Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«С 11 лет не выпускаю ружья из рук»: последний таёжный рыбак-охотник, оставшийся один у реки Вах

Осенние дни в тайге кормят всю долгую северную зиму… Жизнь Виктора Тимофеевича, как и многих мужчин народа ханты, прошла в лесу. Родился, вырос, охотился и рыбачил. Ушёл на пенсию тоже из рыбаков. И пока есть силы – всё своё время проводит в тайге. Ведь другой жизни он себе и не представляет. Когда-то в лесах у реки Вах в ХМАО жили люди с оленями, но суровая местность внесла свои коррективы. Часть стад уничтожили волки, остальные сами разбежались по тайге. Старики давно отдали Богу душу, а молодые разъехались кто куда. Вот и остался Виктор один. В трудовой книжке профессия мужчины записана как «рыбак-охотник». С 11 лет он с ружьём наперевес ходил в лес добывать зверя. – Двадцать восьмой калибр, одноствольный, курковый, – описывает Виктор детство, будто это было вчера. – В основном, мама с этим оружием охотилась. Рядом с домом дичь увидит – и стреляет. Сейчас уже ходить одному боязно – силы не те. В просторной деревянной избе есть место для всего: кровать у окна, стол, куски брёвен, зам

Осенние дни в тайге кормят всю долгую северную зиму… Жизнь Виктора Тимофеевича, как и многих мужчин народа ханты, прошла в лесу. Родился, вырос, охотился и рыбачил. Ушёл на пенсию тоже из рыбаков. И пока есть силы – всё своё время проводит в тайге. Ведь другой жизни он себе и не представляет.

Когда-то в лесах у реки Вах в ХМАО жили люди с оленями, но суровая местность внесла свои коррективы. Часть стад уничтожили волки, остальные сами разбежались по тайге. Старики давно отдали Богу душу, а молодые разъехались кто куда. Вот и остался Виктор один.

В трудовой книжке профессия мужчины записана как «рыбак-охотник». С 11 лет он с ружьём наперевес ходил в лес добывать зверя.

-2

– Двадцать восьмой калибр, одноствольный, курковый, – описывает Виктор детство, будто это было вчера. – В основном, мама с этим оружием охотилась. Рядом с домом дичь увидит – и стреляет.

Сейчас уже ходить одному боязно – силы не те.

В просторной деревянной избе есть место для всего: кровать у окна, стол, куски брёвен, заменяющие стулья, металлическая печь. Прямо на потолке ещё одно окно – хороший источник света. Виктор открывает дверь, и перед глазами предстаёт потрясающий вид на осеннюю тайгу со всей присущей этому времени года палитрой.

-3

Проснувшись утром, северянин подбрасывает дрова в печь и разжигает во дворе костёр – обязательно нужно выпить чаю, чтобы согреться и взбодриться. После завтрака в планах проверка сетей. До зимы осталось всего ничего, нужно успеть сделать запасы.

– Рыбки поймаем – пожарим. А сейчас так поедим, – говорит он, нарезая толстые ломти хлеба.

-4

Пока Виктор трапезничал, начался дождь. Пришлось подождать, пока распогодится.

Пёс побежал в лес вперёд хозяина. Заметил на ветке белку и принялся безостановочно лаять. А что ему остаётся – грызун забрался слишком высоко. Сидит себе спокойно.

Потеряв интерес, собака убежала к берегу наблюдать за катером Виктора. Он установил сети и, чтобы не терять времени в ожидании улова, направился искать ягоду. Здесь и брусника, и клюква, и черника с голубикой растут. Пока срывал красные бусины, где-то вдалеке сзади пробежали лоси.

-5

– Раньше собирали на продажу – план ставили колхозы. Нам заказывали. Как-то «Буран» перевезти хотели, и нам говорят: «Приготовьте ягоду – два ведра клюквы. Денег не надо – только клюкву».

-6

Техника давно устарела – зимой Виктор собрался доставить новый «Буран». Пока пользуется тем, что есть. На воду спускает катер, садится на нос и гребёт веслом – привык уже так перемещаться.

-7

– Рыбачили всегда на дорожки. Мы на долблёнках, на брусах ездим, таскаем, по-хантыйски. На спиннинг мы и не рыбачим. Мужики привезли, дали мне. Кинул, а крючок за капюшон зацепился. Палка дёрнулась и резко в реку улетела, а спиннинг у меня на капюшоне остался. Вот бы посмеялись.

И всё-таки приловчился – добыл хорошую щуку. И в сети попалось несколько.

-8

Впереди ещё есть дела. Виктор отправился за глухарями – вдруг улыбнётся удача.

– Я с уток начинал. Сяду на долблёнку и поехал. Люди рыбачат, а я охочусь. Привезу с десяток уток – соседям отдадим, часть мама себе оставит, сварит. В деревне, рыбацком стане, построенном в послевоенное время, много народу жило.

Глухаря на макушке дерева заметил быстро. Теперь бы не промахнуться – попытка всего одна.

-9

Выстрел – и птица падает на землю. День выдался продуктивным: и ягоды набрал, и рыбка попалась, и мяса добыл.

-10

– Охоту уже бросаю. Всё, хватит бегать по лесам.

Возраст даёт о себе знать. Нет уже былой скорости и энергии. Всё даётся с трудом. Но жизнь в тайге – штука сложная, а потому приходится раз за разом возвращаться в лес. Природа кормит.

Перед возвращением на свою опушку северянин успел набрать два ведра шишек. Теперь можно и домой, где ждёт еда и горячий чай.

-11

– Мы зимой сюда приезжаем. Печку растапливаем – тепло. Сети проверили – вернулись погреться – потом снова к реке. Сюда и лоси подходили. На избушку посмотрели, развернулись и ушли обратно.

-12

Нынче мужчина уже добывает рыбу исключительно для себя и собаки.

– Сейчас и сети запрещают. Но пока националом разрешено, продолжаю ставить.

-13

Так и проходят недели и годы. Рыбалка, охота, сбор даров природы – из этого состоит основная часть жизни северян, поселившихся вдали от цивилизации. Спокойно, тихо, в труде и движении.

– Прогулялся по лесу. Глухаря добыл, косача добыл, ягоды набрал, рыбу поймал. Всё – многого мне и не надо. Не пустой – не пустой.

-14

Время близится к ночи. Надо переодеться, умыться и поужинать. А там пора и на боковую – нужно восстановить силы, ведь завтра ждёт ещё один насыщенный день…

-15

Друзья, если вам нравятся истории о силе человеческого духа и необычных поворотах судьбы, на канале «Ямал-Медиа» мы ежедневно рассказываем удивительные случаи, произошедшие в реальности. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи и видео.

Читайте также: