(Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/aSB_iBzC7jwLEes7)
А как обстоит дело в школе-коммуне в селе Винодельном с учёбой? Школа втянула детей старших групп в обсуждение того, как лучше построить занятия, предлагая тот или иной план, допуская детей присутствовать при обсуждении вопросов изучения и т. д. «Этим мы добились того, что дети вполне сознательно приняли участие в строении работы, которая обеспечила и интерес работы, и плодотворность её. При создании образовательной работы мы прежде всего должны были определить её место и значение в ряде других работ и время, которое может и должно быть ей отдано. Соответственно этому дети поделились на группы, которые по существу представляли собой те же артели, организованные на тех же началах, с той только разницей, что если в ту или иную артель ребёнок попадал в силу степени своего физического развития, то при определении, в какую группу ему записаться, он должен был учесть степень своей подготовки» (стр. 71). «Первое время наблюдалось с