Найти в Дзене
Алексей Туркин

Опыт построения трудовой школы (теория и практика) А. Архипов. Рецензия. (Окончание)

(Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/aSB_iBzC7jwLEes7)
А как обстоит дело в школе-коммуне в селе Вино­дельном с учёбой? Школа втянула детей старших групп в обсуждение того, как лучше построить занятия, пред­лагая тот или иной план, допуская детей присутствовать при обсуждении вопросов изучения и т. д. «Этим мы до­бились того, что дети вполне сознательно приняли уча­стие в строении работы, которая обеспечила и интерес работы, и плодотворность её. При создании образова­тельной работы мы прежде всего должны были определить её место и значение в ряде других работ и время, которое может и должно быть ей отдано. Соответственно этому дети поделились на группы, которые по существу представляли собой те же артели, организованные на тех же началах, с той только разницей, что если в ту или иную артель ребёнок попадал в силу степени своего физиче­ского развития, то при определении, в какую группу ему записаться, он должен был учесть степень своей подго­товки» (стр. 71). «Первое время наблюдалось с

(Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/aSB_iBzC7jwLEes7)
А как обстоит дело в школе-коммуне в селе Вино­дельном с учёбой? Школа втянула детей старших групп в обсуждение того, как лучше построить занятия, пред­лагая тот или иной план, допуская детей присутствовать при обсуждении вопросов изучения и т. д. «Этим мы до­бились того, что дети вполне сознательно приняли уча­стие в строении работы, которая обеспечила и интерес работы, и плодотворность её. При создании образова­тельной работы мы прежде всего должны были определить её место и значение в ряде других работ и время, которое может и должно быть ей отдано. Соответственно этому дети поделились на группы, которые по существу представляли собой те же артели, организованные на тех же началах, с той только разницей, что если в ту или иную артель ребёнок попадал в силу степени своего физиче­ского развития, то при определении, в какую группу ему записаться, он должен был учесть степень своей подго­товки» (стр. 71).

«Первое время наблюдалось стремление попасть по возможности в старшую группу — работа этих групп почему-то казалась интересней, но после короткого пре­бывания там ребёнок сам воочию убеждался, что здесь работа ему не по силам, и уходил в группу, где он дол­жен быть». «У нас организовались лаборатории разных предметов, которые у нас получили название кабинетов: у нас есть кабинет родного языка и истории, кабинет наук физико-математических, кабинет для работы по природоведению, клуб для работ по постановкам, общая библиотека с комнатой для чтения, и каждый ребёнок идёт в тот кабинет, который ему нужен для его работ. В кабинете по родному языку он найдёт всё, что ему необходимо для работы в этой области: книги, таб­лицы, справочники и пр.; то же самое и в других кабинетах. Здесь сидит и тот воспитатель, который дол­жен руководить работой, и ребёнок всегда имеет возможность к нему обратиться за советом, указанием и пр.» (стр. 71).

«Если бы вам пришлось пожить в школе, то еже­дневно вечером вы услыхали бы звонок дежурного по учкому и крик: «На запись». Этот возглас мог вас сна­чала поставить в недоумение, но оно скоро рассеется, если вы пойдёте с детьми в комнату собраний: здесь комтруд, который объявляет, сколько человек и каких артелей ему нужно на завтра на работы, и тут же по­ясняет и характер их работы и характер спешности. Желающие работать записываются у него, указывая, какое время они будут работать и в какие часы; запись на работы кончена, комтруд удовлетворён — он несёт список дежурному воспитателю, а его место занимает компрос: у него каждый должен отметить, в каком каби­нете и сколько времени каждый будет заниматься. Все это проходит быстро, потому что привычно, и компрос через час сообщает каждому воспитателю, кто у него будет в кабинете, а тот уже знает, какие работы на оче­реди у каждого из детей, и, предвидя это, готовится к завтрашнему рабочему дню» (стр. 72).

«Таким путём удалось создать внешне свободную, но внутренне спаянную трудовой дисциплиной работу де­тей. Оставалась одна задача — объединить работу в известном единстве. Это было достигнуто путем еже­дневных коротеньких собеседований воспитателей о ра­боте следующего дня, которые получили у нас название «тридцатиминутников»... В конце же каждой недели бывает более длительная беседа, во время которой каждый дает обзор своей недельной работы, говоря о своих впечатлениях и пр. Этим достигается то, что каждый воспитатель точно знает, что делает другой, приспособляет свою работу к его работе, и потому из отдельных сторон этой работы получается нечто целое» (стр. 73).

«Общий план работ на более или менее длительный период вырабатывается всеми сообща и по существу. Каждый должен разработать определённую сторону еди­ной работы, чем всей воспитательной работе школы и было обеспечено полное единство» (стр. 73).

В книжке имеется ещё масса материала — интересно очень освещён вопрос о связи с населением и пр., рас­сказывается многое из жизни школы, показывающее, как необычайно богато развёртывается жизнь этой дет­ской республики — «школы-коммуны»

Крупская Н.К. ПСС, т.4, 1922 г.

1) Читая в 1932 г. описание работы детей в школе-коммуне в селе Винодельном, читатель может задаться вопросом, не пахнет ли тут дело «методом проектов», бригадной системой, снижением роли учителя. Надо помнить, что дело происходило в 1921 голодный Год. Тогда в детских домах были сгружены дети разного возраста и разной образовательной подготовки.

Вопрос налаживания хозяйства школы был в то время вопро­сом жизни или смерти. Тот, кто бы стал в то время, в тех усло­виях требовать строгого расписания часов, предметного препода­вания по строго установленной программе, был бы смешным бюро­кратом, существом в футляре. Того, что мы можем требовать от школы в 1931/32 г., нельзя было требовать в 1921/22 г., хотя надо сказать, что школа-коммуна в селе Винодельном не только не упускала из виду воспитательных и учебных целей, но имела в этом отношении громадные успехи. — Прим, автора.