💬
Естественно, возможно бесчисленное множество различных игр, но те игры, которые мы начинаем, должны удовлетворять двум условиям: они должны вестись между государствами и они должны быть захватывающими. И существует только одна игра, удовлетворяющая обоим условиям: игра в войну!
💬
Интересный роман, неожиданный.
Сюжет
Наши дни. Одна из ближайших к Земле звёзд взрывается сверхновой, Землю накрывает смертельное излучение, дети смогут восстановиться, а все люди старше 13 лет в течение ближайших нескольких месяцев умрут.
Взрослые спешно готовят детей к жизни во взрослом мире. Учат их быть парикмахерами, хирургами, почтальонами, инженерами, генералами, президентами.
Оставшись одни, дети поначалу поддерживают функционирование старого мира, заняв места взрослых. Вскоре становится ясно, что дети не ходить на работу, они хотят играть, а поскольку запасов ещё достаточно, дети бросают дела и играют. Китайцы играют по-детски, в компьютерные игры и т. п. Но тут на сцену выходят американские дети.
Те тоже попробовали взрослую жизнь, тоже не впечатлились и перешли к играм, и у них есть идея - давайте играть в войну. Оружия навалом, будет весело!
Противиться американцам никто не может, но и вести боевые действия на своей территории ни одна страна не соглашается. В конце концов решают:
Вспышка сверхновой изменила климат, Антарктида больше не покрыта льдом, а раз так, почему она должна оставаться ничейной? Давайте поделим. Все желающие страны приезжают в Антарктиду, привозят солдат и оружие, и начинаются военные «олимпийские игры», настоящая боевая война с танками, самолётами и артиллерией, организованная по принципу спортивных соревнований. Победитель получает приоритетное право на Антарктику.
Война длится долго, но вот незадача. Американцы, предлагая игру, явно рассчитывали в ней победить, а не получается.
Финал:
Обычное оружие взрослые детям оставили, а все ядерные бомбы уничтожили.
Оказывается, не все.
Когда американские дети понимают, что победить в войне не выходит, они достают из заначки ядерную бомбу (думая, что у китайцев ядерного оружия нет) и пуляют ей по позициям китайцев. Сюрприз: китайские взрослые тоже одну бомбу на всякий случай сохранили. Китайские дети отвечают.
Тем временем климат меняется обратно. Потепление оказалось кратковременным, Антарктида замерзает буквально на глазах. В войне никто не победил, континент снова никому не нужен. Оставшиеся в живых дети собирают манатки и возвращаются в свои страны.
Впечатления
Интересно читать про то, как китайский писатель пишет про Китай и китайцев. Напоминает советские агитпропные романы в духе спасибо дорогому товарищу за наше счастливое. У Лю Цысиня китайские дети прилежные и сознательные, китайские взрослые трудолюбивые и добропорядочные, Председатель КНР отец родной. Не знаю, по велению сердца автор с таким восторженным придыханием пишет про Председателя или за зарплату, в любом случае, занятно.
Поскольку главные герои - это предоставленные сами себе дети, неизбежно возникает желание сравнить «Эпоху Сверхновой» с «Повелителем мух». Мой совет - не надо. Собственно, единственная существенная ошибка, которую в «Эпохе Сверхновой» допустил Лю Цысинь, - это сам упомянул «Повелителя» и сам «Эпоху» с ним сравнил. Может, он действительно думал, что пишет римейк Голдинга… Но романы совсем разные.
«Повелитель мух» про то, что когда никто не смотрит, не учит и не направляет, даже самые цивилизованные люди/зачёркнуто/ дети превращаются в жестоких дикарей.
«Эпоха Сверхновой» про то, что когда хочется повоевать, люди/зачёркнуто/ дети выезжают в необитаемую Антарктиду и там воюют, хоть обвоюются.
У Голдинга выживает сильнейший, любые средства хороши, кто не спрятался, я не виноват.
У Лю Цысиня война идёт по заранее согласованным правилам. Нарушение правил - исключение, осуждается.
На первый взгляд кажется, что Лю просто слишком идеализирует детей. Это так, дети, особенно китайские, у него приторно целомудренные. Но дело не в этом, а в том, что в отличие от «Повелителя мух» «Эпоха Сверхновой» не антиутопия. Она не про то, что всё пропало, а про то, что даже когда всё пропало, всё оказывается не так уж и плохо. Голдинг пессимист, Лю Цысинь оптимист.
Неожиданный эффект, который на меня оказал роман. Раньше я осуждала мордобойные виды спорта, считала их варварством, которому не место в цивилизованном обществе. А теперь думаю, что спортивный мордобой надо холить, лелеять и пропагандировать, потому что это клапан выпуска пара, без которого дорогое моему сердцу цивилизованное общество невозможно.
В общем, впечатление от романа благоприятное, серьёзных претензий к Лю Цысиню у меня нет. Вот разве что две второстепенные.
Первая: в распоряжении детей есть алкоголь. Оружие ещё можно объяснить, почему взрослые детям оставили, но алкоголь? Я бы его уничтожила ещё поперёд ядерных бомб.
Вторая: половой вопрос автор решил плохо. Точнее, не решил никак. Предполагается, что дети слишком для этого юные. А меж тем 13 лет - это уже 13 лет, к середине романа старшим детям уже 14 и 15, прибавить сюда алкоголь… Понятно, половая тема была бы в романе лишней, чтобы её избежать, автор и так занизил возраст героев до минимума, только чтобы они физически были способны выполнять работу взрослых. Но вышло неудачно. Тот же Голдинг справился лучше: в «Повелителе мух» персонажи ещё младше и только мальчики.
Итого
7/10⭐, роман сильный. Развлекательным его не назовёшь, в нём и динамики особой нет, и по стилю он ближе к (псевдо)учебнику. Широкому кругу читателей рекомендовать остерегусь, а вот любителям агитпропа и размышлений о том, как жить дальше - советую. Я, во всяком случае, читала с интересом.
*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!
*****************
Покупайте роман Лю Цысиня «Эпоха Сверхновой»:
Читай-город 📚🛒
Book24 📚🛒
*****************
Другие интересные статьи книжного ХорГромДзена: