Византийская империя находилась в упадке. Император Алексей Комнин понимал, что стране необходима помощь. Десятилетиями турки, свирепые воины-кочевники, недавно принявшие ислам, завоевывали внешние районы империи и подчиняли их своей власти. Недавно они захватили священный город Иерусалим, и, прежде чем поняли, как христианские паломники могут помочь их экономике, стали жестоко обращаться как с христианами, так и с арабами. Более того, они разместили свою столицу всего в 160 километрах от Константинополя, столицы Византии.
Император Алексей Комнин понимал, чтобы византийская цивилизация выжила, турок необходимо было остановить, а также и то, что не в состоянии оттеснить захватчиков в одиночку. Поскольку Византия была центром христианской свободы и просвещения, он смело обратился за помощью к Папе Римскому. В 1095 году он направил Урбану II письмо с просьбой отправить вооружённые силы в Восточный Рим для изгнания турок. Скорее всего, Алексей имел в виду наёмников, профессиональных солдат, чьи навыки и опыт могли бы соперничать с навыками и опытом императорской армии. Комнин не осознавал, что у Урбана были совершенно иные цели.
За предыдущие десятилетия папство в Европе приобрело значительную власть. Церкви и священники, находившиеся под властью различных светских сеньоров, объединились под влиянием папы Григория VII. Теперь Церковь стала контролирующей силой в Европе как в религиозных, так и в некоторых светских вопросах, и именно папа Урбан II стал преемником Григория и продолжил его дело. Получив письмо императора, Папа Римский начал действовать по-своему.
На Клермонском соборе в ноябре 1095 года Урбан произнёс речь, которая буквально изменила ход истории. В нёй он утверждал, что турки не только вторглись в земли христиан, но и творили невообразимые зверства по отношению к верующим. Это было сильным преувеличением, но Урбан продолжал убеждать собравшихся в тяжких грехах против братьев-христиан. Кроме того, многие посчитали, что был прав, осуждая насилие, царившее в то время в Европе. Рыцари убивали друг друга почти каждый день, обычно на тренировочных турнирах, но иногда и в смертельных схватках. Рыцарь, можно сказать, жил, чтобы сражаться. И теперь сам Папа Римский предложил им возможность заниматься любимым видом спорта во имя Христа.
Урбан обещал полное отпущение грехов всем, кто погибнет на Святой Земле или даже по пути в Святую Землю в этом праведном крестовом походе. Возможно те, кто изучал учение Иисуса Христа, были бы шокированы предложением убить кого-либо во имя бога.
Но важно помнить, что изучать Священное Писание могли только священники и члены монашеских орденов. Немногие рыцари и ещё меньше крестьяне вообще умели читать, а те, кто мог, редко, если вообще когда-либо, имели доступ к Евангелию. Священник был для человека связующим звеном с богом и Папа, несомненно, знал божьи желания лучше, чем кто-либо другой. Кто они такие, чтобы спорить с таким влиятельным религиозным деятелем?
Более того, теория «справедливой войны» серьёзно рассматривалась с тех пор, как христианство стало почитаемой религией в Римской империи. Святой Августин Гиппонский, самый влиятельный христианский мыслитель поздней античности, обсуждал этот вопрос в своём труде «О граде Божьем» (книга XIX). Пацифизм, руководящий принцип христианства, был очень полезен в личной жизни человека, но, когда дело касалось суверенных государств и защиты слабых, кто-то должен был взяться за меч.
Речь Урбана положила начало смертоносной цепи событий, которая продолжалась несколько сотен лет, а её последствия ощущаются и по сей день. За Первым крестовым походом последовали семь других официально задокументированных походов и множество других набегов. К тому же, все отношения между Европой и восточными землями были непоправимо испорчены. Крестоносцы не ограничивали своё насилие, их гнев распространялся не только на турков: рыцари не делали различий между группами, не являвшимися явно христианскими. Сам Константинополь, в то время ещё христианский город, подвергся нападению участников Четвёртого крестового похода в 1204 году благодаря амбициозным венецианским купцам.
Пытался ли Урбан основать христианскую империю на востоке? Если да, то вряд ли он мог предвидеть крайности, на которые пойдут крестоносцы, и исторические последствия своих амбиций. Он даже не увидел окончательных результатов Первого крестового похода: к тому времени, как весть о взятии Иерусалима достигла Запада, папа Урбан II уже умер.
Похожие материалы:
Книги о событиях того времени:
- «Крестоносцы: Полная история», Дэн Джонс.
- «Королевство крестоносцев», Джошуа Правер.
- «Крестоносцы. Первая полная энциклопедия», В. О. Шпаковский.