Найти в Дзене
Алексей Туркин

Опыт построения трудовой школы (теория и практика) А. Архипов. Рецензия. (Продолжение)

Начало: https://dzen.ru/a/aRw_Csf5iiMnNjmQ Общее собрание являлось правящим органом школы- коммуны. «Тем же путём сложились все органы само­управления школы: они создавались и росли органиче­ски правильно, по мере роста жизненных требований, пока наконец не охватили всех сторон детской жизни, не выкристаллизовались в постоянные формы, в сумму живых и действующих органов. Исполнителем воли об­щего собрания является учком, орган, быстро ставший главою и организатором всей детской жизни, и притом главою настолько авторитетной, что многие представи­тели власти могли бы позавидовать тому уважению, ко­торым пользуются учкомовцы в школе-коммуне» (стр. 47). «Учком состоит из шести человек: председатель, комтруд, комчистоты, компрос, заместитель председателя и секретарь. Председатель учкома, обыкновенно самый авторитетный из членов его, осуществляет общий над­зор за детским миром школы и руководит деятельностью членов учкома, вмешиваясь всегда в случаях нарушения нормального хода жизни школы. Е

Начало: https://dzen.ru/a/aRw_Csf5iiMnNjmQ

Общее собрание являлось правящим органом школы- коммуны. «Тем же путём сложились все органы само­управления школы: они создавались и росли органиче­ски правильно, по мере роста жизненных требований, пока наконец не охватили всех сторон детской жизни, не выкристаллизовались в постоянные формы, в сумму живых и действующих органов. Исполнителем воли об­щего собрания является учком, орган, быстро ставший главою и организатором всей детской жизни, и притом главою настолько авторитетной, что многие представи­тели власти могли бы позавидовать тому уважению, ко­торым пользуются учкомовцы в школе-коммуне» (стр. 47).

«Учком состоит из шести человек: председатель, комтруд, комчистоты, компрос, заместитель председателя и секретарь. Председатель учкома, обыкновенно самый авторитетный из членов его, осуществляет общий над­зор за детским миром школы и руководит деятельностью членов учкома, вмешиваясь всегда в случаях нарушения нормального хода жизни школы. Ему же воспитатель­ским персоналом передаётся все, что необходимо пере­давать всему учкому. Он собирает учком на совет, ста­вит вопросы на обсуждение. У него же можно получить справки о том или ином постановлении общего собра­ния и пр. Комтруд — организатор всех работ, на нем лежит и ответственность за выполнение и срочность этих работ, что он осуществляет, или формируя трудо­вые артели, или поручая работу отдельным детям. Обыкновенно комтруд — мальчик с особым влиянием на других и всегда особенно выдаётся своей трудоспособ­ностью. Должность очень нелегкая, если принять во внимание ту массу работ, которых требует хозяйство. Компрос ведает всеми просветительными работами, все их должен организовать и упорядочить, будь то вечер, спектакль, работа библиотеки и пр.; он же следит за теми, кто намеренно уклоняется от образовательной ра­боты, опрашивает их о мотивах уклонения, убеждает, а иногда применяет через учком или общее собрание и меры репрессивного характера. Его непосредственным помощником является библиотекарь, выдающий книги для чтения и часто рекомендующий их. Библиотекарь часто получает задания подобрать книги по тому или иному вопросу, и потому это обыкновенно самый начи­танный из детей. Комчистоты, или, как его зовут у нас, комчистота, — школьный санитарный инспектор. Детям давно уже удалось доказать значение чистоты для здо­ровья, особенно при скученной жизни, но всегда, конеч­но, бывают и нарушения общих требований и необходи­мость постоянного надзора. День комчистоты начинает­ся очень рано, потому что она встаёт первая, наблюдая за тем, чтобы все было приготовлено для умывания детей, следит, чтобы все тщательно умывались, а потом наблюдает за уборкой спален и других помещений. Са­нитарное состояние двора, кухни и пр. — тоже её дело. Обыкновенно в комчистоты выбирается одна из старших девочек. Заместитель председателя учкома — его правая рука, а секретарь хранит все постановления общего со­брания и учкома и всегда может дать ту или иную справку. Всякие списки дежурных, очередных и пр. хранятся у него же, и нужно сказать, что обыкновенно со­держатся в большом порядке».

«Время, на какое избирается учком, не установлено; по сложившейся практике учком остается у власти в те­чение двух-трех месяцев, и часто при перевыборах в но­вый учком попадают члены старого».

«Интересно то, что перевыборы обыкновенно назна­чаются самим учкомом, когда он чувствует, что создаётся недовольство его деятельностью, возникает оппо­зиция. Обыкновенно вечером, перед сном, среди детей всегда завязывается беседа о том или ином факте про­шедшего дня; здесь обсуждаются и действия учкомовцев, тут-то и складывается то общественное мнение, которое ведёт иногда к падению того или иного учкома».

«Кроме учкома, к самоуправлению надо отнести институт артельщиков — ответственных лиц за работу трудовых объединений, артелей. Когда возникает необ­ходимость привлечь весь здоровый детский мир к той или иной работе, то общее собрание избирает ряд ар­тельщиков, которые формируют артели путём добро­вольной записи» (стр. 53—54).

Артели очень разнообразны. В каждую артель наби­раются обычно дети приблизительно одного возраста и одинаковой силы под руководством одного артель­ного организатора, являющегося лицом, ответственным за неё.

«Благодаря тому что артели формируются и фор­мировались путём добровольного объединения, они были той школой, которая воспитала в детях трудовые на­выки и любовное отношение к делу. Отрицая личное соревнование, чтобы не развить хвастовства, зависти и других отрицательных черт личного характера, школа, наоборот, поощряет коллективное соревнование, учиты­вая его плодотворное значение, и потому каждая артель обыкновенно старается перед другой. Общее собрание очень чутко к работе артелей и всегда отличает усилен­ную работу той или иной из них. Эти артели не есть плотно сорганизовавшиеся объединения; они то возни­кают, то распадаются, смотря по ходу дела; вступление в артель и выступление из нее тоже совершенно сво­бодны, и эта непринуждённость дала этому институту особенную жизненности, сделала его излюбленной фор­мой при организации труда вплоть до образовательных занятий, и если только возникает вопрос о проведении той или иной работы, сейчас же: «Ну, сколько артелей нужно и кто в какую записывается?» (стр. 60).

Организаторы школы-коммуны ставили себе целью втянуть детей непосредственно в сферу общественного производства, на чем только, по их мнению, и можно воспитаться «будущему работнику-организатору коммунистического общества.

«Целью построения работы хозяйства отнюдь не ста­вится узкая задача удовлетворения своих нужд в том или ином продукте: мы строим хозяйство так, чтоб оно развивалось в силу этого строения, развиваясь, шири­лось и тем самым явилось не каким-то подсобным пред­приятием в школе, а хозяйственным аппаратом, рабо­тающим для своих целей, для своих задач, которые за­лючаются в развитии его производительной мощи. Позвольте иллюстрировать эту мысль, чтобы сделать её понятной: интересы хозяйства требуют увеличения пло­щади фермы или посева такого продукта, который не нужен школе, но очень ценен, и немедленно же это осу­ществляется, потому что не потребительские нужды школы обусловливают развитие хозяйства, а развитие его производительности» (стр. 60); и это приводит к тому, что требования хозяйственно-производительной работы обусловливают весь ход жизни школы. Школе-коммуне III Интернационала в селе Винодельном «с неимоверным трудом удалось восстановить к весне хозяйство, и к на­чалу первого посева у школы было семь лошадей и все необходимое для ведения хозяйства размеров типа сред­некрестьянского (в условиях Ставропольской губернии). С засеянными ещё монахинями озимым хлебом и раз­ного рода огородными культурами школе удалось обра­ботать до 70 десятин, и, учитывая «свой» будущий уро­жай, дети сразу почувствовали хозяйственную мощь своего коллектива. Но нынешний год Ставропольскую губернию постигла небывалая засуха, и на полях всё выгорело: погиб урожай и школы». Но школа прожила зиму, «хотя и в кошмарно тяжёлых условиях, и даже спасла свое хозяйство» (стр. 61—62).

«А потом навстречу школе пошел один из уездных земотделов и передал в распоряжение школы эконо­мию». И школа в весеннюю посевкампанию свою зада­чу выполнила: «общий посев её разными культурами достиг 200 десятин, если же прибавить площадь сено­косных угодий, то количество земли, которую она про­изводительно использует, превысит 400 десятин. На ра­боту были кинуты главным образом дети старшего возраста, и если бы противники трудового воспитания видели работу их, то она поразила бы их прежде все­го не по-детски серьёзным отношением к ней: это не дети, играющие в игру-работу, а работники, понимаю­щие и смысл, и цель производительного труда» (стр. 62).

А как обстоит дело в школе-коммуне в селе Вино­дельном с учёбой?..

Окончание следует (https://dzen.ru/a/aSKbJt2yOTyVZaAx).

Крупская Н.К., ПСС, т.4, 1922 г.