Найти в Дзене
Литрес

Американский папа: каким будет понтификат Льва XIV – первого в истории римского папы из США

Оглавление

Когда белый дым поднялся над Сикстинской капеллой, мир замер: имя нового главы Католической церкви прозвучало неожиданно – Роберт Превост. Ни один из прогнозов не указывал на 69-летнего кардинала как на фаворита. Однако именно он стал преемником Франциска. Гражданин США, который почти всю жизнь провёл в Латинской Америке. Человек со знанием шести языков, латиноамериканской душой и французско-испанскими корнями. Кто он и каким будет папство Льва XIV?

Миссионер из Чикаго

Роберт Превост родился 14 сентября 1955 года в Чикаго. Его отец, француз итальянского происхождения, был ветераном Второй мировой и работал школьным инспектором. Мать, испанка, была библиотекарем и певчей в церковном хоре. Это она привила детям глубокую религиозность. В этой многоязычной, культурно пёстрой среде Роберт чувствовал себя гражданином мира, ещё не зная, как буквально это восприятие определит его судьбу.

По воспоминаниям близких, в детстве он часто играл в священника, за что домашние в шутку называли его папой римским. В 1973 году он окончил малую семинарию Августинского ордена и уже через десять лет стал священником. Продолжив учёбу, он получил докторскую степень по каноническому праву и отправился с миссией в Перу – страну, ставшую его вторым домом. Настолько, что он принял перуанское гражданство.

Там же Превост снискал репутацию человека, умеющего слушать. В Перу он не только вёл службы и занимался просветительской работой, но и укреплял связи с бедными и маргинализированными слоями населения. Он говорил с местными на их языке и буквально, и метафорически.

Папа, говорящий на шести языках

В языковом арсенале Льва XIV – английский, испанский, французский, итальянский, португальский, немецкий и латынь. Эта полиглотия весьма символична. Новый папа – человек диалога. Он может без переводчика говорить с большей частью католического мира: от немецких кардиналов до уличных проповедников в Лиме. Это особенно важно в момент, когда церковь нуждается в сближении культур и подходов – и между Севером и Югом, и между консерваторами и либералами.

Избрание Льва XIV стало сюрпризом для наблюдателей. До конклава его имя почти не звучало в числе фаворитов. Однако это только подчёркивает его статус компромиссной фигуры: он устроил и тех, кто хотел продолжения курса Франциска, и тех, кто стремился к большей осторожности.

По меркам этой среды Лев XIV достаточно молод, чтобы его понтификат мог продлиться долго. Это развеяло слухи о «временном папе», который будет просто удерживать баланс. Нет, Лев XIV пришёл с мандатом на годы и, возможно, с перспективой на важные перемены.

«Иисус не просит нас ранжировать любовь»

Ещё до избрания Роберт Превост не скрывал своих взглядов. Он критиковал миграционную политику администрации Трампа, называя её «нехристианской и аморальной». Позже он открыто возразил вице-президенту Джей Ди Вэнсу, который пытался обосновать приоритет национальных интересов библейскими принципами. Политик заявлял: «христианское понимание любви – это иерархия: сначала семья, потом ближние, затем общество, и только потом весь остальной мир». Ответ будущего папы: «Иисус не просит нас ранжировать любовь».

Эти слова быстро разошлись по католическим сообществам. В них – ключ к позиции Льва XIV: гуманизм, эмпатия, акцент на глобальной солидарности. Он не революционер, но и не молчун. Он говорит то, что считает важным, и говорит так, что его слышат.

Перспектива Латинской Америки

Большая часть жизни Превоста прошла в Латинской Америке – регионе, где живёт больше всего католиков. Он возглавлял Папскую комиссию по делам Латинской Америки, глубоко вникал в реалии жизни на континенте и говорил с людьми, которые чувствали себя забытыми. Это добавляет ему авторитета и одновременно поднимает планку ожиданий.

Можно ожидать усиления внимания к Южному полушарию. И не только в церковной политике. Папа может стать важным голосом на международной арене в вопросах бедности, неравенства, миграции и экологии.

Наследник, но не копия Франциска

Лев XIV – ученик Франциска, но с собственной точкой зрения. Он поддерживает заботу о бедных и природе, но сдержаннее в вопросах реформ. Так, он критиковал идею Франциска о благословении отдельных категорий пар, подчёркивая, что подобные нетрадиционные решения трудно реализуемы на практике в консервативных регионах мира, таких как страны Африки или части Латинской Америки.

В то же время он не отказывается от нововведений, если они укрепляют доверие к церкви. Например, будучи префектом Дикастерии по делам епископов, Превост приветствовал включение женщин в коллегию, занимающуюся подбором кандидатов на епископские посты, и отмечал, что их участие обогащает процесс принятия решений.

Лев XIV стремится к диалогу, а не к поляризации. Выбор имени, кстати, тоже неслучаен. Это отсылка к Льву XIII, который в эпоху индустриальной революции стремился модернизировать церковь, не разрушая её оснований. Лев XIV видит себя продолжателем этой линии: соединить верность традиции с чуткостью к вызовам времени.

Папа без иллюзий, но с верой и тенью прошлого

Не обошлось и без некрасивых противоречий. Американская правозащитная организация подавала жалобу на Превоста. Его обвиняли в том, что в начале нулевых он не отреагировал должным образом в одном грязном деле. Речь о деле клирика, подвергшегося обвинениям в действиях против детей. Поводом для возмущения стало решение Превоста поселить этого священнослужителя рядом с католической школой. Сам Превост отверг все обвинения. Однако тема по-прежнему остаётся чувствительной.

Папство в XXI веке не может позволить себе ни тени на репутации, и этот эпизод – серьёзный вызов для нового понтифика. Тем не менее в своей первой речи Лев XIV призвал верующих «строить мосты, а не стены». Он старается говорить на языке сердца, при этом не уходя в абстракции. Он знает, насколько сложен мир и насколько непросто быть пастырем в эпоху глобальных конфликтов и моральной расплывчатости.

Новый понтифик не станет шоу-героем. Он не будет бросаться громкими заявлениями. Но его папство может стать тем временем, когда церковь вновь научится быть близкой к бедным, к изгнанным, к забытым. А ещё к тем, кто, как и он сам, вырос в хоре многоголосого мира, где вера – это не лозунг, а каждодневный выбор.

-2