Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Тамплиеры: От рыцарей-разбойников до рыцарей-ростовщиков

Есть мнение, что полулегендарный рыцарский орден тамплиеров, традиции которого хранятся многими тайными организациями до сих пор, накопил сказочные богатства, добывая серебро в Америке, – задолго до её официального открытия. В Америку же, говорят, тамплиеры свои сокровища и увезли, когда в XIV столетии орден подвергся гонениям. Но это, видимо, редкие мнения, раз даже у меня в комментариях не нашлось желающих их высказать.

О тамплиерах сложено много мифов. Но куда интереснее вопрос, что такое «рыцарский орден» вообще, и почему подобные организации были характерны только для средневековой Европы. В других культурах можно найти аналоги. Например, сохэи – монахи-воины в Японии. Однако, параллели тут весьма поверхностны.

И кстати, «орда» и «орден» – разнокоренные слова.

...Обычно считается, что рыцарские ордена начинают создаваться в эпоху Крестовых походов, но к моменту первой попытки отвоевать Гроб Господень, некоторые ордена уже существовали. Первый из орденов получил официальный статус в конце X веке, корни же явления тянутся ещё глубже – в IX век. И корни эти можно назвать социокриминальными.

Не новостью, как хочется верить, будет сообщение что в рыцарских армиях, среди «рыцарей» – тяжеловооружённых копейщиков на огромных конях, – настоящим рыцарем был лишь каждый пятый. Рыцарь имел золотые шпоры, личный флажок, герб на щите, а главное – землю. На доходы с которой вооружался сам и вооружал своих бойцов: как правило тоже дворян, но безземельных. Максимум, на что мог рассчитывать дворянин не владеющий землей, это служба оруженосцем (в отечественной терминологии «холопом») у более богатого. И не то чтобы по меркам средних веков это была плохая судьба, просто и такой работы хватало не на всех.

Другую же работу дворянин выполнять не мог. Замарать свои руки физическим трудом или торговлей означало страшный зашквар. Пацаны не поняли бы даже того, кто при всём честном народе просто проехался бы не верхом, а в телеге. Соответственно, методом исключения безработный боец выходил на большую дорогу (что понятиям не противоречило).

Банды раубриттеров, пополняемые в том числе и младшими сыновьями и бастардами из, в принципе, состоятельных родов, стали бедствием средних веков. И до тех пор, пока проблема не была решена с появлением регулярных армий, помогали только крестовые походы, в процессе которых контингент естественным образом утилизовался. В отсутствии же похода, жизнь рыцаря-разбойника была короткой и безрадостной. Грабить ему предстояло не алмазы пламенные в пещерах каменных, не галеоны серебряного флота, а преимущественно чужих крестьян. Даже ларьки скрывались за стенами городов.

Но деться с большой дороги было некуда. Духовная карьера оказывалась приемлемой альтернативой только для тех, кто получил хорошее образование. Записаться в монахи без знания (хотя бы) латыни в совершенстве, означало до конца жизни поститься, побираться и выполнять чёрную работу… Кстати, то что европейские рыцари были поголовно неграмотны, – миф. В число «рыцарских искусств», помимо военно-прикладных видов спора (включая плавание и стрельбу из лука), входило и чтение, и даже стихосложение… Но благородными науками овладевали отпрыски богатых семейств.

...Это к вопросу, почему самурай потерявший сюзерена, а значит и работу, часто совершал сеппуку. Просто такой выход из ситуации представлялся ему наименее болезненным. Если же к сути, то естественным развитием идеи кочующей банды, является банда оседлая, – не грабящая, а собирающая дань «за охрану»… Но в Европе для такой трансформации, казалось, не было предпосылок. Ведь, крестьян уже крышевали рыцари-землевладельцы, потеснить которых не было никакой возможности (за ними стояла система!) Горожане сидели за стенами. Купцы… оправляясь из пункта А в пункт Б с ценным грузом, знали на что шли. Вопросы с разбойниками их корпорации решали самостоятельно.

Тем не менее, ещё в IX веке в наиболее развитых экономически регионах Европы появляются «дорожные братства» специализирующиеся на защите паломников. Желающие посетить святыни люди не были организованы и вооружены, зато имели при себе ценности, так что, если скромно одетые, прилично себя ведущие вооружённые люди с безупречной репутацией предлагали составить им компанию в пути, – в обмен на посильные пожертвования, – охотно соглашались.

...Репутация, соответственно, была капиталом братства. В команду не любого брали. Условия работы были жёсткими, – тамплиеры называли себя «бедными рыцарями», – логично предполагая, что признаки презрения бойцов к материальному поднимут их акции в глазах клиентуры. Но вступающих в братство всё устраивало, – так лучше чем коз у мужиков отбивать. Не всем довольны оставались только лидеры.

Проще говоря, «братства» представляли собой ЧОПы. Но охранное предприятие требовалось как-то легализовать. Раубриттеры, ладно, но если с тех же паломников попытаются обобрать слуги местных феодалов? Этих-то валить не вариант. В феодальную же структуру, основанную на землевладении, братства не вписывались. Да и толку-то присягать кому-то из королей, если путь паломников пролегал по территории множества государственных образований?

Методом исключения братства легализовались в рамках экстерриториальной духовной системы. Так Рим получал хорошо вооружённый и самосодержащийся отряд (его, правда, нельзя было задействовать во феодальных разборках), братство же официальный устав, имеющий законную силу воинского устава, и статус. Теперь у «чьих-то слуг» можно было спросить, хотят ли они не просто драки, а драки со слугами Святого Престола.

...Именно с момента легализации в Риме орден становился «рыцарским». До этого настоящих рыцарей в братстве быть не могло. После тоже, но брат ордена, посвящённый не королём, а гроссмейстером, считался рыцарю ровней. Скоро же, когда ордена набрали силу, брат стал котироваться и выше, – вровень с бароном или аббатом.

Силу же ордена набрали во время Крестовых походов. Будучи, по сути, регулярными подразделениями, – привычные к жесткой дисциплине воины жили в казармах, постоянно упражнялись, в том числе и вести бой в строю, даже придерживались диеты, – братства показали себя более боеспособными, чем феодальные армии. Успехи же конвертировались в добычу – золото и землю, позволявшие численность бойцов увеличивать.

После поражения на Ближнем Востоке судьба орденов сложилась по-разному. Тевтонцы использовали накопленный капитал, чтобы создать своё государство в Прибалтике. Самый богатый орден – иоанниты (они же госпитальеры, они же мальтийцы) – на какое-то время подмял торговлю на Средиземном море. Сдувшись, впрочем, потом под гнётом турков и венецианцев. Тамплиеры же, вернувшись в Европу, продолжили работать по специальности. Но уже, – благо средства позволяли, – с эпичным размахом.

Свои средства тамплиеры вложили в бизнес, – очень много, как считается, сделав для развития капитализма в Европе. Во-первых, это был бизнес туристический. Как и раньше, они организовывали безопасные (по меркам эпохи) паломничества, в том числе и в Иерусалим, где и при султанах сохраняли представительство.

Во-вторых, источником дохода стали платные дороги. Тамплиеры обустраивали пути, в том числе обеспечивая путников и ночлегом… не бесплатно, конечно, но это выходило дешевле, так как Орден именем Святого Престола и своим авторитетом сносил на дороге все таможни (включая уже и королевские).

В-третьих, тамплиеры открыли в Европе и Ближнем Востоке 5000 отделений своего банка. Сделав вклад в одной стране, золото по чеку можно было получить в любой другой. Или же служащие сами осуществляли платёж по поручению. Для удостоверения личности тамплиеры, кстати, первыми додумались использовать отпечаток пальца.

Наконец, в-четвёртых тамплиеры занимались ростовщичеством, но тут всё непросто. Ростовщичество было запрещено христианам. Так что, методы напоминали «исламский банкинг». То есть, всё то же самое, но для ростовщического процента придумывалось маскирующее название… Дело пошло так хорошо, что в начале XIV века все в Европе оказались «бедным рыцарям» должны. Французский король – особенно.

...Разгром ордена, у которого при 20 тысячах штата, включая несколько сотен «рыцарей», теперь вообще не было войск (людей для охраны офисов и дорог тамплиеры нанимали), был инициативой французского трона. Однако, осуществлялся силами местных правителей по всей Европе. Ибо зачистка была санкционирована Римом. Юмор ситуации заключался в том, что до тамплиеров ростовщические и банковские услуги предоставлялись аббатствами. Так что, тамплиеры наделали Святому Престолу лютых убытков, отбив клиентуру.

Едва ли стоит заострять внимание на том, что выдвинутые против тамплиеров обвинения в ереси и даже в сатанизме были высосаны из пальца. Конечно, орден был корыстен. Но тем более очевидно, что пить кровь христианских младенцев и совершать чёрные мессы перед изображением Бафомета его лидеры бесплатно не стали бы. Оплатить же такое представление не по карману было бы и Папе, и королю.

Интересен, скорее, тот момент, что, ворвавшись в сокровищницы Ордена люди короля нашли их пустыми… Ну ещё бы, по сути, король искал то самое золото, которое и взял у тамплиеров в долг. Деньги орден не хранил, а «крутил», вкладывал в дело.

Инфраструктуру тамплиеров Папа позже выкупил, чтобы перезапустить предприятие, но лишь даром потратился. Без репутации ордена и без специалистов бизнес возродить было невозможно.

...Плюс, на бонус, подборка мнений читателей по вопросам истории: