Найти в Дзене
Хорошо. Громко.

Яцек Дукай, «Старость аксолотля»: современная фантастика про оцифрованное сознание. Ну… 6,5/10⭐

Новинка польской НФ-литературы «Аксолотль» не впечатлил. Отговаривать вас от чтения не буду, но и рекомендовать тоже. Однозначно не та книга, что перевернёт мир. «Аксолотль» был январским выбором в книжном клубе Фантлаба. Иллюстрации к этой статье скачала с сайта Лаборатории фантастики или по ссылкам, которые там нашла. Краткая историческая справка: Яцек Дукай польский писатель, наш с вами современник, работает в жанре фэнтези и научной фантастики, а также занимается видеоиграми. Знаменит и популярен. Для меня это первое знакомство с его творчеством. Было любопытно. Завязка такая: Землю из космоса накрывает неизвестное излучение, которое разрушает органическую материю и убивает всё живое. Луч идёт по поверхности планеты по мере её вращения. Жители азиатских стран погибают мгновенно, а в Европе и Америках находятся геймеры, которые с помощью игрового интерфейса успевают подключиться к компьютеру и оцифровать своё сознание. После того, как луч уходит, выжившие очухиваются и начина

Новинка польской НФ-литературы «Аксолотль» не впечатлил. Отговаривать вас от чтения не буду, но и рекомендовать тоже. Однозначно не та книга, что перевернёт мир.

«Аксолотль» был январским выбором в книжном клубе Фантлаба. Иллюстрации к этой статье скачала с сайта Лаборатории фантастики или по ссылкам, которые там нашла.

Краткая историческая справка: Яцек Дукай польский писатель, наш с вами современник, работает в жанре фэнтези и научной фантастики, а также занимается видеоиграми. Знаменит и популярен. Для меня это первое знакомство с его творчеством. Было любопытно.

Завязка такая: Землю из космоса накрывает неизвестное излучение, которое разрушает органическую материю и убивает всё живое. Луч идёт по поверхности планеты по мере её вращения. Жители азиатских стран погибают мгновенно, а в Европе и Америках находятся геймеры, которые с помощью игрового интерфейса успевают подключиться к компьютеру и оцифровать своё сознание.

После того, как луч уходит, выжившие очухиваются и начинают осваиваться в новой ипостаси. Учатся использовать роботов в качестве физических тел, образуют кланы-сообщества, в конце концов решают восстановить органическую жизнь. С помощью записанных ещё в до-Лучевое время кодов ДНК воссоздают сначала растения, а потом и людей. К финалу первые дети, выращенные в пробирках, уже имеют своих, живорождённых, детей.

-2

Первым делом про название. Кто такой аксолотль? Аксолотли - это личинки некоторых видов саламандры, чаще всего Мексиканской амбистомы. Фишка аксолотлей в том, что они достигают половой зрелости ещё на стадии личинки, не успев трансформироваться во взрослых особей. То есть аксолотль сам ещё дурак дураком, а уже других аксолотлей плодит.

аксолотль, картинка из википедии
аксолотль, картинка из википедии

Начну отзыв с художественных особенностей.

Написано достаточно легко. Язык живой, но есть несколько матерных слов (что объясняет 18+ на обложке). Я категорический противник мата в литературе, для меня это автоматический минус книге.

Ещё что напрягло - много сносок. Мно-ООО-ого. И к словам, которые действительно нужно пояснить, и к общеизвестным. Я сначала читала, заглядывая во все эти сноски - зря. Отвлекает, каждый раз надо на предложение-другое возвращаться назад, чтобы восстановить ход мысли.

Зато второй раз я читала, никуда не заглядывая, и только один научный термин мне потребовалось уточнить. Всё остальное было отлично понятно из контекста.

Моя теория: автор сначала поставил сноски там, где счёл их необходимыми. А потом то ли он сам, то ли редактор решили: а давайте сделаем это фишкой! - и стали лепить сноски через слово, чтобы все знали, что «Старость аксолотля» - это роман СО СНОСКАМИ. 👎🏼

Справедливости ради, изначально «Аксолотль» не предназначался для публикации на бумаге, а в электронном виде сноски воспринимаются совсем по-другому. Так что конкретно против сносок я, наверное, не возражаю. Но в бумаге предпочла бы, чтобы их делали не внизу каждой страницы, а убрали в конец книги.

Хуже всего, впрочем, не мат и не сноски, а сны/галлюцинации как художественный приём.

Робот не нуждается в сне, но трансформеры тоскуют по всему человеческому, чего оказались лишены, и создают плагин сновидений. По сути это плагин галлюцинаций. Всю вторую половину романа главный герой пребывает в разной степени … наркотического опьянения, лучшей аналогии не подберу. Ему постоянно что-то мерещится, от этого и читателю тоже начинает что-то мерещиться, и делается сложно читать, потому что неясно, что происходит на самом деле, а что глюк.

Не говоря уж о том, что описания чужих снов вообще самая неинтересная тема на свете.

-4

Теперь о том, что понравилось 👍🏼.

«Аксолотль» - попытка осмысления цифровой жизни. Важная тема, и что автор вообще взялся её прорабатывать - большой плюс. Существование разума отдельно от биологического тела для нас вполне реальная перспектива не слишком далёкого будущего. Пора готовиться.

Революционных соображений Дукай не выдвигает. Описывает предсказуемые вещи типа того, что роботы тоскуют по вкусу еды и физическому контакту, и компьютерные вирусы приобретают совсем другое значение.

Из небанального - цифровые копии. Если сознание оцифровано, значит, оно может быть скопировано сколь угодно много раз и помещено в сколь угодно много роботов. И тут вопросов не счесть! Какими правами обладает копия? Как быть с ограниченными копиями, которые наделяют частью знаний оригинала и создают только для определённого вида работ?

-5

Под конец хочу покритиковать содержание. Имхо - роман сырой. Автор не до конца продумал тему, не отделил зёрна, так сказать, от плевел.

К первой половине романа, где происходит апокалипсис, у меня претензий нет. А вот во второй, где про трансформеров, - проблем масса. Главная из них в том, что автор изо всех сил пытается представить свой роман как экзистенциальный, и через слово вопрошает устами главного героя: можно ли считать трансформеров людьми.

На это сам же герой отвечает, что они НЕ люди, потому что они не развиваются, не эволюционируют, ничему новому не учатся и ничего нового не делают. И это вгоняет героя в жесточайшую депрессию.

Но. Автор путает понятия. Большинство психологических проблем, от которых страдают трансформеры, вызвано не тем, что они якобы больше не люди, а тем, что они теперь бессмертны. При этом сам Дукай бессмертие даже не упоминает, а оно а) очевидно, б) давит на психику куда сильнее, чем невозможность почувствовать вкус еды или усталость мышц. В результате Дукай написал целый роман - НЕ О ТОМ!

По сравнению с этим всё остальное вторично, но для порядка перечислю. Герой переживает, что трансформеры не эволюционируют. Конечно, не эволюционируют! Эволюция - это изменения между поколениями, эволюции в пределах одной особи не бывает.

Трансформеры ничему не учатся, - говорит нам автор. И сам же на следующей странице пишет, что персонаж, который отвечал за геномы живых организмов, в своей трансформерной ипостаси стал куда более грамотным генетиком, чем был, так сказать, при жизни.

Наконец, персонажи ноют и ноют по поводу того, что они ничего не умеют. При этом с абсолютного нуля ⚠️ создают не просто органическую жизнь, но - человека ⚠️ Так и хочется спросить автора - ты сам-то свой роман читал?

Кстати, непонятно, если можно переносить сознание из биологического мозга в цифровой, то почему нельзя обратно? Все проблемы решились бы.

Ну и финал. Развязка … не буду спойлерить, но про это есть роман у Стругацких, и он в тысячу раз лучше и сильнее, чем получилось у Дукая.

-6

Короче. Тема важная и нужная, но раскрыта плохо. Сюжет интересный, но не додуман. Идея для финала хороша, но уже была использована другими авторами, до уровня которых Дукаю, боюсь, не подняться. Для расширения кругозора и чтобы быть в курсе новинок современной фантастики, почитать «Старость аксолотля» можно. Но сказать, что это выдающийся или даже просто хороший роман - не. 6,5/10⭐, и это ещё щедро.

*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!

*****************
Покупайте «Старость аксолотля» польского фантаста Яцека Дукая!

*****************
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: