Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 1021. Москва меняется. Эпизод 26

12 декабря 2025 года/ Новости культуры: «Садовая лопатка» установлена вместо «Большой глины № 4», уличные художники у Курского вокзала занялись абстрактным искусством, оформление новых станций Троицкой линии метро знакомит с автомобилями ЗиЛ, крымскими пейзажами и историей отечественной науки, галерея «Власть» на Покровке приглашает на бесплатные выставки, после реставрации открылся кинотеатр «Родина», в котором «кина не будет». «Садовую лопатку» создал в 2001 году американский мастер поп-арта Клас Олденбург совместно с супругой Кошье ван Брюгген для выставки в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Позднее совочек оказался в частной коллекции и временно экспонируется на Болотной набережной по инициативе Дома культуры «ГЭС-2». Автор говорил о своих работах как о «милых и глупых, как сама жизнь». Садовый инвентарь вытеснил с набережной арт-объект швейцарского художника Урса Фишера под названием «Большая глина № 4», но поклонникам «Глины» не следует огорчаться - композиция осталась в Москве

12 декабря 2025 года/

Новости культуры: «Садовая лопатка» установлена вместо «Большой глины № 4», уличные художники у Курского вокзала занялись абстрактным искусством, оформление новых станций Троицкой линии метро знакомит с автомобилями ЗиЛ, крымскими пейзажами и историей отечественной науки, галерея «Власть» на Покровке приглашает на бесплатные выставки, после реставрации открылся кинотеатр «Родина», в котором «кина не будет».

-2

«Садовую лопатку» создал в 2001 году американский мастер поп-арта Клас Олденбург совместно с супругой Кошье ван Брюгген для выставки в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Позднее совочек оказался в частной коллекции и временно экспонируется на Болотной набережной по инициативе Дома культуры «ГЭС-2». Автор говорил о своих работах как о «милых и глупых, как сама жизнь».

-3

Садовый инвентарь вытеснил с набережной арт-объект швейцарского художника Урса Фишера под названием «Большая глина № 4», но поклонникам «Глины» не следует огорчаться - композиция осталась в Москве и перемещена в штаб-квартиру НОВАТЭК на Ленинском проспекте.

-4
-5
-6

Уличная галерея НЕТСТЕН расположена вдоль железнодорожных путей возле Курского вокзала. Центр современного искусства Винзавод совместно с Москомархитектурой провели здесь в уходящем году две выставки: «Фигура речи» была построена на «абстрактном фигуративе как средстве коммуникации», а сменившая её «Городская ось» показывает иллюзорные изображения, пересекающиеся с окружающей средой.

-7

Вряд ли подобные концептуальные высказывания художников близки широкому кругу горожан - предыдущие граффити выглядели куда более выразительно и эмоционально. Зафиксируем на память изображения, которые весной будут закрашены и на их месте появятся новые произведения девятого сезона НЕТСТЕН. В создании выставок 2025 года приняли участие художники STFNV (Артём Стефанов), DYOMA (Александр Дёмкин), JoN (Евгений Малышев), IMA, 0331с, Гриша, Shozy, Никита Dusto и Андрей Adno.

-8
-9
-10
-11

На Покровке, 21-23 привлекло внимание не граффити в подворотне, а загадочный технический артефакт на фасаде - штурвал явно почтенного возраста, закреплённый между двумя водосточными трубами. История появления штуковины осталась неизвестна, говорят, что её установили лет пятнадцать назад.

-12
-13

Соседнее владение (Покровка, 27) принадлежало в XIX веке чаеторговцам Боткиным. В основе главного дома лежат старинные палаты, а нынешний облик здание обрело после реконструкции по проекту архитектора Александра Каминского. В одном из дворовых флигелей работала «боткинская галерея» с тремя «картинными комнатами», которые мог осмотреть любой желающий. Известно, что галерею посещали Лев Толстой, Иван Крамской и Афанасий Фет.

-14

В наши дни помещения бывшей городской усадьбы Софьи Боткиной сдаются в аренду и, помимо прочего, здесь недавно открылась художественная галерея «Власть» с творческой мастерской. Антураж напоминает о дореволюционном прошлом, возможно, под этими старинными кирпичными сводами XVII века находилась кладовая или склад. По совпадению, в галерее «Власть» тоже три «картинные комнаты», в которых под кураторством художницы Александры Власовой постоянно обновляются экспозиции живописных полотен, графики, плакатов. Вход на выставки бесплатный.

-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

«А чё это вы здесь делаете, а? Кино-то уже кончилось!» - на Семёновской площади открылся после пятилетней реставрации кинотеатр «Родина», но киносеансов в нём больше не увидите. Здание, построенное в 1938 году по проекту архитекторов Якова Корнфельда и Виктора Калмыкова в стиле постконструктивизма, будет использоваться в формате культурного центра для посетителей любого возраста: на первом этаже уже работает библиотека, здесь же будут постигать компьютерную грамоту участники проекта «Московское долголетие», предусмотрены лекторий, кафе и детский художественный класс. На втором этаже молодёжь занимается в танцевальном зале, а выше оборудована репетиционная база со студией звукозаписи. Пока здание выглядит пустынным - в отличие от других районных центров «Место встречи», в «Родине» не планируется открывать торговые точки.

-24
-25
-26
-27
-28

Следующие несколько фотографий сняты десять лет назад по согласованию с девелоперами ADG вскоре после принятия решения о реконструкции здания.

-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36

Реставрация проведена аккуратно, заметно освежился фасад, внутри преобладают светлые тона, сохранены исторические детали - наливные полы, колонны с затейливыми капителями, светильники. На стендах в фойе представлена история кинотеатра со старыми фотографиями и любопытными фактами. Есть вероятность, что в тёплое время года крыша, как в ранние советские годы, будет использоваться в качестве смотровой площадки. Будет ли воссоздана на крыше скульптура «Защитник дальневосточных рубежей», памятник пограничнику Никите Карацупе и его псу Индусу, - неизвестно.

-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43

На библиотечных стеллажах преобладает литература, так или иначе имеющая отношение к кинематографу,- биографии актёров и режиссёров, мемуары, фотоальбомы, повести и романы, ставшие киносценариями. На полках можно встретить старые издания из советских фондов с раритетными штампами библиотек Сталинского района.

-44
-45
-46

Сегодня обновлённый кинотеатр «Родина» оставляет приятное впечатление. Имеет смысл заглянуть сюда весной, когда в полном объёме заработают культурные проекты, ну и на крышу хотелось бы подняться.

-47

Запуск движения по третьему пусковому участку Троицкой линии Московского метрополитена «ЗИЛ» - «Крымская» - «Академическая» - «Вавиловская» (другие станции Троицкой линии уже были ранее представлены в проекте «Город на память») состоялся 13 сентября и был приурочен к празднованию Дня города. Все новые станции креативно оформлены и имеет смысл ознакомиться с их интерьерами.

-48

Дизайн зала станции «ЗИЛ» ожидаемо посвящён истории Завода имени Лихачёва (изначально - Завода имени Сталина). Цветовая гамма выглядит стильно, светильники горят, как фары автомобилей, на колоннах увековечены выдающиеся автозаводцы, а на путевой стене с одной стороны установлены панно с изображением зиловского конвейера в разные годы.

-49
-50
-51
-52

Такие панно вполне можно отнести к жанру соцреализма, если бы не финальный карикатурный эпизод, выполненный с нарушением пропорций и молодыми рабочими, похожими на гопников. А ещё всю композицию портит ряд светильников, перечёркивающий картину.

-53

На «Крымской» о морской романтике напоминают круглые светильники-иллюминаторы и несколько небольших панно, посвящённых Черноморскому флоту, пионерскому лагерю «Артек» и живописным окрестностям, которые полюбились кинематографистам. Из первоначального проекта были вырезаны парящие светильники «чайки-паруса» и две большие художественные композиции «Крым — связь времён от античности до наших дней». Значительную часть платформы занимает чёрная пристройка с эскалаторами, из-за чего зал кажется тесным и тёмным.

-54
-55
-56
-57
-58
-59

На «Академической» художники расстарались на славу - по обеим путевым стенам можно изучать историю российской Академии наук от великих учёных петровских времён до создателей космических кораблей.

-60

Путешествие по эпохам может озадачить пассажиров, несведущих в истории отечественной науки. Наверняка все узнают портреты Михаила Ломоносова, Константина Циолковского и Сергея Королёва, по саженцам в руках легко опознать Ивана Мичурина и Николая Вавилова, по собаке - Ивана Павлова, по окладистой бороде - Дмитрия Менделеева, а по модели атома - Игоря Курчатова. А ещё на декоративных панелях изображены десятки выдающихся деятелей, чьи портреты не столь известны, - первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост, математик Леонард Эйлер, геолог Александр Карпинский, путешественник Пётр Кропоткин, биолог Владимир Вернадский, химик Александр Несмеянов и многие другие.

-61
-62
-63
-64
-65
-66

На бирюзовых вставках воспроизведены виды академических зданий Петербурга и Москвы. Портреты учёных выполнены на металле, а остеклённая поверхность пейзажных панелей сильно бликует.

-67
-68
-69

Станция «Вавиловская» в проекте несколько раз меняла названия, она могла бы называться «Площадь 60-летия СССР» или «Улица Строителей». Возможно, из-за этой неопределённости дизайнеры затруднились с тематическим художественным оформлением станционного зала, но изюминка всё же есть: одна стена почему-то облицована белыми панелями, а другая - чёрными.

-70

В процессе подготовки этого сюжета википедия открыла любопытный факт: на всех четырёх станциях впервые в московском метро в вестибюлях не предусмотрены привычные кассовые окошки с живым кассиром и для оплаты проезда следует использовать билетные автоматы. Во время съёмки эта особенность как-то ускользнула, а постоянные пассажиры новых станциях могут в комментариях подтвердить или опровергнуть заявление википедии.

-71

Среди подвижного состава Троицкой линии были замечены тематические поезда ко Дню города «Москва-878», в которых Совёнок-Реновёнок знакомил пассажиров с градостроительными новостями.

-72

Фотографии: Евгений Чесноков

-73

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

-74

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе

-75

Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»

-76

#городнапамять #москва #история #архитектура #метро #кинотеатрродина #граффити