Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Последняя серийная СУ-76М

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-76М из коллекции парка "Патриот" Музеи, которые формируются при полигонах, зачастую являются хранилищами уникальных артефактов. На полигонах зачастую остаются не только опытные экземпляры, но и и вполне серийные аппараты, которые проходили, например, ресурсные испытания. Они ничуть не менее интересные, чем опытные машины, поскольку случаи, когда они оказываются последними среди себе подобных, совсем не редкость. Либо же единственными в исходной конфигурации. Динамический показ СУ-76М в мае 2024 года. Такие уникумы, вполне серийные, есть и в Кубинке, где основная экспозиция также формировалась за счет поступлений с танкового полигона. Естественно, на экспозиции, которая находится в Техническом центре парка "Патриот", много опытных машин. Но хватает и серийных образцов, включая и последние. Причем не последние сохранившиеся, а последние серийные. В том числе самая последняя самоходная артиллерийская установка СУ-76М, выпущенная осенью 1945

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-76М из коллекции парка "Патриот"

Музеи, которые формируются при полигонах, зачастую являются хранилищами уникальных артефактов. На полигонах зачастую остаются не только опытные экземпляры, но и и вполне серийные аппараты, которые проходили, например, ресурсные испытания. Они ничуть не менее интересные, чем опытные машины, поскольку случаи, когда они оказываются последними среди себе подобных, совсем не редкость. Либо же единственными в исходной конфигурации.

Динамический показ СУ-76М в мае 2024 года.
Динамический показ СУ-76М в мае 2024 года.

Такие уникумы, вполне серийные, есть и в Кубинке, где основная экспозиция также формировалась за счет поступлений с танкового полигона. Естественно, на экспозиции, которая находится в Техническом центре парка "Патриот", много опытных машин. Но хватает и серийных образцов, включая и последние. Причем не последние сохранившиеся, а последние серийные. В том числе самая последняя самоходная артиллерийская установка СУ-76М, выпущенная осенью 1945 года на ГАЗ им. Молотова.

Отдел реставрации, который занимался машиной.
Отдел реставрации, который занимался машиной.

Нередко создание СУ-76М приписывают Н.А. Астрову, откуда это пошло, неизвестно, но подобная информация выглядит весьма комично. Дело в том, что сначала СУ-12 (СУ-76), а затем СУ-15М (СУ-76М) были созданы КБ завода №38 под руководством М.Н. Щукина. Изначально САУ проектировалась по концепции С.А. Гинзбурга, но далее, после неудачи СУ-12, руководство КБ завода №38 предложило установить моторно-трансмиссионную группу танка Т-70.

Отправка данной машины.
Отправка данной машины.

К этой истории Астров не имел никакого отношения. В это время КЭО ГАЗ им. Молотова занималось своей САУ - СУ-74, имевшей массу отличий от СУ-15. Концепция СУ-74, а затем СУ-74Б/СУ-74Д, оказалась отвергнутой. Вместо этого осенью 1943 года ГАЗ им. Молотова запустил в серию СУ-76М. Максимум, к чему Астров мог иметь отношение - это процесс освоения данной САУ на заводе. В остальном же данная машина является детищем Щукина.

Такой она была в 2000-е годы.
Такой она была в 2000-е годы.

Более того, даже когда летом 1944 года завод №38 был отправлен в Харьков для усиления завода №75, ГАЗ им. Молотова всё равно не стал ведущим заводом по теме СУ-15М. Передали данную функцию на завод №40 (г. Мытищи), где шло развитие конструкции данной боевой машины. На ГАЗ им. Молотова в это время шли попытки более глубокой модернизации СУ-76М, в том числе разработка САУ СУ-85А, а затем СУ-85Б. Впрочем, дальше опытных образцов дело не продвинулось.

Изувечили ее в 60-е.
Изувечили ее в 60-е.

Главной проблемой Астрова в целом и СУ-76М на ГАЗ им. Молотова был сам ГАЗ им. Молотова. Если кто-то забыл, то это автомобильный завод, который до войны выпускал грузовые и легковые автомобили. При этом даже в самый сложный период выпуск грузовиков здесь не прекращался. Осенью 1941 года новая производственная линия по выпуску легковых машин оказалась занята танками, а с весны 1942 года начался выпуск броневиков БА-64 на шасси легковых машин ГАЗ-64.

Особенно стопор орудия по-походному "удался".
Особенно стопор орудия по-походному "удался".

Со второй половины 1943 года на заводе начались крайне интересные процессы. А.А. Липгарт, главный конструктор ГАЗ им. Молотова, начал тихое торпедирование принципиально новых разработок. Среди его жертв оказались, например, САУ ГАЗ-75 (СУ-85А, первая САУ с таким индексом), колесная самоходная пушка КСП-76, затем под нож попали СУ-85А и СУ-85Б. Причины надо искать в статусе завода. Задачу по освоению грузовиков ГАЗ-63 и ГАЗ-51, а также разработку легковой машины ГАЗ-М20, с завода никто не снимал.

Внутри сняли всё, до чего могли дотянуться.
Внутри сняли всё, до чего могли дотянуться.

Поэтому главный конструктор завода старался всеми правдами и неправдами избавить завод от перспектив превращения его в производителя только САУ и броневиков. И нельзя сказать, что Липгарт был неправ. Пока главной продукцией автомобильного гиганта оставались САУ (занимавшие одну из веток конвейера) и бронемашины, ни о каком освоении новых моделей легковых и грузовых машин не шло и речи. Как и о полноценном освоении мотора ГАЗ-11, который шел на самоходки.

А это приборная панель. На родную совсем не похоже.
А это приборная панель. На родную совсем не похоже.

Тем не менее, Астров и КЭО ГАЗ им. Молотова имели прямое отношение к дальнейшей модернизации СУ-76М. 12 января 1945 года состоялось техническое совещание, на котором рассмотрели проекты модернизации боевого делания САУ, разработанные КЭО ГАЗ им. Молотова и заводом №40. В результате более удачной была признана разработка коллектива под руководством Н.А. Астрова. Базировалась она на опыте разработки и постройки опытного образца самоходной установки СУ-85А.

После реставрации.
После реставрации.

Модернизация боевого отделения предполагала, что кормовой лист рубки, а также ее борта, доводились до общей высоты. Это, конечно, немного поднимало боевую массу, но зато резко повышалась защита расчета от флангового огня. Также в кормовой части рубки появлялась перекладина, на которой крепился пулемет ДТ. Таким образом появлялась возможность вести зенитный огонь, а также обстреливать верхние этажи зданий.

Машину постарались привести в порядок.
Машину постарались привести в порядок.

Доработанные СУ-76М стали производить на заводе №40 и ГАЗ им. Молотова начиная с 1 апреля 1945 года. На Великую Отечественную войну данные САУ, естественно, не успели, а вот на Советско-японской войне вполне "засветились". Кроме того, именно эти САУ, коих успели сдать 3454 штуки, стали основными СУ-76М в послевоенный период. Чаще всего именно такой вариант, с "высокой" рубкой, можно видеть на послевоенных снимках и в музеях.

Не идеально, но явно лучше, чем было.
Не идеально, но явно лучше, чем было.

На ГАЗ им. Молотова данные САУ производились вплоть до октября 1945 года. Но уже в мае-июне того же года стали происходить процессы, четко говорившие - САУ в Горьком не место. В это время завод наиболее активно избавлялся от тех конструкторов, которые занимались танкостроением. В том числе завод покинул Астров, который сначала стал главным конструктором московского КИМ (будущий МЗМА), но быстро вернулся к танкостроению, возглавив КБ завода №40.

Деталей явно прибавилось.
Деталей явно прибавилось.

6 октября 1945 года И.В. Сталин подписал постановление СНК СССР №2547-685, согласно которому производство СУ-76М на ГАЗ им. Молотова и заводе №40 прекращалось. Используя задел, в Горьком сдали еще 100 СУ-76М, последняя выпущенная САУ данного типа была оправлена на НИБТ Полигон. Так было угодно сложиться судьбе, что эта машина оказалась единственной СУ-76М, которая сохранилась в Кубинке.

Глушители заменили на подходящие по форме.
Глушители заменили на подходящие по форме.

Модернизации данный экземпляр не подвергался, по крайней мере той, что производится обычно. Но при этом СУ-76М не избежала массовых вмешательств в конструкцию, которые произвели в Кубинке во время эпохи "ходования" экспонатов. Происходило это в 60-е годы и принесло много деструктивного. СУ-76М оказалась одной из тех, которой досталось больше всего. Это касается как внешности, так и внутренностей. По неизвестной причине родной стопор орудия заменили на новодельный, заменили глушители.

Также добавили шанцевый инструмент, а механик-водитель получил перископ.
Также добавили шанцевый инструмент, а механик-водитель получил перископ.

Внутри изменения оказались еще более деструктивными. Всё, что можно было снять в боевом отделении, сняли и выкинули, порезвились в моторном отделении, выкинув много чего родного. Включая и приборную панель. В общем, ценного в данной машине осталось то, что она - последний выпущенный образец СУ-76М. Причем те, кто машину изувечил, до конца свои трудовые подвиги не закончил.

Появился инструмент и на бортах корпуса.
Появился инструмент и на бортах корпуса.

В 2023 году отдел реставрации занялся данной машиной, приведя в порядок, насколько мог. Иногда результаты работ получались спорные, но тут было явно благое дело. Ибо машина придали более-менее нормальный внгешний вид, даже глушители поставили подходящие под исходный облик. Данная САУ теперь находится в ходовом состоянии, увидеть ее можно в Музейном секторе парка "Патриот".

Другие статьи по советским легким САУ:

История ЗИС-30, разработки КБ завода №92, ставшей первым советским истребителем танков

Рассказ о СУ-26, единственном сохранившемся образце САУ данного типа, ныне находящемся в Музее отечественной военной истории

История экспериментального истребителя танков ЗИС-41, разработанного КБ завода №92

История создания легкой САУ СУ-31, разработанной на агрегатной базе Т-60

Опытная самоходная артиллерийская установка СУ-32, прямой предок СУ-12 (СУ-76)

Проект легкой САУ ИС-10 от КБ завода №92

Модернизация СУ-76М завода №40 с крышей боевого отделения

Модернизация СУ-76М завода №40, принятая в серию

Зенитные танки Т-70 (зенитный) и Т-60 (зенитный) конструкции И.В. Савина

Зенитный танк Т-90 разработки ГАЗ им. Молотова, который победил в конкурсе, но не пошел в серийное производство

История зенитного танка СЗУ, вполне удачной машины на базе Т-60, которому так и не суждено было стать серийным

ЗУТ-37 и другие зенитные танки с авиационным вооружением, которые разрабатывались в 1942-43 годах

Грустная и печальная история опытной ЗСУ СУ-11, которая ныне находится в Кубинке и ее вечно путают с ЗСУ-37

История создания легкой самоходной артиллерийской установки СУ-12

История создания самоходных артиллерийских установок СУ-71 и СУ-72 (ГАЗ-71 и ГАЗ-72)

История СУ-76 (СУ-12), первой советской легкой САУ, преодолевшей отметку 500 выпущенных экземпляров

История СУ-15 (СУ-76), опытной легкой САУ, ставшей непосредственной предшественницей СУ-76М

История легкой самоходной артиллерийской установки СУ-15М, принятой на вооружение Красной Армии как СУ-76М

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-76М из коллекции Музея отечественной военной истории

История СУ-57, попытки пристроить 57-мм танковую пушку ЗИС-4 на шасси СУ-76М

История СУ-85А (СУ-15А), попытки усилить вооружение СУ-76М

История СУ-85Б, последнего представителя семейства СУ-76