История знает немало случаев, когда большой конфликт начинался с пустяка – случайной обиды, спора или скандала. Но едва ли найдётся пример более поучительный, чем тот, что произошёл 19 октября 1847 года в тёмных переулках Вифлеема. Тогда, у порога базилики Рождества Христова, священники схлестнулись не в богословском споре, а в самой обыкновенной драке. Камни, палки, брань – и ничего, казалось бы, не предвещало, что этот скандал обернётся войной крупнейших держав Европы.
Бойня у алтаря
Тем вечером греческий священник Серафим, торопясь к больному прихожанину, столкнулся на узкой улице с группой францисканцев. Ни православные, ни католики не захотели уступить дорогу – ссора мгновенно переросла в рукопашную. Спасаясь, Серафим укрылся в базилике Рождества, где шло армянское богослужение. Но туда ворвались рассвирепевшие францисканцы, и святыня обернулась ареной побоища. Священники устроили драку прямо у алтаря.
В то время город находился под управлением Османской империи, и турецкие полицейские с трудом восстановили порядок. В итоге следствие признало виновными католиков. На этом всё могло бы закончиться. Однако вести о происшествии докатились до Европы.
В Париже молодой президент Французской республики Луи-Наполеон Бонапарт искал способ укрепить власть. Ему нужно было заручиться поддержкой католического духовенства – а тут как раз повод: православные якобы притесняют католиков на Святой земле. Луи объявил себя «защитником западных христиан» и потребовал от султана вернуть католикам древние храмы, прежде всего ключи от Вифлеемской базилики.
Российская империя сперва не придала этому значения – казалось, речь идёт о символическом предмете. Но постепенно стало ясно: вопрос не просто в ключах, а в власти над Ближним Востоком. За тем, кто контролировал святыни, закреплялось духовное и политическое влияние над христианами Востока.
Дипломатический лабиринт
Султан Абдул-Меджид оказался между двух огней. С одной стороны – Россия, верный покровитель православных, с другой – Франция, обещавшая военную поддержку. Турецкая дипломатия пошла по привычному пути восточных хитростей: сначала султан подтвердил права православных, затем тайно пообещал католикам уступки. В Петербурге догадались о турецких играх, возможно, европейские шпионы доложили о предательстве. Тогда император Николай I лично вмешался, напомнив султану о «дружбе и памяти 1833 года», когда русские войска спасли Турцию от мятежа. Однако Абдул-Меджид предпочел лавировать, а Франция усилила давление. Весной 1852 года французский фрегат «Карл Великий» вошёл в Стамбул. Это была демонстрация силы под предлогом защиты верующих.
К концу того же года султан решился: ключи от базилики и храма Гроба Господня передаются католикам. В Петербурге это восприняли как пощёчину. Нужно было защитить православие и национальную честь.
От ключей – к пушкам
Николай I, убеждённый в верности старых союзов с Англией и Австрией, не ожидал предательства. Он был уверен, что Европа признает за Россией право быть покровителем восточных христиан. Но времена изменились. Англия видела в усилении России угрозу своим интересам в Индии, Австрия опасалась за Балканы, а Франция искала славу в победе над «северным колоссом».
В декабре 1852 года русские войска были приведены в боевую готовность. Николай I был уверен в поддержке и, конечно, победе. Однако он просчитался. Череда неверных решений, за которыми последовал оглушительный провал. В феврале 1853-го в Константинополь прибыло чрезвычайное посольство князя Александра Меншикова, но его миссия окончилась неудачей. Султан уже имел тайные гарантии от Парижа и Лондона.
1 июня Россия разорвала отношения с Портой. А через неделю англо-французский флот вошёл в Дарданеллы. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну.
Николай I надеялся, что старые союзники – Австрия и Пруссия – останутся хотя бы нейтральными. Но вместо поддержки Австрия потребовала вывода русских войск из Дунайских княжеств, угрожая присоединиться к врагам. Так Россия осталась одна против коалиции Франции, Англии, Турции и Сардинии.
Война, вошедшая в историю как Крымская или Восточная, разгорелась на всём южном фронте. Русская армия била турок на Дунае и в Кавказских горах, но решающая битва развернулась в Севастополе. После года осады, в 1855 году, город пал. Войска Николая I отступили.
Парижский мир и «ключи от Вифлеема»
Весной 1856 года в Париже был подписан мирный договор. Россия потеряла право покровительства над православными на Востоке, обязалась вернуть захваченные крепости и отказаться от военного флота на Чёрном море. Это был унизительный мирный договор для Николая I.
Католики получили святыни, из-за которых и началась вся эта драма. Ключи от Вифлеемской базилики снова оказались в их руках – символ победы, полученный кровью сотен тысяч солдат.
Для Франции это была политическая победа, для Англии – стратегическое равновесие, для Турции – передышка. Так вера уже не первых раз в истории стала орудием политики, привела страны к военному столкновению.
Вифлеем сегодня
Прошло более полутора веков, но Базилика Рождества Христова и ныне остаётся яблоком раздора. Греки, армяне и католики всё ещё спорят, кому принадлежит право убирать ту или иную часть храма. Последняя драка священников случилась в 2011 году – снова под сводами той самой базилики, где когда-то всё началось.
Похожие публикации:
О событиях того времени расскажут следующие книги:
- «Николай I», Алексей Шишов
- «Русская история в жизнеописаниях», Николай Костомаров
- «Записки об осаде Севастополя», Николай Берг
- «Крымская война на Азовском море», А. В. Миргородский.
- «Ошибка императора. Война», Виталий Надыршин.