Храмы всегда были архитектурной доминантой. Люди вкладывали и душу, и деньги, не скупясь на украшение «своего» храма, поэтому если вбить в поиск «достопримечательности города N», первые строки выдачи займут храмы.
Строят храмы и сейчас, однако мало какие из новых храмов притягивают взгляд, и причина здесь не только в том, что современные архитекторы в принципе не могут построить ничего лучше стеклянно-бетонных уродцев. В конце концов, храм — не хрущевка, он должен быть красивым.
В былые времена именно строительство храмов двигало архитектуру вперёд, но возводимые сейчас храмы вряд ли на это способны: они строятся «по мотивам» древнерусских, зачастую сильно не дотягивая по художественной выразительности до своих образцов.
С одной стороны, это объяснимо: храм воспринимается как пространство традиции, а православная церковь подчеркивает свою верность неизменным догматам, что, видимо, и призвано демонстрировать подражание архитектуре 13-15 веков.
Однако, как говорил Густав Малер, «традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу», то есть, вдохновляясь архитектурой прошлого, главное — сохранить его дух, который можно выразить и современными средствами.
Именно так в конце 19 века возник мой любимый «русский стиль» — переосмысление традиций русского узорочья.
Может, пришло время для нового русского стиля? Благо несколько примеров такого рода есть:
Храм священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице.
Храм, строящийся в Можайском районе, является одним из самых смелых экспериментов. Его проект, отмеченный международной архитектурной премией, предусматривает сплошную стеклянную алтарную стену, открывающую вид на долину реки Сетунь.
При этом архитекторы вдохновлялись лаконичными и монументальными формами древнерусского зодчества XIII-XIV веков, стремясь не копировать их, а переосмыслить, создав диалог между храмом и окружающим ландшафтом.
Казанский храм в селе Исаково
Этот храм не отмечен престижными архитектурными наградами, но выглядит привлекательно. Пожалуй, это первое современное здание, на которое мне захотелось посмотреть вживую.
В храме тоже узнаются мотивы приземистых псковских церквей, но многие пишут о сходстве с Сиднейским оперным театром.
За рассказ об этом храме спасибо каналу «Записки о Москве»
P. S. Уже предвижу комментарии «зачем вообще храмы строить, туда же никто не ходит», поэтому сразу отвечу: попробуйте зайти в храм на воскресную службу в спальном районе Москвы: стоять будете или битком, или даже на улице. А раз потребность есть, значит, строить надо, тем более что строят их не за государственный счёт. К тому же я был бы рад рассказать о современных светских зданиях, построенных с опорой на русские архитектурные традиции, но я таких, увы, не знаю, буду рад, если кто-нибудь расскажет о них в комментариях.
А о том, почему именно Псковско-Новгородской архитектурой вдохновляются современные архитекторы читайте здесь: