23 апреля 2022 года/
ГЭС-2, или Трамвайная электростанция, - это одна из старейших московских электростанций, построенная в 1904-1907 годах на берегу Водоотводного канала для снабжения электроэнергией контактной сети городского трамвая. Электростанция проработала сотню лет, пока не закрылась в связи с износом оборудования. В 2015 году выставленное на торги историческое здание приобрёл глава крупной газовой компании Леонид Михельсон, задумавший реконструировать помещения под современное арт-пространство.
Раушская набережная, 10 - трамвай пришёл на смену конке на исходе XIX века и поначалу снабжался электричеством от Раушской электростанции.
Новый вид транспорта быстро развивался, в разных районах города открылись Лубянская, Краснопрудная, Миусская и Сокольническая подстанции, энергии требовалось всё больше. Городские власти сочли удобным разместить ещё одну электростанцию в центре города на Болотной площади на месте старинных винно-соляных складов.
Разборка винно-соляного двора на Болотной площади. 1909 год:
Берсеневская набережная, 16с5 - Центр художественного производства «Своды»
В наши дни воссоздан один из складских пакгаузов водочного завода Смирнова, в котором разместился Центр художественного производства «Своды». Это коворкинг с мастерскими, открытыми для специалистов из самых разных областей, а также для художников-резидентов «ГЭС-2». В советское время в снесённом трёхэтажном дореволюционном здании располагался Главный вычислительный центр Всесоюзного научно-исследовательского института электроэнергетики.
Этапы строительства
За зданием станции высажена берёзовая роща из 620 деревьев.
Болотная набережная, 15к1 - «ГЭС-2 Мосэнерго» (фото 2009 года)
Архитектурное решение здания в неорусском стиле предложил художник Василий Башкиров, техническую документацию подготовили инженеры Михаил Поливанов и Николай Сушкин при участии Владимира Шухова. Главный вход украсила высокая часовая башня. К машинному залу примыкало здание котельной, имеющее некоторое сходство с базиликой. Подземный этаж предназначался для инженерных коммуникаций. На территории также располагались отдельные хозяйственные строения: склад материалов, мастерские, амбулатория. Со временем некоторые элементы декора фасада оказались утрачены, а четыре 62-метровые трубы разобрали в 1941 году во избежание наводки на цель немецких бомбардировщиков.
Часовая башня (фото 2012 года)
Забастовки рабочих во время революционных событий 1905 года притормозили ход строительства и открытие станции состоялось на несколько месяцев позже запланированного срока. Городская центральная электрическая станция (Трамвайная электростанция) была введена в эксплуатацию в феврале 1907 года. Запуску первой очереди турбин предшествовал молебен с участием городских чиновников во главе с Николаем Гучковым.
Закладка центральной электростанции. 1904 год:
Городская центральная трамвайная электростанция. 1910-1913 гг.:
Болотная набережная. 1980-1990 гг.:
Ограда электростанции (стальная решётка 1905 года, архитектор В.Башкиров). 1980-1989 гг.:
На станции были установлены паровые котлы «Финцер и Гампер», турбины «Браун-Бовери», трансформаторы «Вестингауз Электрик». Аббревиатура «ГЭС» обычно подразумевает гидроэлектростанцию, но в данном случае буква «Г» означает «городская, государственная» и её котлы работали на нефти, по трубопроводу поставлявшейся из хранилища у Симонова монастыря.
Центральная электростанция, котельное отделение. 1907-1917 гг.:
Паротурбинный электрический генератор. 1907 год:
В первые годы советской власти электростанция обеспечивала энергией не только трамвайные линии, но и другие объекты системы МОГЭС - Московского объединения государственных электрических станций. В 1925 году Раушская электростанция была переименована в «ГЭС-1 Мосэнерго», а Трамвайная — в «ГЭС-2 Мосэнерго». Впоследствии обе были объединены в единое энергетическое предприятие под общим руководством.
Ещё в 1920-е годы станция стала использовать уголь антрацит, затем прошла модернизацию в соответствии с планом первой пятилетки. Для подвоза угля на территорию провели трамвайные пути. Во время Великой Отечественной войны часть оборудования эвакуировали на восток, на станках выпускалась военная продукция, а несколько оставшихся котлов топились дровами и мазутом. Уже в первый послевоенный год после ввода в эксплуатацию газопровода Саратов-Москва станция переключилась на природный газ.
Несмотря на периодическую замену котлов, трансформаторов и турбогенераторов, модернизацию очистных сооружений и прочего оборудования ГЭС-2 выработала свой ресурс. В связи с выросшей стоимостью производимой электроэнергии городские власти в 2006 году приняли решение закрыть предприятие и построить по соседству современную станцию «Берсеневская».
Болотная набережная, 15с10, 15с11 - электрическая подстанция «Берсеневская» возведена на месте служебных зданий Мосэнерго. «Берсеневская» обеспечивает энергией многочисленные объекты в центре Москвы, в том числе совсем новые — парк «Зарядье» и строящиеся жилые комплексы. Установленное на подстанции высокотехнологичное оборудование четырёх классов напряжения позволило не только в несколько раз сократить производственные площади, но и создать запас мощности на будущее.
Трансформатор — сердце подстанции, если коротко, трансформатор принимает большое напряжение, понижает и раздаёт потребителям.
КРУЭ — комплектное распределительное элегазовое устройство, его можно сравнить с мозгом подстанции. Это совокупность измерительных аппаратов, предназначенных для коммутации электрической цепи, распределения и контроля электроэнергии.
Система управления: автоматика регулировки напряжения, релейная защита и другие устройства.
Автоматизированное рабочее место — подстанция «Берсеневская» управляется всего одним дежурным сотрудником.
А историческое здание оказалось во владении фонда V-A-C бизнесмена Леонида Михельсона и получило шанс начать вторую жизнь уже в качестве выставочного пространства под названием Дом культуры «ГЭС-2». Прочие служебные строения ГЭС-2 дореволюционного и советского периода были снесены. После демонтажа оборудования инвестор перестроил внутреннее пространство под современные задачи: в здании открылись несколько выставочных залов, библиотека, кафетерий, студии, аудитория на 350 мест. Стеклянная крыша обеспечивает естественное освещение машинного зала, а восстановленные трубы используются для вентиляции. Руководил реконструкцией здания итальянский архитектор Ренцо Пьяно, про которого говорят, что он изменил представление о современном музее.
Строительные работы (фотографии 2019-2020 годов)
Первым арт-объектом стала композиция швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4», вызвавшая неоднозначную реакцию москвичей.
Торжественное открытие Дома культуры «ГЭС-2» состоялось в начале декабря 2021 года. За прошедшее время в интернете не попадались какие-либо негативные отзывы о новой арт-площадке. Посетителям понравилось и само пространство, и бесплатный вход на выставки. Первый сезон оказался непростым в связи со строгими антиковидными ограничениями (в частности, для входа требовался QR-код, подтверждающий прививку от коронавируса), а когда эпидемия пошла на убыль, началась специальная военная операция на Украине и иностранные художники досрочно завершили свои выставки. Впрочем, организаторы предлагают немало других разнообразных познавательных и развлекательных событий.
Технических артефактов из далёкого прошлого здесь совсем мало, что можно объяснить модернизацией предприятия в 1960-е годы, когда дореволюционное оборудование заменялось на современное.
Из окон открываются виды на берёзовую рощу и Дом на набережной.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #гэс2 #домкультуры #электростанция #редевелопмент