Изданная Ставропольским губОНО книжка весьма интересна. Автор очень широко использует педагогическую литературу, чтобы теоретически обосновать проделанный опыт. Но не эта часть, хотя она и очень продумана, представляет главный интерес книжки. Очень много педагогов бралось за проведение трудовой школы, но многие — и их трудно винить за это, так как работа была совершенно нова, требовала громадной инициативы, организационного таланта, — бросили начатую с энтузиазмом работу на полпути, некоторые поторопились даже сделать вывод, что при современных условиях работа по организации трудовой («производственной», как говорят немцы) школы невозможна. Тем больше приходится ценить опыты, доведенные до конца, опыты, приоткрывающие завесу над школой будущего. Практика школы- коммуны в селе Винодельном должна быть самым внимательным образом изучена. Позволю себе привести выписки, характеризующие практику школы-коммуны в селе Винодельном.
Школа-коммуна имени III Интернационала в селе Винодельном была организована Ставропольским СОЦВОСом в середине февраля 1921 г. Ставропольский СОЦВОС пришел уже к этому времени к ясному сознанию, что, «создавая школу, необходимо прежде всего создать в ней ту или иную форму производительного труда, дающего смысл, содержание всем сторонам школы и сплачивающего детей в единый трудовой коллектив» (стр. 37). «Одновременно... на очередь был поставлен вопрос о живой, творческой силе школы, воспитательском персонале и разрешён в том смысле, что школа должна организовать на началах свободного союза при минимальном вмешательстве отдела коллектив воспитателей, который примет программу будущей школы и попытается осуществить её» (стр. 39).
Выбирая труд для школы, Ставропольский СОЦВОС считал, что по своей природе такой труд должен быть доступен в самой серьёзной форме детям всех возрастов, понятен для них со стороны целесообразности и в то же время настолько широк, чтобы захватить детей и дать возможность построения многогранной «воспитательнообразовательной работы школы» (стр. 38). «Единственной такой формой производительного труда, по мнению отдела, является в условиях современности сельское хозяйство, и школу поэтому решено было построить на основе серьёзного и сравнительно крупного земледельческого хозяйства, осуществив тем самым создание школы-поместья. За необходимость именно этой основы будущей школы говорило ещё и то, что при наличии такого труда легче всего было осуществить связь школы с жизнью, и притом связь не искусственно созданную, а естественную, на почве хозяйственных интересов. Это было очень важно потому, что думалось, если опытная школа в Винодельном будет действительно трудовой школой и вызовет симпатии у населения, можно создать ряд таких школ, осуществив тем самым агитацию действием за трудовое воспитание в широких массах. Наличие технических возможностей тоже толкало на этот путь, потому что в условиях нашей губернии легче всего было получить земледельческий инвентарь и организовать школы-поместья даже с высокоинтенсивным хозяйством и широким применением машинной обработки земли» (стр. 38). Под школу были взяты все здания и хозяйство упраздняемого женского монастыря в селе Винодельном. Организаторы школы считали, что в «школе должны быть помещены дети, собранные совершенно случайно, разного происхождения, различного развития, и думалось, что эта разношёрстная детская орда на почве воздействия одного на другого и создаст нормальную детскую среду. И, однако, какое разнокалиберное общество получилось из сотни детей, которых мы туда поместили: там были и великороссы, и украинцы, и поляки, и белорусы, и местные уроженцы Москвы, Тифлиса, Воронежа и т. д. Каждый из них стремился выявить своё «я», и из этого многообразия получилось строгое единство — детская среда на почве общей жизни и труда» (стр. 42).
Уходя из монастыря, «монахини старались прежде всего оставить поменьше и оставленное попортить так, чтобы по меньшей мере затруднить жизнь новым поселенцам монастыря — детям; доходило до того, что похищались вьюшки из печей, не говоря о таких недочетах, как отсутствие кос в лобогрейке, колес от линейки и пр. Одним словом, дети должны были войти не в приготовленное и оборудованное помещение, а приготовить его для сносной жизни, иногда с громадной затратой труда и энергии» (стр. 39).
«Случайной, а потом получившей полное гражданство формой разрешения всех вопросов сделалось общее собрание. Это было не только собрание детей, но всех живущих в школе, притом с самого же начала дело строилось таким образом, чтобы влияние воспитателей по возможности затушёвывалось, и потому на общих собраниях они участвуют с такими же правами, как и дети. Считаю своим долгом отметить, особенно для тех, кто постоянно трепещет за умаление престижа воспитателя, что путь полного уравнения с детьми — лучшее средство и подойти к ним, и внушить к себе полное доверие; и за время существования школы-коммуны не было отмечено ни одного случая некорректного отношения детей к воспитателю, хотя мнения его на общем собрании оспариваются, а сплошь и рядом проваливаются, — объективность детей при обсуждениях даже больных вопросов всегда поражала всех, кто попадал во время обсуждения их на общее собрание» (стр. 43).
«Конечно, при решении первого же вопроса выяснилось, что для детей совершенно новыми являются и такие собрания и порядок ведения обсуждения; но близость того, что нужно было обсудить, и, следовательно, интерес к вопросу дали возможность развязать детские языки и ознакомить их с порядком ведения таких собраний; и если на первом собрании говорили очень немногие и преобладали вопросы и ответы односложные, то ближайшие проходили уже гораздо живее, и в скором времени дети так освоились с ними, что эти общие собрания затягивались на целые часы. Были случаи, что неразговорчивый и нелюдимый ребёнок вдруг, по-видимому, под влиянием общезахватывающего интереса выступал с целой речью, поражая не только детей, но и воспитателей. Одним словом, в ближайшее же время выяснилось, что эти общие собрания детей — то могучее средство, которым детская среда захватывает и подчиняет себе детскую душу, и одновременно тот стимул, который вызывает к действию все особенности её» (стр. 43)...
Продолжение следует. (https://dzen.ru/a/aSB_iBzC7jwLEes7)
Н.К. Крупская, ПСС, т. 4