Неудачная материализация чувственных идей
Везде играет одинаково не только Лия Ахеджакова. В этом я убедилась, пересматривая музыкальную комедию режиссёра Светланы Дружининой «Принцесса цирка».
Посудите сами, ну что может быть лучше: романтическая история, в которой присутствует и любовь, и интриги, и коварство, и счастливый конец; знаменитые арии, мелодии из которых, пожалуй, каждый сможет напеть без труда; блестящее актёрское созвездие: Людмила Касаткина, Владимир Басов, Александр Ширвиндт, Николай Трофимов, Елена Шанина… Наконец, Игорь Кеблушек в роли мистера Икс – писаный красавец, лишивший покоя и сна добрую половину женщин Советского Союза. Но есть в этой бочке мёда ложка дёгтя, и зовут её Наталия Белохвостикова.
Нет, я не ставлю под сомнение её актёрское дарование: в фильме Сергея Герасимова «У озера» в дуэте с Василием Шукшиным юненькая, строгая, пленительная Наташа меня покорила. И в картине «Законный брак» в роли москвички Ольги – скромной учительницы музыки, оказавшейся в эвакуации вдали от родного дома, изболевшейся, исстрадавшейся, почти бесплотной, с бескровными губами и бледным лицом – Белохвостикова очень органична, а в паре с Игорем Костолевским составляет единое актёрское целое.
Ладно, образ Матильды де ла Моль из экранизации романа Стендаля «Красное и чёрное» тоже запишем в перечень её актёрских удач: чванливая высокомерная аристократка получилась хоть куда.
Но всё-таки есть такая штука, как актёрское амплуа, и выйти за его рамки без потерь редко кому удаётся. Несмотря на восторженные отзывы поклонников мюзикла «Принцесса цирка», я считаю, что роль графини Палинской в исполнении Наталии Белохвостиковой – это полный провал.
Молоденькая вдова престарелого генерала получилась перезрелой, с уксусным лицом старой девы, которую мучают мигрени, и глазами свежемороженой рыбы. Добавив к этому бледную улыбку, еле слышный шелестящий голос почти без интонаций и психоделическую отрешённость, можно взять любую из ролей на выбор: королевы Анны из экранизации пьесы Эжена Скриба «Стакан воды», мадам Луни из детектива «Тегеран-43», Ольгу Калинкину из военной драмы «Законный брак» или медсестру Лену из фильма «Змеелов» – а в среднем получим Матильду де ла Моль.
Гримёр как исчадие ада
Для гримёра у меня и слов приличных нет. Как можно настолько изуродовать очаровательную, в общем, женщину и с какой целью – ума не приложу. Впечатление, что у гримёра были с Белохвостиковой личные счёты, иначе ничем не объяснить решение сделать миловидной и хрупкой актрисе завивку а-ля «укладка перманент, посажена на клей «Момент».
Из утончённой аристократки графиня Палинская мгновенно превратилась в Пульхерию Карловну – немолодую дочь уездного врача, которая спит в папильотках, каждое утро усердно молится на образа, втайне от брата нюхает табак и мечтает выйти замуж за почтмейстера Душечкина. Рядом с цветущим Кеблушеком – несмотря на то, что его тоже изрядно испортили вавилонами на голове и тяжёлым гримом – эта «молоденькая вдовушка» выглядит как Пугачёва рядом с Галкиным.
Нет, самовлюблённости, ледяной холодности и спеси, требуемой для роли, в главной героине хоть отбавляй. Но помимо чванства и высокомерия графиня Палинская – совсем ещё молодая женщина, которая никогда не любила. И чувство к загадочному «принцу», прекрасному, как сама Любовь, должно было совершенно её захватить. С поправками на безупречное воспитание и манеры, разумеется, но тем не менее.
Вместо этого аморфная дама неопределённой наружности в мелких кудряшках, лишний раз злорадно подчёркивающих особенности строения лица и широко поставленные глаза, в вульгарных платьях дичайших фасонов и расцветок, носить которые пристало разве что даме полусвета, изо всех сил пытается выжать из себя страсть или хотя бы сыграть любовь, но откровенно ломает комедию.
Аристократка Палинская местами похожа на субретку Кэтти, сумевшую добиться свидания с Д’Артаньяном, а временами всем своим томным видом словно говорит: «Ах, как же вы мне все надоели!» и выглядит так, словно её насильно продали в вертеп. Страсти и темперамента полное отсутствие всякого присутствия.
Глядя на нелепую героиню, невозможно представить, что из-за неё мужчины лишались рассудка, плели интриги, строили козни, а безумно влюблённому в графиню племяннику генерала и вовсе было отказано от дома. В исполнении Наталии Белохвостиковой все героини почему-то похожи на узниц нравственных застенков или великомучениц жестоких моральных пыток, и отличаются лишь незначительными деталями.
Никакое это не произведение, а Содом с Гоморрой!
Фирменная «страдательная» манера игры Наталии Белохвостиковой подходит для большинства её ролей, но в оперетте Имре Кальмана безжизненная героиня нагоняет скуку, и там, где должна пульсировать страсть и огонь растекаться по венам, накрывает «эффект попугая», на клетку которого накинули тёмную шаль: тоска и спать хочется.
В любовной истории дуэт главных героев должен быть гармоничен, это как игра на фортепиано в четыре руки. В фильме Дружининой Игорь Кеблушек и Наталия Белохвостикова играют каждый свою мелодию – и справедливости ради должна сказать, у Кеблушека выходит лучше, хотя он и не профессиональный актёр.
И да: когда главный герой как мужчина красивее, чем главная героиня как женщина, это не комильфо. Всё-таки мы смотрим не сериал «Не родись красивой», а графиня Палинская не Катя Пушкарёва. Да и в Кате, помнится, было гораздо больше живости и шарма.
«Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь. Короче, дело ясное – костюмы надо заменить, ноги изолировать», – заявлял товарищ Огурцов в фильме «Карнавальная ночь». Правда, иногда ногами и костюмами не обойдёшься, нужно изолировать главных героев. Или хотя бы заменить.
Но какая актриса могла бы сыграть графиню Палинскую вместо Наталии Белохвостиковой? Интересны ваши мнения.
Больше интересного:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Копирование текста или его фрагментов без ссылки на первоисточник запрещено и является нарушением авторских прав.