КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ
В рамках темы: методология управления будущим.
Попутно ответим на популярный вопрос - есть ли альтернатива ЕГЭ.
Складывание общественных систем давно перестало быть естественным процессом. В наш век развитие информационных технологий, психологии, методов манипуляции обществом достигло невиданных вершин. Политтехнологи где-то явно, где-то тайно обсуждают направления развития или деградации человечества, способы управления и манипуляции массовым сознанием. Экономические кризисы, военные конфликты, связанные с борьбой за власть и передел сфер влияния требуют всё более жесткого контроля над сознанием.
Широко обсуждается китайский опыт тотального контроля за поведением граждан. То, о чём мечтали авторитарные правители всех времен и народов, свершается на наших глазах. Новые технические возможности позволяют непрерывно следить за каждым, знать, во сколько человек пришел на работу, не переходил ли дорогу на красный свет, кому перевёл деньги, что заказал на обед и сколько граммов морской капусты купил в супермаркете. На основании этих данных принимаются решения, людей лишают тех или иных прав, распределяя их по социальным стратам.
Технологии контроля и управления совершенствуются во всём мире. Активно проектируется новый общественный строй, условный «пост-капитализм», где люди с их ущербным мышлением постепенно уступят место более совершенному искусственному интеллекту.
Воздействие на сознание человека происходит по различным каналам:
· Образование;
· Воспитание в семье;
· Религиозные институты;
· Культура, искусство;
· Информационные технологии;
· Факторы социальной политики, законы, экономика.
В этой статье рассматривается первый из упомянутых каналов – образовательный, причем только с позиций управления и контроля качества. Сфера образования — это главное поле сражения за человечество, здесь мы либо нарабатываем возможность самоконтроля и саморазвития, либо готовимся стать податливым материалом для внешних манипуляций.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В МАССОВОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Основные элементы контроля качества современного образования в РФ:
- Текущие оценки (плюс дневник, подпись родителей, классный журнал);
- Промежуточные контрольные работы;
- Итоговые контрольные работы за год;
- ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
- Проверки (Роспотребнадзора, Министерские проверки и т.п.).
ФГОС не является инструментом контроля качества, он лишь задаёт нормы. Точнее - он должен задавать нормы, но реально нормы задают способы мониторинга качества, а этом случае ФГОС остаётся декларацией (благими намерениями).
Самые привычные нам формы контроля - диктанты, контрольные работы:
Несмотря на то, что эти формы используются столетиями, они не дают практичной информации об успехах учеников. Причин тут несколько. Что то мы уже показывали в более ранней статье.
Но и сама практика жизни показывает - экзамены и получаемые на них оценки имеют очень отдалённое отношение к получаемым знаниям.
А ещё хуже другое - обществу даже не очень важно знать, помнят ли все выпускники школ закон Ома или подзабыли. Обществу более интересно совершенно другое - может ли человек себя качественно реализовать, здоров ли он, можно ли на него положиться, умеет ли он учиться, не растеряется ли он в трудную минуту, не предаст ли Родину... Если он при этом ещё и закон Ома помнит - вообще замечательно.
Что конкретно может проверяться и оцениваться:
- Знания, усвоенная информация;
- Умения;
- Навыки;
- Поведение, прилежание;
- Специальными проверками контролируется соблюдение санитарных норм, других требований законодательства, а также отдельных параметров вроде наличия портретов губернатора на стенах школы как показатель патриотического воспитания.
- В качестве десерта к этому списку прилагается участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
В центре внимания учителей, учеников и родителей в качестве контроля качества по-прежнему находятся контрольные работы, ОГЭ и ЕГЭ. По результатам этих тестов принято судить о качестве обучения.
Недостатки этого подхода:
1. Внимание ученика фиксируется только на предметном плане. Вне поля зрения остаются мета-уровень (мышление, понимание, рефлексия), личностный уровень (ценности, цели, смыслы), физический план. Если на что-то не направлять внимание, то этого как бы и вовсе не существует или выступает в качестве дополнительного второстепенного параметра. Общество приучают к тому, что усвоенная информация важнее мышления, ценностей, смыслов, здоровья...
2. Стандартная форма действия на контрольных работах и экзаменах – конкретно-результативная: получил задание - выполнил. Это одна из десятка форм действия, причем далеко не самая эффективная. Другие формы действия (учебное, игровое, полное, исследовательское, интуитивное…) в зону мониторинга обычно не попадают и тоже начинают восприниматься как второстепенные. А кто решил, что они второстепенные? Кому выгодно было так решить?
В регулярном мониторинге никто не проверяет умения планировать, контролировать свои действия, никого не интересуют мотивы, умение работать со смыслами. Не проверяется ключевые личностные качества, позволяющие быть успешным, умным, порядочным человеком в здоровом обществе. Эту картину мира впитывают ученики, учителя, родители.
3. Здоровье учеников (иммунитет, подвижность, выносливость, сила, долголетие) не только не проверяется, оно ещё и разрушается. Процесс разрушения здоровья начинается уже в младших классах, но система контроля качества эти изменения не замечает. Этим тоже исподволь внушается, что здоровье – не важно.
4. Итак, поскольку внимание проверяющих сосредоточено на вторичном материале, то и внимание учителей, родителей и учеников сосредоточено на этом вторичном материале. Для того, чтобы быть на хорошем счету по показателю качества обучения, учителя вынуждены сползать в натаскивание, а родители приучаются видеть только внешнюю сторону процесса. Вглубь общество начинает смотреть только когда наступает очевидный кризис. В старших классах натаскивание на формат ЕГЭ - уже массовое явление, там начинается гонка за баллами, многие ученики выключаются из собственных жизненных задач и думают только про баллы, которые надо набрать любой ценой – ценой списывания, ценой здоровья, ценой за репетиторство, ценой потери личных увлечений...
5. Ещё одна установка, которая впитывается данной методологией: ориентирование на конкуренцию и обман. Каждому ученику выгодно, чтобы его товарищ набрал меньше баллов на ЕГЭ. Каждому выгодно обмануть систему, фактически – обмануть свою страну, отсюда – неофициальная стоимость высоких баллов за ЕГЭ там, где для этого созданы условия, например в южных регионах России. Учителям, родителям, обществу стала выгодна ложь. Долго такая социальная установка существовать не может.
6. То, что мы запомнили, что усвоили из школьной программы, правильнее проверять не через ЕГЭ, а через тестирование людей через 1-2 года после окончания школы. А затем – через 10-15 лет. Мы много раз опрашивали взрослых, задавая вопросы из школьной программы. Лучшие ответы выглядят так: «Да-да, я помню, что-то такое мы проходили!»
Проверим себя?
И действительно, какой процент взрослого населения России ответит без поддержки интернета на такие вопросы:
- Назвать отличия земноводных от пресмыкающихся (это тестовый вопрос из начальной школы, 3 класс);
- Какие породы относят к осадочным, а какие к обломочным (тоже 3 класс)?
- Свойства логарифмов (с доказательствами);
- Чему равна разность кубов двух выражений?
- Чем кислота отличается от основания?
- Что такое аминокислоты?
- Морфологический разбор причастия;
- Кто такие гетерозиготы?
- В какое море впадает Енисей?
- Формула объема шара;
- Доказательство теоремы Пифагора;
- Архимедова сила;
- Год основания Москвы;
- Формула корней квадратного уравнения…
Исследования показывают, что взрослые люди удерживают в сознании примерно 2-3% школьных знаний. Более 5% изученного обычно помнят практикующие преподаватели (не по своему предмету). Практически у всех работала ориентация на короткую память: сдал и забыл.
- Для чего тогда учиться? Смысла вроде нет, - начинают думать ученики. И тут их начинают мотивировать, то есть мучительно восстанавливать смысл, который был искусственно заблокирован.
Смысл обучения в современной школе – не в получении знаний, как это часто декларируется, а в получении некоторого социального кода: быть как все, не хуже других, быть в теме, как бы в культуре. Не обязательно понимать смысл трудов Ломоносова, Эйнштейна или Менделеева, важнее помнить имя учёного и контекст. Ломоносов пришел в Москву из Холмогоров. Эйнштейн доказал, что всё в мире относительно. Менделеев – химик, который делал хорошие чемоданы. Как размышлял Менделеев над упорядочиванием химических элементов – этого может не понимать и учитель химии. Для того, чтобы получить 100 баллов по химии, это лишняя информация.
Здесь мы говорим о том содержании, которое напрямую, на законодательном уровне вменяется школе. Вроде бы для этого школы и существуют, чтобы научить детей решать квадратные уравнения и понимать смысл закона Паскаля. Или не для этого на самом деле? А если не для этого, то почему предметом мониторинга на выпускных экзаменах является именно это?
В любом случае такой низкий кпд школы 2-3% в части её главной декларируемой задачи не может не настораживать.
Печальный анекдот
- Папа, что такое интеграл?
- Вот пойдёшь в школу, там и узнаешь.
- Нет, не узнаю…
- Почему?
- Ты же не узнал.
Предварительные выводы
1. Существующая система контроля качества не обеспечивает усвоения глубоких прочных знаний, то есть не решает основную поставленную задачу.
2. Эта система дорогостояща, статична, она не даёт обществу реальной картины – что происходит в школе, вводит общество в заблуждение.
3. Существующая система контроля конфликтна, она расшатывает детскую психику. Многие ответственные дети теряют сон, нервничают перед контрольными и экзаменами. Случаи суицидов после ЕГЭ никто не исследует.
4. Фактически ученикам подсовываются ложные цели, настраивая их внимание на вторичный материал. Это – важный элемент управления будущим. Наше будущее определяют параметры, заложенные в системе мониторинга качества образования: короткая память, лживость, фальшивая исполнительность, некомпетентность, подрыв здоровья, снижение интереса к образованию и развитию сознания.
5. Существующая система контроля позволяет скрытым интересантам управлять сознанием молодых людей. Общество таким образом самоизолируется от возможностей управления будущим.
6. Существующую систему мониторинга необходимо постепенно заменять на более совершенную. Это можно делать не масштабно по всей стране, а прежде всего на инновационных образовательных площадках.
7. Необходимо осознать и сформулировать – к какому обществу мы стремимся. Затем выстроить сферу образования, позволяющую реализовать такой замысел. И поверх этого создать систему управления и контроля качества. Мы здесь исходим из того, что новая сфера образования на теоретическом уровне уже собрана, это сфера опережающего непрерывного целостного образования. Как работает в ней система контроля? Что именно контролируется? Кто и как это может контролировать?
НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Создавая новую систему мониторинга качества, мы должны учесть новую природу образования, которая зарождается на наших глазах. Стремительно меняется общество, вместе с ним образование приобретает новые черты:
- Развивающий характер. Развитие способностей становится всё более очевидным требованием.
- Целостность. В наши дни всё большее внимание уделяется мировосприятию, способностям, ценностям, пониманию смыслов, системному мышлению, здоровью, умению работать в команде, разрабатывать и осуществлять проекты, улучшать жизнь.
- Осмысленность. Глупые «зубрилы» пользуются на рынке труда всё меньшим спросом, их работу всё чаще выполняют калькуляторы и роботы-уборщики.
- Опережающий характер образования. Качество образования и стандарты меняются непрерывно и должны ориентироваться на потребности общества минимум на 10-20 лет вперёд, лучше – на 30-40.
- Высокую субъектность ученика. Ученик начинает входить в ранее запретные области духа – в планирование, понимание смыслов и т.д., он постепенно становится автором своей образовательной траектории и автором своей уникальной жизни, а общество наполняется осмысленными лидерами изменений, умеющими договариваться о ценностях, смыслах и стратегиях.
- Непрерывность образования. Ещё наши предки знали: век живи – век учись, развивая себя, постоянно обнаруживая новые ресурсы и смыслы. В наши дни этот принцип становится особенно важным.
- Эффективность. Явно осознаётся требование высокой эффективности образования.
- Новые вызовы. В нашей жизни появился новый фактор – ИИ, который всё сложнее игнорировать. Его место в сфере образования всё ещё уточняется.
Каждая из этих характеристик существенно изменяет нашу жизнь, сферу образования и методологию контроля качества:
1. Осознаётся необходимость мониторинга динамики способностей.
2. Контроль качества не сводится к проверке информированности и умению выполнять задания.
3. Развивающееся общество закладывает в содержание образования такие параметры личности, которые будут востребованы через 20-30 лет.
4. Ученик включается в систему контроля качества. Помимо внешнего контроля включается самоконтроль и самооценка. Способность к самоконтролю становится одной из ключевых.
5. Контроль качества, оценка эффективности включаются не раз в год, не по окончанию школы, а непрерывно.
6. Необходимо отслеживать «кпд» процесса, эффективность.
Таким образом, в наши дни кардинально меняется цель, предмет и методы образовательного мониторинга.
Проектируемые черты ближайшего будущего:
1. Переход от общества всеобщего потребления к обществу всеобщего созидания и творчества. Появление запроса на целостное сознание.
2. Построение пост-информационного общества, освоение глобальных возможностей искусственного интеллекта при опережающем развитии естественного интеллекта, в том числе освоение гибридного мышления формата «человек + ИИ», а также развитие духовности, укрепления сознания.
3. Перевод сферы образования в ведущую сферу общественного развития, главный ресурс складывания будущего. Экономика, финансы, социальная политика, система власти начинают напрямую зависеть от настроек сферы образования.
Попутный вопрос. Сколько стоит образование?
Кстати... Вы знаете норму прибыли в образовании? Сфера образования - не затратная, а прибыльная. Оценка нормы прибыли произведена для обычной примитивной модели и составляет 340% годовых. Почему-то мало кто об этом знает, а наши дорогие чиновники продолжают считать сферу образования затратной.
Горячо обсуждается - сколько тратить на образование, 3 или 4%. Это неправильный залог. Есть смысл рассматривать - сколько мы хотим зарабатывать на образовании, 340% или 3400%. Это очень выгодная сфера для инвестиций.
Есть две проблемы для инвесторов:
- Первая проблема в том, что в образовании большой срок окупаемости, не позволяющий инвестировать в неё тем, кто рассчитывает на быструю прибыль. Характерный срок - 10-12 лет и более.
- Вторая проблема - инвестируешь ты, а выгоду получает всё общество. Капиталисты в такие игры обычно не играют.
Вывод: эта сфера привлекательна для государственных инвестиций, возможно - для структур уровня Сбера или Центробанка.
Управление качеством в новой системе образования
Составные элементы мониторинга и их содержание определяется теми параметрами, которые мы назначаем для будущего общества. Итак, на какие «кнопки» мы начинаем нажимать?
Количественные показатели:
1. Глубокие прочные знания на всю жизнь, а не на дату экзаменов. Проверяются по результатам отсроченных контрольных работ и тестов, а также по практике применения полученных знаний в жизни, в частности - по качеству дальнейшего обучения.
2. Текущие знания. Качество контролируется на зачётах с тремя видами оценки:
· Знаю, зачет;
· Не знаю, не зачет;
· Условный зачет (объём знаний позволяет исследовать следующий раздел программы).
Решение по оценке принимается совместно – ведущим и учеником.
Отметка о получении зачёта вносится в открытый экран учёта знаний.
Количественная оценка теряет смысл. Знать таблицу умножения или правописание суффиксов прилагательных на «3» или на «4» невозможно, точнее это означает отсутствие знания. Качественная оценка носит гораздо более жесткий характер.
3. Здоровье, фундамент активного долголетия. Показатели здоровья:
3.1 количество пропусков занятий по болезни;
3.2 выполнение норм ГТО;
3.3 иммунитет, отсутствие аллергий;
3.4 подвижность, осанка, походка, ловкость, правильное дыхание;
3.5 выносливость и физическая сила;
3.6 способность выходить из заболеваний без таблеток.
4. Объём и точность среднесрочной памяти (от 5-6 дней до 2-3 месяцев). Учитываем, что ученику полезно понимать особенности своей памяти, у кого-то лучше срабатывает образное запоминание, кто-то использует эмоции, кто-то опорные сигналы… Стандартные тесты включают задания на запоминание слов, символов, либо изображений. Считаем количество удержанной информации и число ошибок. В регулярную практику входит тренировка памяти.
5. Долгосрочная память (запоминание полезной информации). Важно, чтобы в долгосрочную память попадала не только эмоционально окрашенная информация, но и практичная, а также содержание школьных программ. Эта часть контроля отсрочена на годы. Но уже при обучении в школе ученики принимают установку: мы запоминаем это на всю жизнь.
6. Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, спектаклях, творческих мастерских, клубах, студиях.
Косвенно можно оценивать и другие показатели, например:
· Мышление косвенно оценивается через анализ методов решения нестандартных задач;
· Аналитические способности – через качество научных исследований;
· Обучаемость – через скорость и качество освоения учебных программ;
· Воля и дисциплина – через оценку продолжительности и регулярности прикладываемых усилий (например, ставится задача юноше – довести за зиму количество подтягиваний с 1 до 16, этот результат достигается только через регулярные нагрузки, другого варианта не существует);
· Самоорганизация – через оценку качества работ, выполненных по собственной инициативе;
· Склонность к творчеству – через участие в творческих проектах (издание книг, постановка спектаклей, организация выставок и т.д.).
Проектируемые качества
Ключевые качества человека грядущей эпохи:
· Честность, которая в связке "намерение - слово - дело" очевидна и легко оцениваема;
· Надежда, как умение обнаруживать и желать позитивную картину будущего;
· Вера как способность опираться на силу, более могущественную, чем своя;
· Мужество, как способность признавать собственные ошибки, как принятие ответственности за результаты и продукты деятельности;
· Ощущение единства, когда общие интересы ощущаются выше личных;
· Готовность, как способность браться за очень сложные задачи;
· Смирение, как способность легко принимать решения коллектива;
· Любовь, как способность к безусловному принятию и проявлению заботы;
· Справедливость, как способность держать принципы выше личностей;
· Постоянство, как способность решения долгосрочных задач в меняющемся мире;
· Развитие как способность к безграничному совершенствованию;
· Сила духа, как способность честно высказывать своё мнение и отказ от страсти в пользу развития;
· Служение, как способность быть полезным себе, семье, команде, стране и планете;
· Гениальность, как проявление высокой одарённости и трудолюбия;
· Умение и желание учиться;
· Самоорганизация и самоконтроль, самооценка;
· Способность к целеполаганию, планированию;
· Активное творческое мышление;
· Системность мышления, аналитические способности;
· Смётка, сообразительность, находчивость;
· Техника изобретательского мышления;
· Обучаемость, тяга к познанию себя и мира;
· Способность к глубокому пониманию, к удержанию сути;
· Эффективные способы обработки информации;
· Умение эффективно пользоваться современными системами искусственного интеллекта;
· Широкий кругозор, начитанность, эрудиция;
· Умение вести диалог;
· Развитая письменная и устная речь;
· Внимательность, собранность, умение сконцентрироваться;
· Стрессоустойчивость;
· Воля, настойчивость в достижении своих целей;
· Умение при необходимости проявлять лидерские качества;
· Умение работать в команде, в проекте;
· Взаимовыручка, коллективизм, умение дружить;
· Скромность, тактичность, дружелюбие;
· Ответственность, дисциплина;
· Уважение к своему народу, его истории и традициям, удержание семейных ценностей;
· Умение управлять процессами, в частности – процессом своего образования;
· Умение управлять своей энергией, уметь восстанавливаться.
На воспитание этих качеств направлена новая система мониторинга. Соответственно, на проявление этих качеств направлено внимание учителей и родителей.
У нас нет задачи непрерывно исследовать и контролировать все эти качества. Такая система была бы излишне громоздкой и занимала бы много времени. Однако, часть этих показателей легко контролируются через интегральную оценку и самооценку.
Анкетирование
Дважды в год в школе проводится анкетирование учеников, родителей и учителей. Предлагается заполнить таблицу по 10-бальной системе, это занимает полчаса времени.
0 баллов – качество не проявляется;
5 баллов – качество заметно на среднем уровне;
10 баллов – качество постоянно проявляется, развито на высоком уровне.
Важно не только заполнить таблицу, но и уметь прокомментировать её, обосновать свою оценку.
- Самооценка ученика
- Оценка учителя
- Оценка родителей
- Оценка товарищей
- Интегральная оценка
- Желание учиться
- Умение учиться
- Память
- Внимательность
- Самоорганизация
- Кругозор
- Здоровье
- Воля, настойчивость
- Работа в команде
- Честность
- Планирование
- Умение понимать
- Творчество
- Дисциплина
Оценка эффективности
Оценка эффективности – ведущий инструмент мониторинга образования. Здесь включается механизм самооценки и самоконтроля.
С 1994 года этот инструмент опробован на практике и показал высокие результаты на площадке школы НШС. Для запуска этого инструмента изменяется форма школьного дневника – на деловой ежедневник. Ученик планирует свою деятельность, составляет расписание своих дел на неделю, часть этих дел – учебные занятия. В конце недели на подведении итогов ученик оценивает эффективность своей деятельности по системе:
- 0 баллов: дело не состоялось или эффективность очень низкая;
- 1 балл: эффективность плановая, получен результат;
- 2 балла: эффективность выше ожиданий.
С какого возраста ученик может начинать планировать, контролировать и оценивать свою жизнь? В массовой школьной практике этот возраст относят на 18-20 лет, ведь до этого за ученика всё планируют методисты, учителя, родители. Они лучше знают, в каком возрасте надо исследовать квадратные корни, а в каком изучать историю Древней Греции. Ученик должен просто включаться в чужую деятельность и встраиваться в чужие планы, оценивать которые он не умеет, никто его этому специально не обучает. Для него эта деятельность не является учебной или присвоенной. Поэтому все годы обучения в школе, вплоть до ЕГЭ, учителя оценивают и контролируют ученика. Когда педагоги не получают запланированных результатов, они создают методы мотивации, то есть находят приёмы и способы включения учеников в чужую деятельность. Как при этом можно воспитать лидера, организованного человека, способного вести за собой других?
Давно замечено, что чем младше дети, тем слабее их умение планировать деятельность. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. В некоторых случаях отсутствие умения планировать деятельность приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому.
Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали, что основные трудности, присущие детям в совместной деятельности, заключаются в неумении планировать свои действия, согласовывать их друг с другом, ставить цель, обмениваться мнениями, оценивать результат деятельности. Поэтому сторонники развивающего образования рекомендуют уже в этом возрасте обучать детей целеполаганию, планированию, самоконтролю и самооценке.
В процессе планирования происходит значительная мыслительная работа, развивается логическое рассуждающее мышление – надо предвидеть процесс выполнения задания, следовать ему, контролировать свои действия. Мы выделяем несколько уровней планирования:
- ситуативное планирование, т.е. обсуждение действий по ходу работы;
- фрагментарное планирование – планирование 1-2 этапа до начала деятельности;
- схематическое планирование, т.е. намечается общая последовательность работы, но обсуждение этапов поверхностно, без подробного раскрытия их содержания;
- полное планирование – это когда дети аргументировано, обсуждают содержание и последовательность этапов деятельности, определяют объем работы каждому члену группы.
Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:
- отсутствие какого-либо планирования (3 года);
- ступенчатое планирование (4-5 лет);
- целостное планирование (6-7 лет).
Научно доказано, что к началу обучения в школе у детей может быть сформирована способность к самоорганизации – к совместному планированию, целеполаганию, контролю и оценке результатов деятельности.
Но школьная практика традиционно не опирается на эти фундаментальные способности, она их не подхватывает, не развивает. Вместо этого ученику предлагается на много лет включиться в схему репродуктивного действия: получил задание – выполнил задание – получил оценку. Конечно же, в такой схеме воспитываются только слепые исполнители, а люди творческие и деятельные создают себя сами, нарушая эту схему, становясь хулиганами.
Включение механизма самоконтроля и самооценки – это возможность организации полноценной учебной деятельности.
--------------------------------------------------------------
Создание рабочей версии системы мониторинга качества – задача на ближайшее будущее. Кому эта задача интересна - подключайтесь.
--------------------------------------------------------------
Заключение
- Существующая система мониторинга морально устарела. Тем более ничего не даёт обществу институт ЕГЭ.
- В данной статье кратко описаны подходы к созданию действенной системы мониторинга качества образования. Полное описание здесь публиковать нет смысла. Нужен запрос на создание такой системы. Будет запрос - появятся и разработки.
--------------------------------------------------------------
Полезные ссылки: