Найти в Дзене
Магия Диаграмм

Как анализировать продажи в сезонном бизнесе: мой метод

Наглядный отчет продажи относительно прошлого года. Сделано в Excel. Во многих бизнесах есть ярко выраженная сезонность, которая не позволяет сравнивать месяца друг с другом. В этом случает сравнивают месяц текущего года с предыдущим. В своих проектах я люблю смотреть динамику сразу за три года. Хочу поделиться своим опытом визуализации такого отчета. Компания занимается производством и продажей отопительного оборудования. В отделе маркетинга мы еженедельно управляем рекламой и анализируем продажи. Нам важно понимать, как мы отработали каждую неделю! Помимо сезонности мы еще активно проводим ценовые акции, которые сильно влияют на количество продаж. Компания работает давно и уже сложились периоды, когда проводятся акции из года в год. Удобно видеть, как отработала каждая акция на общем графике заказов. В итоге мне как руководителю, нужно видеть динамику продаж в сравнении с предыдущими годами по неделям. Для этого использую такую диаграмму: Сравнение продаж за три года в динамике. Серг
Оглавление

Наглядный отчет продажи относительно прошлого года. Сделано в Excel.

Во многих бизнесах есть ярко выраженная сезонность, которая не позволяет сравнивать месяца друг с другом. В этом случает сравнивают месяц текущего года с предыдущим. В своих проектах я люблю смотреть динамику сразу за три года. Хочу поделиться своим опытом визуализации такого отчета.

Компания занимается производством и продажей отопительного оборудования. В отделе маркетинга мы еженедельно управляем рекламой и анализируем продажи. Нам важно понимать, как мы отработали каждую неделю!

Помимо сезонности мы еще активно проводим ценовые акции, которые сильно влияют на количество продаж. Компания работает давно и уже сложились периоды, когда проводятся акции из года в год. Удобно видеть, как отработала каждая акция на общем графике заказов.

В итоге мне как руководителю, нужно видеть динамику продаж в сравнении с предыдущими годами по неделям. Для этого использую такую диаграмму:

Сравнение продаж за три года в динамике. Сергей Спивак. "Магия диаграмм"
Сравнение продаж за три года в динамике. Сергей Спивак. "Магия диаграмм"

Как ее применять?

  1. Кирпичным цветом показаны заказы прошлого года, зеленым - текущий год. Если вверху виден кирпичный (негативный цвет) значит мы не выполнили план.
  2. Зеленый цвет сделан прозрачным на 50%. В сочетании с кирпичным получается темно зеленый. Если мы получили больше заказов перевыполнение выглядит ярко зеленым (позитивный). В примере показан отчет на третей недели августа.
  3. Позапрошлый год показан серой пунктирной линией для справочной информации. Он позволяет видеть общую корреляцию между тремя годами. Я пробовал добавлять еще четвертый год, но диаграмма становилась перегруженной, да и сильно полезной информации это не добавляло. В итоге остановился на трех годах.
  4. Для удобства сделана двухуровневая ось (подробнее про все виды удобных осей).
  5. На примере видно что в начале года заказов было меньше чем в предыдущем, затем нам удалось исправить ситуацию.

А какая разница?

Диаграмма хорошо визуализирует общую динамику в сравнении с двумя годами, но не дает удобного цифрового представления отклонения между прошлым и текущим годом.

Так как диаграмма мелкая нагружать ее цифрами смысла нет. Вместо этого я добавлю еще одну диаграмму отклонений. Она покажет, как мы отработали каждую неделю, причем в тех же цветах "хорошо\плохо".

Диаграмма сравнения продаж с прошлым годом. Сергей Спивак.
Диаграмма сравнения продаж с прошлым годом. Сергей Спивак.

За счет синхронизации двух диаграмм по оси времени (мой любимый прием) картинка легко читается. Если у вас производство обязательно посмотрите два примера на эту тему:

А что в итоге?

Действительно динамика — это хорошо. Она дает мне информацию о текущем состоянии по продажам, но не говорит, что имеем в итоге.

Дополню картину диаграммой итогов в динамике. Ее задача показать накопительный итог относительно прошлого года.

Дашборд динамика продаж в сравнении с предыдущим годом. Магия диаграмм.
Дашборд динамика продаж в сравнении с предыдущим годом. Магия диаграмм.

Теперь у меня перед глазами полная картина:

  • Как мы отработали каждую неделю, относительно двух предыдущих лет.
  • По итогу как мы опережаем прошлый год.

Отмечу использование единой цветовой схемы хорошо/плохо. Это не нагружает диаграмму и упрощает с ней работу до автоматизма. Сотрудники привыкают, и мы не тратим время на долгий анализ.

Если какой-то пик идет не по плану, то мы смотрим позапрошлый год (пунктирная линия).

Как готовить данные?

В нашем бизнесе воскресенье и понедельник — это принципиально разные дни по продажам. Нельзя сравнивать продажи 24 ноября 2024 и 2025 года — это ВС и ПН! Как решить эту задачу?

Простое решение: привожу дату формулой =НОМНЕДЕЛИ(A2;2) к номеру недели, а затем делаю сводную таблицу по номерам недели для каждого года. В результате для меня любой год это не даты, а недели по номерам. Которые я могу корректно сравнивать между собой.

Инструкция

Все свои статьи я сопровождал подробными пошаговыми инструкциями. Для этой решил не делать. Если нужна напишите в комментариях.

-4

Рекомендую дать прочитать сотрудникам "8 шагов к идеальной таблице", ваша жизнь будет легче. =).

Подпишитесь - когда-нибудь точно пригодиться, всегда найдете в подписках.

Как сделать диаграммы в отчетах и презентациях убедительными? Читай в моей новой книге «Магия диаграмм для отчетов и презентаций».