Глава ✓278
Начало
Продолжение
Как же всё-таки сильно отличается жизнь мещан и людей служивых от жизни аристократии.
Не только в Англии и Росси, а, пожалуй, и по всей в Европе представители высшего света во время светского Сезона, начиная с поздней осени и до весны просыпаются к полудню, а то и позже.
Как иначе, когда домой попадаешь не затемно, а с первыми лучами зари. От хорошего крепкого сна и цвет лица замечательный, и глаза сияют, и нрав кроток.
Оттого с утра пораньше слуги по господскому дому бегают на цыпочках, в носках, чтобы стуком подошв обуви своей ненароком господ не потревожить. В данном случае - госпожу графиню. Да только Марья Ричардовна привыкла с петухами вставать, дабы мужа, как положено хорошей супруге, на службу государеву проводить. Вот и теперь проснулась спозаранку и, не чинясь, дёрнула сонетку, вызывая горничных.
Девушка в милом чепчике и красивом лазоревом сарафане прибежала, смешно шлёпая по наборному паркету голыми пятками, с тазом, кувшином тёплой воды для умывания и рушником, вышитым красными петухами.
- Барыня графиня ещё почивать изволят, - тараторила она громким шёпотом. - Почитай, всего два часа, как с приёма возвратиться изволили, чаю откушать не пожелали, сразу спать легли.
К полудню вчера велели баню топить, веники берёзовые и пихтовые приготовить. Вы, барыня, какими вениками париться предпочитаете? - слова сыпались из рта служанки, как горох из дырявого мешка.
Тараторя, она приготовила всё для умывания и держала кувшин наготове, чтобы слить на руки гостье.
- Дубовыми. Есть у вас дубовые веники?
- Да как же не быть, барыня?! Вестимо, есть! И даже редкость изрядная - ефкалиптовые. Барыня, когда простужены да в груди у их теснение, только ими парить велят.
- И квас есть?
- И квас, и взвары медовый, малиновый и облепиховый, есть морсы: брусничный, клюквенный, морошковый. - Красуясь и хвастаясь, девушка явно гордилась богатством дома, в котором служила. - Барыня всегда на льду их держать велят, любят холодненькое.
- А чаю сейчас приготовить сможешь? За проворность денежкой награжу.
- Чай спроворить - дело нехитрое, - и девушка улыбнулась, сверкнув отличными зубами. - И за мзду обещанную спасибо. А только за то, что денежки у гостей получаем, нам потом на конюшне горячих отсыпают. Так что спасибо, барыня, на добром слове. Вы лучше меня перед Митрофаном Григорьичем похвалите - вот и довольно.
И, подхатив таз с мыльной водой, убежала, сверкая пятками, чтобы вернуться с подносом, на котором стоял небольшой, на пару чашек, самоварчик - эгоист, розетки и вазочки с маслом, вареньем и сластями, коржиками и пастилой, корзинка с поджаренным хлебом, отварное яйцо на подставочке.
Накрыв стол, девушка встала за стулом госпожи Лариной, готовая услужить, но не попадая в поле зрения завтракающей, дабы не смущать её вниманием своим.
- Расскажи-ка мне милая, а какого цвета у барышни платья для Сезона приготовлены? - И улыбнулась, заметив, как напряглась горничная. - Не переживай, ничего дурного я Анне Алексеевне не желаю. Я сюда прибыла, чтобы помочь ей с туалетами и украшениями, она, как я понимаю, решила для себя твёрдо жениха себе более не искать. А это требует совершенно нового гардероба. Вот этим я и займусь.
- Ежели барыня решит, она сама обо всём распорядится, а мне болтать лишнего не с руки. - пряча глаза, ответила горничная.
После завтрака Мэри занялась привычной работой, благо, всё необходимое привезла с собою. Отвлеклась только, когда её пригласили к графине.
Всех нас объединяет баня!
В мыльной пене, в жарком паре сложно сохранять высокий дворянский гонор.
Две крепкие банщицы, разложив на полках двух дворянок: русскую и англичанку, то охлопывали их распаренными пышными вениками, то окатывали из шаек ледяной водой, то разминали мышцы так, что хотелось плакать. Уставшие и разомлевшие, расположились отмытые до скрипа барыни в предбаннике, кто морсом побаловаться, кто квасом. Вот тут и начался истинный допрос.
- Скажите, Мэри Ричардовна, а правда ли, что супруг ваш награждён был Анной четвёртой степени? В столице рассказывают невероятные чудеса: якобы он отбил жену посла бразильского у пиратов, которые её пыткам подвергали. Сам при этом ужасные увечья получил, но даму спас.
- Михаил Васильевич награждён был за то, что спас из огня супругу иностранного дипломата, судно которого стояло на рейде. Что-то там случилось фонарём корабельным, платье на даме вспыхнуло. Так Михаил Васильевич вместе с домою за борт сиганул, прямо в волны Финского залива. Немного обгорели оба. А вот от платья посольской жены ничего не осталось.
Хохот Анны Алексневны отзывался нежным перезвоном в хрустальных подвесках люстры.
- Уж чего только молва не придумает! Неслыханно, чтобы чиновник в мирное время боевой орден получил. Вот и объяснений напридумывали сказочных. Откуда, справшивается, на рейде пираты? Их уж лет 100, как всех перевешали. Да и зачем бы разбойникам даму благородную мучить, как будто простых баб на свете нет? С дворянками принято обращаться уважительно, даже если чуток пограбят на большой дороге. А в ином случае облава, как на зверя дикого и казнь мучительная - до ареста и суда не доживёт.
Для вас, Мэри Ричардовна, названия наших орденов ничего не значат, а для людей служивых наличие "клюквы" на мундире гражданского чиновника говорит многое. О подвиге по меньшей мере!
- Ах, Анна Алексеевна, а что говорят об Анне третьей степени?
- Так вот откуда звание потомственного дворянина! - и графиня развела руками, - стало быть, вы супруга истинного героя Отечества. Не всякий офицер может похвастать наличием двух "аннушек". Смею вас уверить, что для супруги кавалера ордена святой Анны на Москве будут открыты двери в самых благородных домов.
Увы, минувшая война изрядно проредила мужскую часть дворянского сообщества России, и девицам стоит большого труда найти себе суженых. Ваша работа в иных обстоятельствах вызвала бы толки и пересуды, но жене гражданского чиновника, имеющего "клюкву" и Анненский крест, позволено будет и в драгоценные сундучки заглянуть, чтобы переворошить драгоценности столетний давности, и высказать своё мнение о туалетах.
И тут уж я буду в первых рядах. Служить, так сказать, лицом ваших умений. Вашу свободную жемчужную нить с сапфирами уже оценили на вчерашнем бале. Я надеюсь, что завтра вы составите мне компанию на бале в Дворянском Собрании, я хочу вас кое с кем познакомить.