Статья о коронационных платьях русских императриц – наверное, самая популярная статья этого блога:
В ней описаны семь великолепных платьев из коллекции Оружейной палаты. В шести из них венчались на царство русские императрицы. Седьмое – подвенечное, в нём 21 августа 1745 юная Екатерина II выходила замуж за великого князя Петра Фёдоровича, который в 1761 станет императором Петром III.
Все эти платья надевались лишь однажды.
Когда коронационные торжества в Москве заканчивались, платья передавались на вечное хранение в Оружейную палату, сокровищницу, где хранились драгоценные предметы государева обихода. Начало этому положил указ Петра I 1718 года, в котором царь распорядился изготовить дубовые шкафы, чтобы «царские венцы и платье и все вещи устроить явственно за стеклы».
Сегодня здесь созданы действительно идеальные для хранения условия – с низкой температурой и идеальной для тканей влажностью.
Посетив на днях Оружейную палату, мы обнаружили в экспозиции некоторые изменения: платьев по-прежнему семь, но одно из них – чудесное свадебное платье Екатерины II – отправилось в реставрационные мастерские. Ему уже 280 лет и оно находилось в очень плохом состоянии, давно требовало реставрации:
И появилось в витрине ещё одно платье. После 10-летней реставрации представлен коронационный наряд императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. При рождении её звали Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская. Она была дочерью Вильгельма III. Конечно, прежде всего это был династический брак, служивший укреплению прусско-русских отношений. Но это был и счастливый брак.
Александра Фёдоровна и не предполагала, что когда-либо взойдет на русский престол: Николай Павлович был третьим сыном Павла I и вероятность того, что он станет императором, была ничтожной. Да он и не стремился. Но звёзды сложились так, что после смерти Александра I на престол взошёл именно он.
Коронация состоялась 22 августа 1826. Так что этому недавно отреставрированному платью из серебряной парчи, юбка и шлейф которого украшены изумительной объёмной вышивкой серебряной нитью и блестками, в будущем году исполнится 200 лет:
Богатая символами вышивка состоит из чередующихся венков плюща, лилий и роз: плющ символизировал счастливую семейную жизнь, розы – любовь, а лилии – чистоту помыслов:
Именно в этом платье Александра Фёдоровна, которой было тогда 28 лет, изображена на портрете Вильгельма Голике:
Начиная с Елизаветы Петровны, все коронационные наряды российских императриц выполнялись из серебряной парчи с непременной вышивкой серебром. За прошедшие годы серебро на платье Александры Фёдоровны, конечно, потускнело. А вот 200 лет назад, когда она вышла в нём на Красное Крыльцо и затем шествовала по Соборной площади к Успенскому собору, парча, ещё не приглушённая патиной времени, сверкала на солнце, как бриллиант.
22 августа 1826 в Москве была прекрасная погода, светило яркое солнце. Не всем императорам так везло с погодой. Например, в день коронации Александра III шёл дождь и на коронационных вещах до сих пор остались следы от воды.
Платье было сшито русскими мастерами по моде того времени в стиле бидермайер, но все же это «русское» платье. Оно состоит из двух частей:
- нижняя часть представляет собой платье с укороченным лифом и колоколообразной юбкой;
- верхняя часть распашная и напоминает жилет со шлейфом.
Когда Александра Фёдоровна всходила на престол, она уже была матерью четверых детей. Глядя на талию этого платья, можно предположить, что за 200 лет ткань усохла на пару размеров. Такое действительно случается с предметами музейного текстиля. Но в случае с платьем Александры Фёдоровны это предположение было бы неверным – из-за металлических нитей, которые держат основу и которые не могли усохнуть.
Коронационные наряды российских императриц были очень тяжёлыми, и выдержать в таком облачении всю долгую торжественную церемонию было задачей не из лёгких. Как ни пытались много лет спустя, в 1898, мастера облегчить коронационный наряд Александры Фёдоровны, супруги Николая II, он всё равно получился очень тяжёлым: платье, расшитое серебром и жемчугом, весило 10 кг, попробуй, проведи в таком весь день! Плюс шлейф длиной 7 метров весил 13 кг. Во время коронации его за императрицей несли семь камергеров:
В этом смысле Александре Фёдоровне, супруге Николая I, повезло: её платье сделано из лёгкой парчи, шлейф не длинный 3,28 м, императрице не было тяжело.
Реставрация
Беда серебряной парчи в том, что её ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Результат великолепен: с изнаночной стороны ткани виден шёлк, а с лицевой – серебро. Но получается, что лёгкие тонкие шёлковые нити держат тяжёлые серебряные. Со временем шёлк рвётся и серебро провисает, поэтому коронационные облачения нуждаются в частой реставрации.
На момент начала реставрации платья две трети его прекрасной вышивки было утрачено. Это очень много. Расшивать заново такой большой объём утраченной вышивки – значит превращать вещь в новодел (и нарушать сам принцип реставрационного подхода). Поэтому реставраторы придумали необычный ход: часть утраченной вышивки они... дорисовали серебряной краской. И сделали это настолько филигранно, что рассматривая платье даже с очень близкого расстояния, увидеть эту дорисовку невозможно.
А вот с появлением патины (окислов серебра) реставраторы ничего сделать не могут. Со временем парча темнеет и становится не такой блестящей, какой была первоначально. Сравните, каким было платье в день коронации на картине Вильгельма Голике, и каким мы видим его сегодня, 200 лет спустя:
К сожалению, очистить серебряные нити от патины невозможно. И вот что интересно: та часть платья, которая была закрыта шлейфом, сохранила свой первоначальный блеск. То есть, состояние серебряных нитей зависит от условий хранения.
Сейчас коронационные платья русских императриц можно увидеть в зале №6 Оружейной палаты. Но на постоянное хранение их планируют передать в новое здание Музеев Московского Кремля (Красная площадь, д. 5), которое планируется открыть через 2-3 года. Это историческое здание Средних торговых рядов, которое сейчас находится в процессе реставрации и адаптации под нужды музея. Об этом можно почитать здесь:
Платья прошлых веков, особенно коронационные, никого не оставляют равнодушными, даже мужчин! Спасибо хранителям коллекции за то, что сохранили всё это великолепие. Но вот фотографировать в Оружейной палате с недавних пор запрещено (с чего это вдруг, всегда было можно...), поэтому в этой статье, увы, так мало фотографий.