Здравствуйте, дорогие читатели! Совсем недавно, один из самых авторитетных историков ВОВ, Алексей Исаев при разборе фильма «Батальонъ» сказал, что наши киношники при съёмке своих исторических щЫдёвров всегда лепят «Бригаду». Это про отношения персонажей, которые в любую историческую эпоху получаются как у гопоты в О.П.Г. Скажу больше, у наших киноделов очень часто получаются не только «Бригада», но и «Ментовские войны». То ли травма 90-х всё за ними волочится, то ли так наообщались с братками, что переняли их привычки и обычаи, то ли думают, что после бесконечных сериалов про ментов-детективов-следаков и бандитов зритель уже ничего воспринимать не будет, то ли уже набили руку на третьесортных детективах и дальше их клепают. В общем, вариантов масса.
Третьего дня вышел очередной сериал, который рвёт чарты и хит-парады (по версии рекламы в браузерах), «Константинополь». Рабочее название «Изгои», но «Константинополь», конечно же, звучит красивее. Прочтя описание этого многосерийного фильма, я сразу подумала: антисоветчина. Но обзорщики всех мастей твердили, что это такой бодрый детектив, смесь каких-нибудь «Острых козырьков» с «Бандами Нью-Йорка». Ну ладно, решила я, посмотрю эту помесь.
Детектив действительно бодрый. После «Хроник русской революции» тянет почти на шедевр (но только если сравнивать с «Хрониками»). Но всё равно антисоветчина. Не могут без неё наши киноделы. Да, её пустили фоном и упомянули только в нескольких моментах, но смачно ввернули. Есть и светлые моменты, которые неплохо было бы развернуть. Собственно эти светлые моменты и радуют. Теплится в головах и душах у наших киноделов что-то живое и настоящее. Но как же этих моментов мало.
Эта статья — это грустная песнь о том, как наши киноделы упускают возможность сделать действительно хорошее кино. И мне скажут: ну, чё ты ноешь? нормальный детективчик, бодренький! Дорогие друзья, всегда нужно стремиться к чему-то большему и интересному, чем просто детективчик на вечер, даже в красивых декорациях. Да, бодрое кино, с клиффхэнгерами в каждой серии, интригует, смотреть можно. Но было бы круто, если бы эти события происходили где-нибудь на Марсе или в другой вселенной. Это сюжет можно смело брать и снимать криминальное фэнтези, но уж если вы об истории говорите, тем более об очень драматичном её моменте, то будьте добры как-то постараться. Ну, хоть как-то.
О чём сериал? О том, как в 1920 г. наши эмигранты бегут в Стамбул-Константинополь и создают там... О.П.Г, становятся проsтитутками, убийцами и ворами. Русское О.П.Г будет всех щемить, а потом её защемит О.П.Г побольше. Так ещё и создатели сериала подают нам это объединение в преступную группу как нечто правильное. Ну, мы же русские (или условно русские, как один ассириец-еврей; мы же помним, как наши реальные белоэмигранты любили евреев на самом деле), значит, мы все должны объединиться, не дать себя в обиду и сами должны щемить местных. Потому что они злые и отвратительные (постарались, подобрали турецких актёров мерзких и на одно лицо). А то, что мы, русские, преступления совершаем, и женщины наши всё равно остаются проsтитутками (просто условия труда чуть лучше), то это ради хорошей цели, для того чтобы выжить. В общем-то понятно становится, почему часть белоэмигрантов вернулось в Россию с фашистами. Я не думаю, что киноделы планировали такие параллели, но если знать, что там будет дальше в реальной истории, то как бы отлично получилось. Молодцы-киноделы! Как говорил неоднозначный сатирик Задорнов: когда не понимают, что говорят, то говорят правду.
Ещё в сериале юный князь без зазрения совести крал у местных торговцев, а когда его выпороли за это, так обиделся, что невозможно просто. А чего это его благородие так унизили? Ему же можно брать, что приглянётся. Линию князя, которая вообще-то должна была закончиться осознанием своего поступка и раскаянием, скомкали (он просто не стал вызывать на дуэль главного русского бандита, который его выпорол). Князёнок на плече у главного героя порыдал, а потом князя выпилили в мир иной. Нужна была жертва в конце серии и триггер для главного героя. Хотя когда ему так успел понравиться мелкий князь, непонятно. Но нужна была трагедь! И всё тут! А зритель должен всплакнуть — такой молодой мальчишечка, как же так-то?!
О Стамбуле-Константинополе. Я понимаю, что такую локацию и такую историю мы получили не просто так. Сейчас очень популярны турецкие сериалы, нужно зрителей и денежки перетягивать к себе. Остаётся вопрос: а почему обычные жители тогдашней столицы Турции в сериале называют город не Стамбул, а Константинополь. Окей, чиновники, таможенники, полиция, но простой мясник? Сейчас гугл-поиск оснащён ИИ, вбейте запрос: «Когда Константинополь стал Стамбулом». И вы сразу увидите, что название города «Стамбул» не было официальным для всех до 1930 г., но использовалось уже сотни лет. Поэтому никак он не мог быть Константинополем для простых людей.
Название серила «Константинополь» не зря взяли вместо «Изгоев», хотя именно это слово больше отражает суть происходящего. Во-первых, звучит красивее. Во-вторых, надо примазаться к турецким сериалам. А в-третьих, сценаристы что-то помнят из реальной истории. Дело в том, что Константинополь и проливы были важной частью внешнеполитических интересов Российской империи. И Крымская война имела целью захватить выход к проливам. И один из лозунгов, под котором Российская империя участвовала в Первой мировой,— это захват проливов. Эту цель, конечно, красиво драпировали: крест, а не полумесяц над Святой Софией, освобождение братьев-славян из-под ига мусульман. Ну, конечно же, настоящая цель была заполучить проливы и бесконтрольно вывозить из России зерно, тем самым обрекая своё население на голод (но это для тогдашних власть имущих было несущественно). В сериале была одна хорошая горькая шутка: вот хотели флаг российский над Константинополем, а вот что получилось. Жаль, эту тему развивать не стали.
История белой эмиграции вообще, и белой эмиграции в Стамбуле в частности, — это история трагическая и драматическая, да, с элементами организованной преступности, но в основном она о другом. Она о трагедии, вине, искуплении, ошибках, ненависти, желании вернуться, прощении, непонимании. Она не может быть рассказана отдельно от воспоминаний, новостей, размышлений о России. Но как раз Россию нам здесь и обрезали, то ли чтобы по тонкому льду исторической правды не ходить, то ли нужно было 25 сезонов снимать, чтобы качественно было. Да, монологом в конце сериала главный герой Серожа говорит, что вроде бы собирается вернуться, но я боюсь, что второй сезон превратится в трэшак, если он вернётся. Будет ещё одно О.П.Г только в Советской России.
Как я уже писала, история белой эмиграции неразрывно связана с Россией. Отлично её показал Булгаков в «Беге». Видно, что создатели учли «Бег», вдохновились главным героем и создали такого Недохлудова. Но при этом дальше энтэвэшные киноделы не стали заморачиваться и пошли по проторенной дорожке ментовских войн. Вместо трагедии, искупления, ненависти, прощения и возращения, в некоторых случаях, показали нам фарс с любовями, ножами, злыми турками, перестрелками и, конечно, с темой «англичанка гадит». Только забыли упомянуть, что англичанка гадит не просто так, а потому что она один из крупнейших империалистов, который хочет урвать свой кусок из умирающей Османской империи. Эта же англичанка вбухала огромные деньги и ресурсы в белых, для того чтобы оторвать свой кусок пирога от бывшей Российской империи.
Создатели кина даже вскользь упомянули, что главный герой Устюгов-Нератов-Недохлюдов, он же Серожа, в английской форме ходил, а солдатам говорил, что вы не хотите воевать? Вы же русские солдаты! Но опять всё слили энтэвэшники, англичане и французы злые и жадные, поэтому они контролируют часть Стамбула, а мы (люди русские) добрые и хоть и совершаем преступления, но с хорошей целью. На самом деле вы одинаковые. Так как наши сценаристы, хоть и с проблесками здравого смысла, но с недостаточным мастерством, то этими злыми англичанами они нам в конце обрежут кучу сюжетных веток. А сделают они это потому что, как я подозреваю, они не знали, что с этими героями делать, а второго сезона не предполагалось.
Пробежимся по героям. Главный герой Устюгов-Нератов-Недохлюдов. Александр Устюгов — это актёр, который много лет играл... угадайте где? В «Ментовских войнах», и это ой как видно. Его зачем-то одели в современного вида чёрный свитерок. И когда он в этом свитерке передёргивает затвор пистолета и суёт его после этого в штаны, то сразу видно, что он годами, а может даже десятилетиями играл мента. Для меня этот актёр навсегда ассоциируется с сериальным мылом «Петя Великолепный». Как только я видела Устюгова на экране, то в голове всё время играла песенка из этого сериала:
Не поеду я на рабОту,
Буду вспОминать ФедОта (певица окает).
В остальном же, герой вполне себе ничего. Не без причуд сценарных, конечно. Например, нам в первых кадрах заявили, что только вера ему помогала преодолевать препятствия в жизни. Но никакой веры в кине не будет. Дорогие сценаристы, вы там перечитывайте иногда то, что пишите, или пусть монтажёры и режиссёр с продюсером либо всё вырезают, либо все сцены оставляют.
У героя погибла жена и дети. Угадайте, угадайте, почему? Потому что их убили злые революционные матросы. Причём матросы зашли так, что сразу видно, что это организованный отряд. Жена сказала, что её муж не предатель, и их всех заsтрелили в их же квартире. Ну, чтобы жальче было. А так как нам не показали предысторию этого перформанса, остаются вопросики. Жена и дети были заложниками, взятыми для того, чтобы муж и папка не набедокурил? Так вряд ли заложников держали бы дома, сидели бы в ЧК. А красный террор закончился в 1919 г., так когда их уbили? Кем был Нератов для советской власти, если жена говорит, что он не предатель? Не предатель чего? Если он всё-таки у белых постоянно кантовался, то семью могли взять в заложники (если что заложников обе стороны брали). Но всё же мне очень интересно, почему без суда и следствия уничтожили жену и детей героя? Нам, конечно, не расскажут. Это же большевики — они всегда так делают. Нет, золотые мои, такое подробное уbийство было характерно для белых. Читаем «Красный террор» и «Белый террор» историка Ильи Ратьковского.
В остальном главный герой как главный герой. Дуга характера есть, правда скачет и провисает, но всё же. Он так страдал после гибели жены, а после гибели новой любви как-то даже не особо поморщился. Хотя, по идее, это должен был быть огромный удар для героя. Новую любовь тоже отвратительно слили. Но раскрывать эту ветку не буду. Захотите, сами посмотрите.
Самой большой неудачей подбора актёров является, конечно же, Оксанушка Акиньшина. Мало того, что она говорит невнятно (впрочем, как всегда), но ещё в образ не попала. Она играет баронессу, которая вынуждена была стать проституткой. Акиньшина на баронессу не похожа совсем. Трагедии персонажа из-за её нового положения мы не чувствуем, она в общем-то смирилась, ей норм. Я понимаю, что в этом нашем кинематографе все друзья, родственники друзей родственников друзей. Видимо, поэтому Акиньшина и играет баронессу. Надо было брать актрису, похожую по типажу на ту, которая играла в «Агонии» тоже баронессу, которую возжелал Распутин. То есть воплощённое благородство и целомудрие, тогда это был бы великолепный контраст между образом и новой профессией.
Акиньшиной не идёт чёрный, впрочем как и все остальные цвета, в которые её одевали в кино. Чёрный не делает её загадочнее и прекраснее (как бы должен был по роли), он не комплементарен внешности актрисы, внешность его как-то держит, через силу. Что у нас за костюмеры безрукие?! Неужели её нельзя было одеть по цветотипу?! В последней сцене её одели в бледно-припылённый голубой и в нём актриса стала просто жутко страшной. Вы там все, в своей кинодельне, слепые что ли? Но тут я вспоминаю, что все остальные женщины в фильме одеты отлично, соответственно своих ролям и внешности. Видимо, костюмеры просто ненавидели лично Акиньшину.
И когда смотришь вот на это, которое бледное, неинтересное и разговаривает плохо, то никак не можешь понять, а почему богатый англичанин ею так одержим? Ну, женщина и женщина. Так сценаристам ещё надо было, чтобы Серожа Недохлюдов ей достался, и они на сценарном аркане его притащили в объятия баронессы Акиньшиной.
А ещё у нас есть Вольфанг Черни, дорогой наш fашист всея Руси. В основном играет добрых fашистов («Зоя», «В парке Чаир», «Иные») в нашем кино, человек проверенный. То есть работает на ниве антисоветчины давно и прочно. В сериале он играет двух простых русских парней Кирпичёвых. Двух близнецов, этакая Зита и Гита. И линию Кирпичёвых можно было сделать реально интересной. Одного брата уbил Недохлюдов. Кирпичёв отказался идти в бой без патронов и воевать с такими же людьми как солдаты Недохлюдова, ещё и тыкнул нашего главного героя в то, что он в английской форме (и это был отличный момент, но его, как всегда, проср... потеряли). Один брат погиб, второй, оказавшейся подпольным боксёром в Стамбуле, хотел мстить, но угадайте что... правильно, эту линию тоже слили, потому что русские на чужбине должны держаться вместе.
Линию доктора Бородаевского и его самоотверженную работу в турецкой больнице вообще можно вырезать, и в сериале ничего не изменится. Можно было просто оставить основную линию с О.П.Г, и серий было бы меньше. Но в конце, когда на русский притон с названием «Парижанин» напали английские военные, то Бородаевский наконец-то оправдал роль, которую ему отвели в фильме. Он сказал, что же вы без предписания, это только большевики так делают. С ненавистью сказал слегка приdурковатый доктор, этакий сумасшедший учёный. Он весь сериал самоотверженно разрабатывал бактериофаги, пытался лечить турок, отказался от предложения зарабатывать большие деньги на пациентах и... как оказалось, бросил миллионы соотечественников, чтобы передать свои открытия кому? Французам они достались в конце. Но большевики плохие (они-то смогли победить тиф, холеру и т. д. и настроить систему образования), а благородный Бородаевский бросил миллионы людей в родной стране умирать, потому что обиделся. Уж кого-кого, а такого учёного никто бы не бросил на произвол судьбы, куски бы от себя отрывали, но его бы кормили, лишь бы работал. Но нет, Бородаевский благородный, а большевики плохие.
В общем, всё как всегда. Детективчик неплохой, бодрый. Картинка не плохая. Тему эмиграции про... слили, как всегда. Антисоветчины хоть и мало, но она нажористая. Актёры в большинстве своём, как всегда, говорят с тапком во рту. Но есть и новшества — с тапком во рту ещё и певица поёт в начале и в конце серий — я разобрала не так много: «И обсуждали проsтитутки манифест». Романтика.
В общем, искусство по-прежнему в большом долгу.
Екатерина Богатырева, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
"Основное в ленинизме (Сталин)" 1 том
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Бесплатно скачать брошюру можно здесь
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: