Одним из результатов Второго Никейского собора в 787 году стал закон, согласно которому в каждом церковном алтаре должна находиться святая реликвия. Этот закон был упразднён в конце 60-х годов XX века, а до этого времени священнослужители старались заполучить и тщательно охраняли святыни в своих приходах. Большая часть христианских реликвий связана с Иисусом Христом: Туринская Плащаница, Животворящий Крест, Терновый Венец, Копьё Лонгина, Гвозди Распятия, Святая Лестница, Грааль и так далее. Особого внимания заслуживает «приключение» ещё одной святыни – крайней плоти Христа. Какую информацию о ней находили историки-исследователи в Библиотеке Ватикана, расскажем в нашей статье.
Реликвия воспринималась как символ воплощённой и человеческой природы Христа, ей приписывались чудодейственные свойства, включая помощь роженицам, «благоухание» и т. п. Крайняя плоть Иисуса Христа, отрезанная у него на восьмой день, долго находилась в Ватикане и была очень популярной святыней. В своё время паломничество к ней списывало грехи за десять лет. Стоит отметить, что в разное время претензии на «истинную» крайнюю плоть предъявляли храмы в Риме, Ле-Пюи, Антверпене, Шартре, Конфё.
Всего в Средние века в различных храмах Европы насчитывалось от 8 до 18 таких «подлинных» святынь.
Около 1367 года одна из самых выдающихся и влиятельных женщин в истории Католической Церкви, Екатерина Сиенская, утверждала, что носила кольцо из святой крайней плоти младенца Иисуса. В то время она пережила самое известное мистическое событие своей жизни – обручение с Иисусом Христом. Однако многие исторические записи говорят о том, что её кольцо было невидимым, но символизировало их духовный союз.
Британский историк Дэн Джонс частично рассказывает о судьбе реликвии в книге «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров». Автор нашёл архивные записи, в которых описывается чудодейственное влияние реликвии при дворе. Крайняя плоть в 1421 году из бенедиктинского аббатства в епархии Шартр была отправлена в Англию в связи с браком Генриха V и Екатерины Валуа. Их союз положил конец Столетней войне. Святыня была привезена, чтобы обеспечить благополучную беременность и роды королевы. Наследник престола, будущий Генрих VI, действительно родился 6 декабря 1421 года в Виндзорском замке. Исторические справки о чуде и об «общем ликовании» доступны в британских исторических публикациях. Затем реликвию возили по Европе и демонстрировали публике – для усиления молитв и в качестве поддержки, доброго знака. Последнее место, где хранилась крайняя плоть, – итальянская Калката.
Исследование Дэвида Фарли
Чтобы писать о католических реликвиях, необходимо получить разрешение Ватикана. Американскому путешественнику и автору исторической литературы Дэвиду Фарли это удалось. Темой его исследования стала крайняя плоть Иисуса Христа. Почему же его так интересовала эта реликвия? Всё дело в том, что писатель некоторое время жил в Калкате. Эта средневековая деревня на высоких скалах заселена художниками и хиппи с 60-годов, которые спасли её от сноса.
«Казалось, это одно из самых интригующих мест, о которых я когда-либо слышал» – пишет он в своей книге «An Irreverent Curiosity: In Search of the Church’s Strangest Relic in Italy’s Oddest Town».
Там Дэвид Фарли услышал о реликвии и начал своё расследование.
Он получил доступ в Библиотеку Ватикана, изучил множество записей, к которым получил доступ.
Было очень увлекательно копаться в столетних документах, написанных о препуции Иисуса (вплоть до папской печати).
Автор признаётся, что нежелание представителей Ватикана говорить не только о крайней плоти, но и вообще о реликвиях, создавало трудности во время написания книги.
После всех изысканий Дэвид Фарли сделал неожиданный вывод: за несколько сотен лет крайняя плоть Иисуса превратилась из почитаемой реликвии в позор для Католической церкви. Почему так получилось?
Что касается «carne vera sacra», «истинной святой плоти», как её называли в Калкате, – она вышла из фавора у Церкви по нескольким причинам.
До середины XX века деревня была изолирована, добраться туда можно было только по «ослиной дороге». Поэтому реликвию почитали, но очень скрытно. Только местные знали, где она и очень этим гордились. Начиная с середины XIX века, французская деревня Шару (Charroux), объявила, что обнаружила чудодейственную «carne vera sacra» в одной из стен аббатства. Из этого сделали большое событие, но протестантская пресса напала на Ватикан. Дальше – интереснее. Ещё одна французская деревня объявила в XIX веке о «повторном открытии» реликвии. Все споры о подлинности святынь негативно влияли на авторитет Ватикана. Папа Лев XIII был разгневан и просто хотел закрыть этот вопрос. В конце концов, он издал декрет, угрожавший отлучением от церкви всякому, кто говорил или писал о крайней плоти.
В 1983 году реликвия была украдена из Калкаты. У жителей деревни осталось несколько интригующих теорий о том, что с ней стало: её украли неонацисты или сатанисты, возможно, священник продал её, или даже к этому делу причастен сам Ватикан.
Работая в Ватиканской Библиотеке, Дэвид Фарли нашёл упоминания и о других странных реликвиях, включая грудь Марии Магдалины и голову святого Иоанна – когда тот был младенцем. Автор уже работает над новым проектом, но он уверен, что Ватикан больше не допустит его к своим архивам, т. к он высмеял аутентичность подавляющего большинства святынь, рассматривая их как пример средневековой торговли реликвиями.
Похожие материалы:
Заинтересовала тема? Эти книги помогут углубиться:
- «Конец религии? История теории секуляризации», Дмитрий Узланер.
- «100 великих тайн Библии», Анатолий Бернацкий.