Начало: https://dzen.ru/a/aRw_Csf5iiMnNjmQ
Общее собрание являлось правящим органом школы- коммуны. «Тем же путём сложились все органы самоуправления школы: они создавались и росли органически правильно, по мере роста жизненных требований, пока наконец не охватили всех сторон детской жизни, не выкристаллизовались в постоянные формы, в сумму живых и действующих органов. Исполнителем воли общего собрания является учком, орган, быстро ставший главою и организатором всей детской жизни, и притом главою настолько авторитетной, что многие представители власти могли бы позавидовать тому уважению, которым пользуются учкомовцы в школе-коммуне» (стр. 47).
«Учком состоит из шести человек: председатель, комтруд, комчистоты, компрос, заместитель председателя и секретарь. Председатель учкома, обыкновенно самый авторитетный из членов его, осуществляет общий надзор за детским миром школы и руководит деятельностью членов учкома, вмешиваясь всегда в случаях нарушения нормального хода жизни школы. Ему же воспитательским персоналом передаётся все, что необходимо передавать всему учкому. Он собирает учком на совет, ставит вопросы на обсуждение. У него же можно получить справки о том или ином постановлении общего собрания и пр. Комтруд — организатор всех работ, на нем лежит и ответственность за выполнение и срочность этих работ, что он осуществляет, или формируя трудовые артели, или поручая работу отдельным детям. Обыкновенно комтруд — мальчик с особым влиянием на других и всегда особенно выдаётся своей трудоспособностью. Должность очень нелегкая, если принять во внимание ту массу работ, которых требует хозяйство. Компрос ведает всеми просветительными работами, все их должен организовать и упорядочить, будь то вечер, спектакль, работа библиотеки и пр.; он же следит за теми, кто намеренно уклоняется от образовательной работы, опрашивает их о мотивах уклонения, убеждает, а иногда применяет через учком или общее собрание и меры репрессивного характера. Его непосредственным помощником является библиотекарь, выдающий книги для чтения и часто рекомендующий их. Библиотекарь часто получает задания подобрать книги по тому или иному вопросу, и потому это обыкновенно самый начитанный из детей. Комчистоты, или, как его зовут у нас, комчистота, — школьный санитарный инспектор. Детям давно уже удалось доказать значение чистоты для здоровья, особенно при скученной жизни, но всегда, конечно, бывают и нарушения общих требований и необходимость постоянного надзора. День комчистоты начинается очень рано, потому что она встаёт первая, наблюдая за тем, чтобы все было приготовлено для умывания детей, следит, чтобы все тщательно умывались, а потом наблюдает за уборкой спален и других помещений. Санитарное состояние двора, кухни и пр. — тоже её дело. Обыкновенно в комчистоты выбирается одна из старших девочек. Заместитель председателя учкома — его правая рука, а секретарь хранит все постановления общего собрания и учкома и всегда может дать ту или иную справку. Всякие списки дежурных, очередных и пр. хранятся у него же, и нужно сказать, что обыкновенно содержатся в большом порядке».
«Время, на какое избирается учком, не установлено; по сложившейся практике учком остается у власти в течение двух-трех месяцев, и часто при перевыборах в новый учком попадают члены старого».
«Интересно то, что перевыборы обыкновенно назначаются самим учкомом, когда он чувствует, что создаётся недовольство его деятельностью, возникает оппозиция. Обыкновенно вечером, перед сном, среди детей всегда завязывается беседа о том или ином факте прошедшего дня; здесь обсуждаются и действия учкомовцев, тут-то и складывается то общественное мнение, которое ведёт иногда к падению того или иного учкома».
«Кроме учкома, к самоуправлению надо отнести институт артельщиков — ответственных лиц за работу трудовых объединений, артелей. Когда возникает необходимость привлечь весь здоровый детский мир к той или иной работе, то общее собрание избирает ряд артельщиков, которые формируют артели путём добровольной записи» (стр. 53—54).
Артели очень разнообразны. В каждую артель набираются обычно дети приблизительно одного возраста и одинаковой силы под руководством одного артельного организатора, являющегося лицом, ответственным за неё.
«Благодаря тому что артели формируются и формировались путём добровольного объединения, они были той школой, которая воспитала в детях трудовые навыки и любовное отношение к делу. Отрицая личное соревнование, чтобы не развить хвастовства, зависти и других отрицательных черт личного характера, школа, наоборот, поощряет коллективное соревнование, учитывая его плодотворное значение, и потому каждая артель обыкновенно старается перед другой. Общее собрание очень чутко к работе артелей и всегда отличает усиленную работу той или иной из них. Эти артели не есть плотно сорганизовавшиеся объединения; они то возникают, то распадаются, смотря по ходу дела; вступление в артель и выступление из нее тоже совершенно свободны, и эта непринуждённость дала этому институту особенную жизненности, сделала его излюбленной формой при организации труда вплоть до образовательных занятий, и если только возникает вопрос о проведении той или иной работы, сейчас же: «Ну, сколько артелей нужно и кто в какую записывается?» (стр. 60).
Организаторы школы-коммуны ставили себе целью втянуть детей непосредственно в сферу общественного производства, на чем только, по их мнению, и можно воспитаться «будущему работнику-организатору коммунистического общества.
«Целью построения работы хозяйства отнюдь не ставится узкая задача удовлетворения своих нужд в том или ином продукте: мы строим хозяйство так, чтоб оно развивалось в силу этого строения, развиваясь, ширилось и тем самым явилось не каким-то подсобным предприятием в школе, а хозяйственным аппаратом, работающим для своих целей, для своих задач, которые залючаются в развитии его производительной мощи. Позвольте иллюстрировать эту мысль, чтобы сделать её понятной: интересы хозяйства требуют увеличения площади фермы или посева такого продукта, который не нужен школе, но очень ценен, и немедленно же это осуществляется, потому что не потребительские нужды школы обусловливают развитие хозяйства, а развитие его производительности» (стр. 60); и это приводит к тому, что требования хозяйственно-производительной работы обусловливают весь ход жизни школы. Школе-коммуне III Интернационала в селе Винодельном «с неимоверным трудом удалось восстановить к весне хозяйство, и к началу первого посева у школы было семь лошадей и все необходимое для ведения хозяйства размеров типа среднекрестьянского (в условиях Ставропольской губернии). С засеянными ещё монахинями озимым хлебом и разного рода огородными культурами школе удалось обработать до 70 десятин, и, учитывая «свой» будущий урожай, дети сразу почувствовали хозяйственную мощь своего коллектива. Но нынешний год Ставропольскую губернию постигла небывалая засуха, и на полях всё выгорело: погиб урожай и школы». Но школа прожила зиму, «хотя и в кошмарно тяжёлых условиях, и даже спасла свое хозяйство» (стр. 61—62).
«А потом навстречу школе пошел один из уездных земотделов и передал в распоряжение школы экономию». И школа в весеннюю посевкампанию свою задачу выполнила: «общий посев её разными культурами достиг 200 десятин, если же прибавить площадь сенокосных угодий, то количество земли, которую она производительно использует, превысит 400 десятин. На работу были кинуты главным образом дети старшего возраста, и если бы противники трудового воспитания видели работу их, то она поразила бы их прежде всего не по-детски серьёзным отношением к ней: это не дети, играющие в игру-работу, а работники, понимающие и смысл, и цель производительного труда» (стр. 62).
А как обстоит дело в школе-коммуне в селе Винодельном с учёбой?..
Окончание следует (https://dzen.ru/a/aSKbJt2yOTyVZaAx).
Крупская Н.К., ПСС, т.4, 1922 г.