Найти в Дзене
Морская коллекция

Второй фронт. Джентльмены повышают ставки

Устоявшееся выражение "англо-саксы", хотя и имеет под собой глубокое историческое основание, все-таки "кровь гуще воды"(с), но не может в полной мере охватить всю гамму взаимоотношений между метрополией и бывшей колонией. В значительной части интересы Британии и Америки совпадают, а элиты обеих государств переплетены многочисленными родственными и деловыми связями, но не надо забывать и об эгоистичных интересах истеблишментов, которые часто прямо противоположны. Америка, например, стала основным разрушителем классической Британской империи, а Британия, в свою очередь,"гадила" не только нам, но и "исключительным". В общем, взаимоотношения двоюродных кузенов- зрелище крайне нескучное. На родственные конфликты накладывались также последствия внутриполитических коллизий лидеров англо-саксонского мира. Если для нас они все одинаковые, то во внутренней кухне республиканцы и демократы, консерваторы и лейбористы, в разных сочетаниях дают весьма интересные нюансы. Для нас, в последние годы, п
Оглавление

Устоявшееся выражение "англо-саксы", хотя и имеет под собой глубокое историческое основание, все-таки "кровь гуще воды"(с), но не может в полной мере охватить всю гамму взаимоотношений между метрополией и бывшей колонией. В значительной части интересы Британии и Америки совпадают, а элиты обеих государств переплетены многочисленными родственными и деловыми связями, но не надо забывать и об эгоистичных интересах истеблишментов, которые часто прямо противоположны. Америка, например, стала основным разрушителем классической Британской империи, а Британия, в свою очередь,"гадила" не только нам, но и "исключительным". В общем, взаимоотношения двоюродных кузенов- зрелище крайне нескучное.

На родственные конфликты накладывались также последствия внутриполитических коллизий лидеров англо-саксонского мира. Если для нас они все одинаковые, то во внутренней кухне республиканцы и демократы, консерваторы и лейбористы, в разных сочетаниях дают весьма интересные нюансы.

Для нас, в последние годы, попытка играть на внутризападных противоречиях успеха не принесла. Попытка оторвать Европу от США с помощью экономических связей провалилась. На фоне качнувшейся в сторону изоляционизма Америки именно Европа оказалась нашим самым последовательным противником. Штабом враждебной коалиции оказался, на самом деле, не Вашингтон, а как нетрудно догадаться, Лондон.

Именно британцы перевели спецоперацию в формат войны, именно на их счету организация самых громких терактов и организация подготовки на окраине местных сипаев. Опыт позволяет. Организованные англичанами туземные армии, как правило, на порядок более крепкие, чем те, которые формировали американцы. Все-таки три века опыта...

На британцах лежит подготовка и организация спецслужб независимого и демократического шумерского государства. Все методики работы и технологии тоже из Лондона.

Премьер-министр Великобритании Кир Стармер на саммите Объединённого экспедиционного формирования в мае пообещал уничтожить «теневой флот» России.

На суше, конечно, британцы гораздо слабее, здесь их прокси проигрывают вчистую. Не удивительно, что англичане стремятся перенести центр тяжести на операции в море, где они себя чувствуют "как рыба в воде". Первое время удары БЭКами были довольно успешны, благодаря серьезным недоработкам первых двух командующих ЧФ военного времени. В итоге, основную часть флота пришлось перевести в Новороссийск. Сейчас флот научился уничтожать большинство БЭКов еще в море.

Уже год противник активно работает над открытием второго (морского) фронта. На Балтике и в Средиземном море были подорваны российские суда, потоплен военный транспорт, повреждено несколько танкеров т.н. российского «теневого флота». Теперь наиболее ценные суда сопровождаются кораблями Военно-морского флота.

В конце ноября эскалация вновь началась в Черном море.

Ночью 29 ноября 2025 года в 04-06 мск безэкипажные катера фактически уничтожили выносное причальное устройство ВПУ-2 Морского терминала Каспийского Трубопроводного Консорциума в Новороссийске.

Дальнейшая эксплуатация ВПУ-2 не представляется возможной.

Это уже третья атака инфраструктуры КТК. Каспийский Трубопроводный Консорциум -объединение крупнейших предприятий России, США, Казахстана, и ряда стран Западной Европы. Объем перевалки в 2024 году составил около 63 млн тонн нефти, из них около 74%- доля зарубежных акционеров.

Пока возмутился лишь Казахстан (впервые за время спецоперации Киеву был заявлен протест). Именно его нефть экспортируется через терминал КТК, на долю КТК приходится 80% нефтяного экспорта Казахстана.

Ночью 5 декабря БПЛА был атакован порт Темрюк, где работают шесть экспортных терминалов. В результате налета БПЛА повреждены «элементы портовой инфраструктуры», для тушения пожара привлечены 32 специалиста и восемь единиц техники.

За месяц до того в порту Туапсе обломки беспилотников упали на нефтеналивной танкер, повреждена палубная надстройка, на судне начался пожар. Ночью 14 ноября во время массированного удара по Новороссийску обломки БПЛА повредили нефтебазу комплекса «Шесхарис» («Транснефть»), контейнерный терминал НУТЭП ГК «Дело», причал и одно гражданское судно в порту.

-2

Ночью с 3 на 4 декабря четыре БЭКа атаковали вышку «Сиваш» Голицынского месторождения, но два БЭКа были уничтожены ПТУРами, а два хоть и взорвались прямо у вышки, но безрезультатно.

-3

Один из катеров типа Sea Baby, дрейфующий в 66 км ( 36 морских милях) к востоку от Констанцы, при поддержке судна MAI 1107 был обнаружен и уничтожен военными водолазами EOD ВМС Румынии по запросу Береговой охраны. СБУ, правда, это попыталось опровергнуть.

Портами и вышками дело не ограничилось.

«Нужна помощь! Атака дронов!» —такое сообщение получили турецкие береговые службы 28 ноября. У турецких берегов были атакованы безэкипажными катерами два танкера, которые относятся к так называемому российскому «теневому флоту», осуществляющему транспортировку экспортной нефти, игнорируя западные санкции.

-4

-5
-6
Танкер «Kairos». Фото главного управления морских дел Турции
Танкер «Kairos». Фото главного управления морских дел Турции

Первым в 28 милях от турецкого побережья был атакован танкер Kairos (60 000 регистровых тонн, 2002 года постройки, до августа 2025-KATIUSKA, FILIKON, PAROS ) под флагом Гамбии, следовавший из Египта в Новороссийск.

Bloomberg указывал, что Kairos находится под санкциями Евросоюза и Великобритании. На борту танкера произошел взрыв и вспыхнул пожар. К счастью, судно шло порожняком. Все 25 членов смешанного экипажа были эвакуированы.

Тушением пожара занимались береговая охрана Турции и пожарные суда. Существовала реальная опасность затопления танкера. Судно получило значительные повреждения от пожара в кормовой части и на мостике.

По последним данным турки отбуксировали его к болгарскому побережью, где из-за угрозы новой атаки дронов, бросили. Судно начало тонуть.

-8
-9

-10
-11

Следующим, в тот же день, был атакован танкер Virat (62 330 регистровых тонн, 2018 года постройки, до января 2025- VALOUR и CRUDESUN) в 65 км (35 миль) от побережья Турции, также под флагом Гамбии, следовавший в Турцию. После первой атаки судно получило незначительные повреждения. Позже танкер вновь подвергся нападению, возник пожар. Одна из атак была с помощью БПЛА, другая-БЭКами. По другим данным, атак было три, участвовало 4–5 дронов, первый удар произошел в 17-50, еще два через 15-20 минут и третья атака прошла через 5 часов в 0-30 (БПЛА).

Virat получил небольшие повреждения на правом борту над ватерлинией и задымление в машинном отделении. По другим данным- полностью разрушено румпельное отделение, имеются сквозные пробоины в корпусе румпельного отсека и в кормовых балластных танках.

Его экипаж (20 человек, по некоторым данным, все граждане РФ) был эвакуирован, к месту направлены спасатели.

Главное управление морского транспорта Турции подтвердило, что оба судна подверглись внешнему воздействию (https://dzen.ru/a/aS_dh5mXjixmp5dU).

Шумерские каналы немедленно радостно отчитались:

Відео – бомба! СБУ підірвали 2 танкери «тіньового флоту» рф. За інформацією наших джерел, морські дрони СБУ Sea Baby уразили в Чорному морі два підсанкційні нафтотанкери KAIRO та VIRAT. Це була спільна операція 13-го Головного Управління військової контррозвідки СБУ з ВМС України. Цікавий момент – обидва танкери були атаковані біля узбережжя Туреччини, в їхніх територіальних водах.

«По суднах успішно відпрацювали модернізовані морські дрони Sea Baby. Вони можуть долати великі дистанції та оснащені посиленими бойовими частинами»

То есть нападение на танкеры нейтральных государств в территориальных водах Турции- официальная спецоперация 13-го Главного управления военной контрразведки СБУ. Применялись модернизированные морские дроны Sea Baby.

Это мир, основанный на правилах, а не то, что вы подумали.

Турция выразила озабоченность.

Пресс-секретарь МИД Турции Онджю Кечели:

Мы обеспокоены нападениями, совершёнными вчера (28 ноября), на коммерческие танкеры под флагом Гамбии «KAIROS» и «VIRAT» в Черном море.
Эти инциденты, произошедшие в нашей исключительной экономической зоне в Черном море, представляют серьёзную угрозу безопасности судоходства, жизни, имуществу и окружающей среде в регионе.
Мы продолжаем контакты с соответствующими сторонами, чтобы не допустить дальнейшего распространения и эскалации войны в Черноморском регионе, а также не допустить нанесения негативного ущерба экономическим интересам и деятельности нашей страны в регионе.

Министр энергетики Турции Альпарслан Байрактар призвал усилить меры по защите нефтегазовой отрасли страны после недавних атак на танкеры в Черном море. По словам министра, обеспокоенность Анкары вызывает безопасность не только танкеров, но и газопроводов «Голубой поток» и «Турецкий поток».

«Украинской стороне, в частности, службам безопасности, была заявлена предельно четкая реакция Турции на атаки на суда в Черном море».
-12

-13

2 декабря российский танкер Midvolga 2, следующий из России в Грузию с грузом подсолнечного масла, подвергся атаке беспилотников в 80 милях от побережья Турции. Экипаж не пострадал, помощь не запрашивал. На борту — 13 человек. Двигатели работают, корабль сам идёт в сторону Синопа.

-14
-15
-16
-17
-18

Эскалация не ограничилась Черным морем.

-19
-20
-21

Ночью 27 ноября в 24 километрах от столицы Сенегала Дакара возле танкера Mersin (59 тысяч тонн, 2009 года постройки) под флагом Панамы произошло четыре взрыва. Судно получило пробоину и в машинное отделение поступает вода. Экипаж полностью эвакуирован с танкера. Танкер принадлежит турецкой компании Beşiktaş Shipping, он транспортировал груз нефти или нефтепродуктов из Тамани в Дакар.

«Около 23:45 мск 27 ноября, когда судно стояло на якоре у берегов Дакара в Сенегале, прогремели четыре взрыва снаружи, в результате машинное отделение начало наполняться водой»

Местные СМИ предполагают, что он был атакован у. морскими дронами.

Турецкая компания Besiktas Shipping, владелец нефтяного танкера Mersin, , заявила, что немедленно прекращает все операции с Россией и больше не будет осуществлять рейсы, связанные с Россией.

В официальном заявлении компания подчеркнула, что всегда строго соблюдала международные санкционные режимы, однако после тщательной оценки пришла к выводу, что риски для судов и экипажа стали неприемлемыми. «Поскольку безопасность нашего персонала и активов является нашим главным приоритетом, мы прекращаем все подобные операции»,

Все доступные по этим инцидентам видео вы сможете найти на телеграмм-канале https://t.me/OldGoodNavy.

Таким образом, менее чем за неделю выведено из строя четыре танкера. Общий размер мирового теневого флота оценивается в 670-890 судов, от половины до двух третей его - под российским контролем. Под санкциями США находятся 183 судна, под европейскими около 250.

-22

Но ущерб от пиратства это не только выбытие четырех танкеров, гораздо чувствительнее косвенное влияние на рынок. Некоторые компании, как турецкая, полностью отказываются от рискованных операций, страховые компании повышают ставки, владельцы судов увеличивают тарифы на фрахт, растут зарплаты экипажей за опасную работу. Издержки кратно увеличиваются. В сочетании с новыми европейскими и американскими санкциями работать на рынке экспорта становится тяжелее и малоприбыльнее.

В 2016 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту зерновых (около 40 млн тонн), обогнав по этому показателю США и Канаду. Экспорт нефти и нефтепродуктов через черноморские терминалы превышает 60 млн т в год, а в целом грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна составляет примерно 220 млн т в год, один только Новороссийский морской порт обладает пропускной способностью в 152 млн т грузов, и там не только российское зерно, уголь и нефть, но и казахская, азербайджанская и туркменская нефть. Большая часть экспорта направляется по маршрутам из Черного моря в Средиземное через проливы Босфор и Дарданеллы.
По данным за октябрь через порты черного моря Россия экспортирует около 700 тыс баррелей/сутки нефтепродуктов и 400 тыс б/с нефти. Это в моменте по последним данным. А в целом по году это примерно 30-35% морского экспорта нефти и примерно 50-55% морского экспорта нефтепродуктов.

Черноморская торговля обеспечивает значительную часть российского экспорта. Ситуация симметрична 1914 году, когда вступление Турции в мировую войну на стороне Германии привело к коллапсу внешнюю торговлю России.

Сейчас ситуация несколько лучше. Но Балтика- не менее рискованный регион, где противник уже отрабатывает варианты морской блокады Петербурга и Калининграда. Остаются Север и Дальний восток. Северный морской путь. Но половина экспорта- в зоне риска.

Последствия 2022 года, когда перераспределение сил с Донбасса на юг позволило бы решить все проблемы Причерноморского региона за месяц.

Экономика Незаможней зависит от морского транспорта еще больше и переход к пиратству объясняется безвыходностью положения киевской диктатуры, "хуже не будет".

Морская торговля и экспорт сельхозпродукции дают У. примерно 1,9% ВВП. С начала 2025 года морской коридор обеспечил перевозку более 25 млн тонн грузов, в том числе более 15 млн тонн зерновых и до 30% экспорта металлопродукции. Для агропродукции морской путь-практически единственный, ибо Польша и Румыния не позволяют вывозить то же зерно по своим дорогам. Но сейчас проблема не такая острая, основную часть урожая уже экспортировали в сентябре-ноябре.

Шумеры идут ва-банк, конечно не сами, решение, разрешение и оргвопросы- это прерогатива Лондона. Причем мандат выдан на весь Мировой океан и без исключений. Теракт у берегов Сенегала, атака судна турецкой компании и терминала международного консорциума это подтверждают. Бьют не по паспорту, а по реальным проблемам.

Задача- выбить логистику российского экспорта на самом уязвимом направлении.

На достигнутом оно не остановится, эскалация будет продолжаться. Эти удары по танкерам не случайный эпизод, а начало новой фазы противостояния на море.

Вопрос в масштабах. Они могут действовать постепенно, выбивая танкеры и терминалы постепенно и неотвратимо, повышая болевой порог с переносом красных линий. Могут довести до тотального схлопывания морской торговли в регионе.

С матчастью особых проблем нет, морские дроны производятся шумерами самостоятельно, но могут и поступать из европейских стран как по суше, так и по морю. При этом атаки в южном и восточном секторах Черного моря требуют либо баз в Турции и Грузии, либо достаточного количества плавбаз, в роли которых могут выступать и, наверняка, сейчас используются "гражданские суда".

А вот для нас выбор ответной стратегии весьма сложен. Особенно в парадигме избегания эскалации и стратегии переноса красных линий все дальше и дальше в тыл.

Тем не менее, некоторый ассортимент действий набросать можно.

1. Кардинальное решение проблемы. Освобождение Николаева и Одессы. С учетом необходимости форсирования Днепра и отсутствия десантных возможностей -задача на год в самом идеальном случае.

2. Договорнячок или peace deal. Не решает абсолютно ничего, ибо террористические атаки на суда и порты будут продолжаться как ни в чем не бывало.

3. Режим "отморозки". Здесь весьма обширный репертуар- можно удивленно созерцать, как БЭКи Sea Baby (их клоны) топят десяток британских танкеров в Ла-Манше. Можно испытать "Посейдон" в Северном море и слегка ошибиться с расчетами, потом принести извинения. Можно еще много что... Например, бить по голове противника, а не по его палке. Но мы не такие(с).

4. Конвоирование торговых судов. Только по Черному морю или туда и обратно? Сколько у нас для этого кораблей? А если туда и обратно-то как быть с босфорским ниппелем? Обратно то не вернешься. Нереально.

5. Режим полной блокады. Минные поля, прикрытые дежурством подводных лодок, бесполетная зона по максимуму. Полная декоммунизация портов на 10 км в глубину. Любое судно в зоне блокады -законная цель как потенциальный носитель БЭКов. Жесткость мер- по усмотрению и обстоятельствам. Конечно под вой голодающих африканских детей, которые без шумерского зерна жить не смогут. А что, прошлый раз прокатило, ирландские коровы может даже поблагодарили.

Один демонстративно эффектный удар заменяет сотню эффективных.

6. Жалобы в ООН, Юнеско и Спортлото, объявление террористами и пиратами. Надо исключать страну-террориста из IMO (Международной морской организации) и подавать иски за нападения на гражданские суда. Надо. Для фона.

Самый же неудачный вариант-потерпеть и само рассосется. Не рассосется.

Вообще с пиратством всегда боролись радикально, пиратов на рею, Тортугу-в огонь.

Главнокомандующий уже назвал пиратство пиратством и предложил решение -«Самый радикальный способ — это отрезать У. от моря, тогда и невозможно будет заниматься пиратством в целом в принципе». См. п.1. Но с учетом необходимого на него времени, без п.5 не обойтись.

Логично и п.6 максимально использовать, пиару нам категорически не хватает.

Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник

Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник

Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам