Здравствуйте, дорогие читатели! Уже которую неделю мы дивимся, если не сказать хуже, последнему (я надеюсь) шедевру Андрона Кончаловского, брата самого Бесогона. Проблема в том, что шедевр называется «Хроники русской революции», а революции, даже самой плохонькой, в сериале нет.
Давайте себе представим, что «Хроники» хотели сделать хорошими, но не смогли. На самом деле, что хотели, то и сделали. Но, если отвлечься от истинных намерений создателей сериала, остаётся вопрос: можно ли было сделать хорошо? Можно, и у нас есть такие примеры. Это первая статья из цикла «АнтиКончаловский». Первый вариант, как можно было рассказать о причинах революций и об эпохе — это фильм «Агония» Элема Климова.
Эпоха русских революций хоть и недлинная по времени, но очень насыщенная событиями. Время в ней как будто ускорилось. Для того чтобы показать все основные события и их причины, нужно серий триста-четыреста. Поэтому есть разные варианты вхождения в эпоху и её представления. Можно взять какого-нибудь героя, чаще всего выдуманного, и запустить его встречаться с историческими личностями и участвовать в основных событиях. Кончаловский пытался, но деньги и жену он любит больше, чем здравый смысл. Вариант с выдуманным героем мы рассмотрим на следующей неделе.
Можно взять определённого героя или героев из знаковых исторических личностей и через его историю показать эпоху. В «Агонии» Климова мы видим как раз такую ситуацию. Нам рассказывают про последний год существования Российской империи, мы видим её агонию и разложение через историю верхушки РИ и таких исторических личностей как Николай II, Григорий Распутин, Анна Вырубова, различные политики и военные. Главный же герой, конечно же, Григорий Распутин. Несмотря на это, нам так доходчиво сумели показать недостатки эпохи, что становится понятно, почему происходили революции.
На фильм Климова я смотрела с подозрением. Чую, что что-то антисоветское вокруг творца витает. Ну, во-первых, к самому знаменитому произведению Климова «Иди и смотри» есть вопросы. Есть мнение, что фильм снят специально для дегероизации войны. Также Климов снял фильм «Прощание» по весьма и весьма специфическому «Прощанию с Матёрой» Валентина Распутина, антисоветчика, советника Горбачёва и лауреата «Солженицынской премии». Также в активе режиссёра «И всё-таки я верю...», который он доснимал за антисоветчиком Роммом. Ну, может быть, это всё случайно так совпало (ведь и «Прощание», и фильм Ромма он доснимал), но всё равно к «Агонии» я подходила с осторожностью.
Но вы знаете — после кончаловских «Хроник» бояться мне было уже нечего. Поэтому я с удовольствием погрузилась в просмотр. Фильм поразил и удивил.
Из недостатков. Два раза прямо проговорили, что цензура в Российской империи была лютая, что правда. Но это может быть как намёк на то, что «посмотрите, у нас всё гораздо лучше», так и на то, что в СССР цензура жёсткая.
А второй момент — это то, что жалко Николая II. Да, он показан тряпкой, каковой он и был, но благодаря усилиям актёра и его умным глазам, чем прототип не мог похвастаться, Николая всё равно жалко. Есть у него мука во взгляде. Хотя основная вина, как на руководителе, за провалы в РИ лежит на нём. Настоящий Николай на полном серьёзе считал себя богоизбранным императором и свои поступки верными, а вот герой в кино чувствует себя заложником обстоятельств.
В остальном же фильм великолепен. Главный герой Гришка Распутин — это что-то с чем-то в плохом смысле. Отлично сыграл Алексей Петренко, просто великолепно. Показаны и вседозволенность, и ненормальность (можно даже сказать отбитость), и какие-то незначительные, но муки совести, и религиозность. А самое главное показано, что Распутин был не сам по себе, за ним стояли благородные господа, которые через «святого» крутили и вертели царём. Через него назначали министров, прибирали к рукам денежные местечки, ведя очень весёлую жизнь при этом. Подробностей этой весёлой жизни столько, что вот сразу понятно, почему народ устроил три революции. Нам даже революционеров не показывают, но всё равно всё понятно.
Во дворцах и ресторанах происходят игрища и гульбища, но нам тут же показывают хронику или снятые под хронику события Кровавого воскресенья, восстаний, кадры, где инвалидам Первой мировой прикручивают протезы. На хронику с ветеранами и протезами ещё и звуки удачно наложили, до костей пробирает. А уж лица крестьян из деревни на контрасте с актёрами, которые играют аристократов, попадают в самое сердце. Потом на экран выводят цифры жертв Ходынки, Кровавого воскресенья, Русско-японской войны, Первой русской революции, Ленского расстрела между кадрами с весёлой жизнью элитки. И всё понятно. То есть вот пример, как надо работать. Знал ли об этом Кончаловский? Конечно, знал. Видно, что он даже вдохновлялся «Агонией». Распутин Кончаловского весьма похож на Распутина Климова. Да и линия про разложение РИ явно отсюда же взята. А почему же один режиссёр смог, а второй какую-то галиматью снял? Сдаётся мне, что тут проклятые неумными людьми советские худсоветы и критика руки приложили. Кстати, к созданию фильма подходили несколько раз, сценарий перерабатывался 3 раза (может быть в этом причина того, что фильм получился хорошим?). Так что не может большая часть творцов работать без целительного пинка и надзора.
Конечно же, украшением фильма и одной из самых жутких его частей является Распутин. Сначала нам героя представляют как спасителя царевича. Обратите внимание, если в «Хрониках» Кончаловского нам вообще не рассказали, кто такой Распутин, что он делает во дворце (то есть не представили героя), то в «Агонии» всё иначе. Нам показывают почему царь терпит Распутина, несмотря на то, что его упрашивают отослать старца, говорят о вреде от этого персонажа и показывают отвратительные карикатуры на него самого, царицу и их друга. Мы видим, что причина держать при себе "святого" весьма весомая - жизнь ребёнка и влияние жены на царя. Сначала нам демонстриуют святого целителя, а потом показывают его тёмную сторону — сменяется несколько кадров, и мы видим разнузданную вечеринку с цыганами в одной из комнат дворца. После вечеринки Распутин ползком (!) ползёт сначала по землице, которая имитировала во дворце степь, а потом и по роскошным полам. Ползёт герой, потому что так накушался спиртных напитков, что не может встать. Ползёт он на встречу с великими князьями. Ничего, те даже взглядом не повели, так им хотелось протекции «святого старца».
Также примечательна сцена, в которой Гришка в ресторане увидел прекрасную молодую женщину, баронессу, и прямо через перила лестницы полез к ней целоваться с воплем: «полюбил я тебя!». Баронессу защитил муж, которого за это ещё и посадили. А самой женщине пришлось идти в «офис» Распутина, ему на ложе, чтобы спасти мужа. Эти сцены символ вседозволенности, которую может себе позволить царский любимец, тем самым губя царскую репутацию. Что говорить о крестьянах, если даже богатые и благополучные не застрахованы от таких Распутиных разных рангов.
Эпично Гришка Распутин осенью нырял в грязную лужу, чтобы предстать перед глазами царя и царицы в ярком образе юродивого. Царь только-только, усилием воли, отодвинул старца от семьи, но тот, весь в го.внах, после лужи, пришёл во дворец и начал пророчествовать про наступление в Барановичах. Царь, впечатлившись, это наступление одобрил, чем и людей погубил и ситуацию на фронте ухудшил. Это прямо одно из самых подлых и мерзких действий элитки против народа, показанное в фильме. Один наплёл про Барановичи, чтобы удержаться на тёплом местечке, а второй воплотил в жизнь якобы божье повеление.
Хорошо показали противоположный лагерь убийц Распутина. Особенно понравилось, как Феликс Юсупов совещался с одним из подельников на тогдашнем семинаре по правильному дыханию маткой.
Кстати, в отличие от Андронкиных хроник в «Агонии» и Кровавое воскресенье показали, и убийство Распутина. В фильме даже Государственную думу показали и выступления в ней! И никакой английской разведки, которая в избытке есть у Кончаловского, не понадобилось. Вот могли же, когда хотели, когда комиссар в пыльном шлеме бдил и когда работала кинофабрика СССР!
Так что если хотите погрузиться в эпоху и немножко, чем бы заменить слово «оfигеть», удивиться, обязательно смотрите «Агонию». То, что ждали от «киноромана» Кончаловского было снято в 70-х годах ещё. Старец Андрон безбожно опоздал.
Екатерина Богатырёва, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликайте на слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице. Либо можно скачать в библиотеке Фонда Рабочей Академии.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
"Основное в ленинизме (Сталин)" 1 том
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Бесплатно скачать брошюру можно здесь
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: