделось на своем месте и срочно захотелось к кому-то подойти поближе. Даже образовалась "кучка" из 4-х студентов, у них возник термос и какие-то сухофрукты - почти мини-пикник.
Некоторые люди тоже выходили из аудитории. Кто-то разговаривал в коридоре с родными (я слышала звонок ребенку с инструкцией про обед), у кого-то явно деловой, рабочий разговор.
Время идет. Профессор не возвращается. Кажется, что минуты тянутся очень долго.
Кто-то создал вокруг себя кружок слушателей и развлекает народ смешными историями по теме.
Кто-то резко замотался в шарф, взял сумку и, кажется, совсем решил уйти с лекции.
А что бы сделали вы?
Зачем женщины говорливы. А что бы сделали вы? Часть 2
Итак, есть некая ситуация. На ней можно рассматривать много аспектов работы психики. Сегодня я скажу только про 3.
Самое важное, что здесь сразу нужно подчеркнуть, - ситуация неопределенности создает тревогу, т.к. нет понимания ситуации и плана действия.
И разговор пойдет о реальном взаимодействии с тревогой.
Конечно, это была лекция по психологии, и правы те читатели, кто предположил, что это такой специальный "маневр", план преподавателя.
Дальше вопрос - а зачем?
Что хотела профессор нам показать через этот способ?
Многое можно рассказывать словами (долго и утомительно), а можно дать почувствовать на себе (сразу "доходит" лучше).
Вот представьте, мама играет с ребенком, улыбается ему, полный контакт глаз, отклик на жесты и интонации, всё хорошо. И ВДРУГ! Мама вспомнила, что на плите картошка должна закипеть, и нужно уменьшить газ. Она вскакивает и бежит.
Что про картошку знает ребенок?
Ничего.
Он остался в полной неопределенности. Ему неизвестны причины маминого поведения, вернется ли она и как скоро? И что он сделал ошибочно, чтобы получить такое "наказание" внезапным и резким прерыванием общения?
Мы погружаем ребенка в тревожное ожидание, даже не осознавая этого!
И чтобы мы почувствовали на себе - профессор и провела с нами эту демонстрацию ситуации.
А вообще, в природе предусмотрен невероятно мудрый механизм профилактики подобных проблем - женщины говорливы. Это встроено в наш мозг. Мы очень естественно озвучиваем всё, что видим и что делаем.
И чем младше ребенок - тем больше такой "озвучки" создает мама:
Мы сейчас идем гулять, давай ножку, вот носочек. Смотри какие носочки! Давай ручку. Где ручка?
То, что со стороны может выглядеть странно, на самом деле имеет глубокий смысл! Сейчас даже не возьмусь перечислять все функции, которые таким образом формируются в психике ребенка. Обозначу только самое очевидно - речь.
Ребенок видит движения рта мамы и учится говорить.
А сейчас с этим возникла проблема.
Реальное, живое общение с малышами прерывается из-за многих гаджетов в руках и у мам, и у детей. Поэтому походы к логопеду стали почти обязательной нормой для всех, а раньше были редкостью.
Из-за этого рождается ещё одна проблема - сложности восприятия речи на слух.
Мы легко слышим, узнаем в потоке речи только ту букву, которую умеем произносить сами. Поэтому звуки иностранного языка почти невозможно услышать и понять в кино (радио), пока не научился те же слова произносить без акцента.
Теперь подумаем - а как этот ребенок будет воспринимать речь учителя в школе?
Конечно, можно долго ругать за тройки и нанимать репетиторов для медленного персонального пересказывания содержания урока...
-----
Помимо смысла, который вкладывала в эту ситуацию профессор, я хочу отметить ещё 2 момента - перенос и реакция на тревогу.
Перенос
Такое ожидание - один из ярких примеров, позволяющих исследовать свой перенос, т.к. в ситуации неопределенности мы додумываем то, что нам более всего привычно. Мы реконструируем события на основе нашего прошлого опыта.
Здесь в пояснения не погружаюсь, подробно говорили в статье:
А тема переноса родилась в переписке с читательницей к статье:
Тема важная, ведь, по сути, огромная часть нашей жизни состоит из постоянно возникающих переносов, и хорошо бы свои переносы исследовать просто для того, что знать (отделять реальность от привычного способа домыслов).
Реакции на тревогу
Создана ситуация неопределенности-тревоги. И в перечисленных вариантах реакций студентов есть 3 основных группы:
- бежать из ситуации (еда может быть частью бегства),
- сближаться с другими людьми (звонок, переписка, реальное общение, чай с печеньем как повод сблизиться с другим человеком "пойдем чайку попьем!"),
- дистанцироваться от других людей, инкапсулироваться, погружаться в себя.
И это вопросы тоже на самонаблюдение/самопознание - а как реагирую я? И начало ответа на ситуацию читательницы, которую обсуждали в статье:
Коммент читательницы:
Сейчас я только обозначаю, что роль другого человека в тревоге может быть разной. Подробнее будем разбираться в отдельной статье, если вам это интересно.
Всем здоровья, взаимопонимания и понимания СЕБЯ!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.