Младший сын после посещения психолога ("ради смеха, для эксперимента" - как он сформулировал) сказал мне: "Искусственный интеллект лучше, чем психолог".
Сын уже взрослый, поэтому я ответил:
"Равно, как и резиновая женщина идеальнее, то есть совершеннее, красивее, мягче реальной, живой. Однако твой выбор в данном примере очевиден. Почему? Вопрос риторический, даже если ты и не сможешь сформулировать четкий ответ словами".
***
Человек — это далеко не только его тело и совсем далеко — не его рациональный ум, в котором скапливаются обрывочные слепки реального знания в форме теорий, состоящих из слов и предложений языка.
"Кто знает — не говорит, кто говорит — не знает".
Психология — это не теория, психология — это человек плюс другой человек.
И только когда два живых человека вступают во взаимодействие, в живое общение — происходит нечто, что изменяет обоих.
Как химические вещества изменяются, вступая в химическую реакцию. Других вариантов не существует — только вещество плюс вещество. Плюс некоторые условия, специфичные для конкретных веществ.
В человеческом общении это называют "контекстом".
Продолжая "химическую" метафору, которая (если выйти за рамки механистической науки) является не метафорой, но точным указанием на суть явления), мы видим (если смотрим, а не думаем механистически, переставляя шаблоны, как думает ИИ) - не каждые вещества вступают в реакцию, не любое взаимодействие приводит к изменениям.
Так и не любое человеческое общение ведет к взаимной трансформации.
Парадокс человеческой психологии.
И все-таки любое человеческое общение — изначально, по сути — есть взаимное изменение, трансформация обоих.
Так в чем же парадокс?
В определении понятия "общение".
Помочь измениться можно только человеку, который к этому готов, который вступает во взаимодействие, будучи готов к нему — хочет.
В отличие от химического элемента, человек способен не делать. Иногда это называют свободой воли, имеющей как светлую, так и темную стороны.
***
Сейчас мне действительно некогда писать статьи, нужно сосредоточиться и закончить книгу. Но некоторые наброски - почему бы не выложить "на суд"?
И вот несколько заготовленных иллюстраций к главам книги, авторитетных цитат. Мы это очень любим - подтверждения своих мыслей "сверху". Что не вредно. Главное "не перебдеть", не скатиться в "сотворение кумира".
Юнг. "Психологии нельзя научить"
Психология — это не теория, поэтому психологию нельзя выучить.
«Психологии в целом нельзя научить; ее можно только изучать — изучать на опыте. Ее нельзя изучить по учебникам, ее нельзя передать словами. Она — не только наука, но и искусство жить…
Ее изучают на бирже, в литературе, в религиозных спорах, ночью в бессоннице, при наблюдении за детьми, изучая безумие и гениальность, в любви и ненависти, в путешествиях, в деревне и в городе, в театре и в кабаках, но прежде всего в беседах с ближними, в разговорах сердца с сердцем. Короче, ее изучают везде и всегда, в любых обстоятельствах жизни». ( Из письма Йозефу Зейфарту 25 февраля 1932 года).
(Нескромно добавлю, что мой прорыв в понимании человека произошел именно во время профессиональной работы на бирже).
Юнг подчеркивал исключительную важность для психолога личного, живого опыта.
«Любой, кто хочет знать человеческую психику, мало что узнает из экспериментальной психологии. Он лучше посмотрит, что такое мир, и тогда поймет, что такое душа. Психика — не из лаборатории, она — из мира». (Из письма М. Ф. Беннетту, 1946)
Об опасности абстрактных теорий:
«Познание психики не может быть чисто академическим занятием. Оно требует от познающего полной самоотдачи, поскольку психическое — это не просто объект, но и субъект познания».
О терапии как диалоге.
«Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть какая-то реакция, изменяются оба». («Практика психотерапии»).
Людвиг Витгенштейн (философ)
«Даже если бы все возможные научные вопросы были решены, наши жизненные проблемы еще вовсе не были бы затронуты». («Логико-философский трактат», 6.52).
Виктор Франкл (один из основателей экзистенциального подхода в психологии)
«Человечность психиатра заключается в его способности разделить страдание своего пациента, а не просто регистрировать симптомы».
Ирвин Ялом (экзистенциальный психотерапевт)
«Терапевт должен стремиться создать новую терапию для каждого пациента» («Дар психотерапии»).
Франц Александер (психоаналитик)
«Если вы лечите двух пациентов одинаково, то одного из них вы лечите неправильно».
Вариант:
«Лечение двух одинаковых больных одним и тем же методом обязательно должно привести к неудаче в лечении одного из них».
***
Юнг был ярым противником «рецептурного» подхода.
«Я должен приспособить свое лечение к пациенту, а не пациента подгонять под мое лечение».
Михаил Бахтин (философ).
«Всякая теория — только подсобное средство, облегчающее понимание и толкование произведения, которое всегда богаче любой теории».
Применительно к психологии "произведение" - это сам человек, который неизмеримо сложнее любой теории, как реальность — неизмеримо сложнее любой карты. "Все модели неправильные".
Альберт Эйнштейн (физик).
«Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию».
Напрямую перекликается с Юнговским представлением о необходимости творческого, целостного подхода к изучению психики. Известно, что Юнг плотно сотрудничал с Нобелевским лауреатом, физиком В. Паули.
Уильям Ослер (отец современной клинической медицины)
«Важнее знать, какой человек болен данной болезнью, чем знать, какой болезнью болен человек».
Парафраз древнего даосского принципа:
"Можно вылечить любую болезнь, но не любого человека".
И более позднего высказывания Гиппократа:
«Лечить надо больного, а не болезнь».
-----------------------------------------------------------------------------------
Приглашаю в свою группу ВК - там чуть больше показов, а, значит, чуть выше вероятность увидеть статьи.
Здесь же каждая опубликованная статья уменьшает количество показов и
подписчиков. Нужно суметь пройти между Сциллой и Харибдой - до
опубликования моей книги постараться не свести количество показов к
пренебрежимо малой величине :)
На комментарии отвечаю.
---------------------------------------------------