Блокировки мобильного интернета все чаще вторгаются нашу жизнь, и если, живя в Москве, мы этого практически не замечаем, то стоит уехать в регионы, как начинаем все чаще с этим сталкиваться. Что уж говорить о тех регионах, которые уже почти постоянно с этим живут.
И основной вопрос, который я все чаще вижу в комментариях на эту тему: «Почему мы должны платить в полном объеме за мобильный интернет, если получаем его в ограниченном виде?».
Так вот, вовсе и не должны!
Многие скептически настроены в отношении возможности получения компенсации от мобильных операторов при ограничении/отключении интернета, и сама я сначала тоже считала, что маловероятно от них чего-то добиться, поскольку делается это не по их прихоти, а по указанию государственных органов.
И мы решили провести эксперимент и написать в службу поддержки нескольких операторов связи (Билайн, МТС и Т2) с требованием о перерасчете платы за услуги связи, когда столкнулись в Краснодаре сначала с полным отключением мобильного интернета на несколько дней подряд, а потом с ежедневным отключением его в вечерний и ночной период.
Точнее говоря - не с отключением, а с ограничением: в первый момент, когда интернет пропал, казалось, что отключили все, но потом постепенно разобрались с «белыми списками» сервисов, которые работают в период блокировок интернета, и жить стало попроще (хоть как-то сохранялась возможность коммуникации).
И что удивительно, все операторы, которым мы написали, предложили тот или иной вариант компенсации причиненных неудобств. Правда, не все из них совсем уж без сопротивления.
Требование к мобильным операторам о перерасчете стоимости услуг в связи с ограничением мобильного интернета
Всем вышеуказанным мобильным операторам в чате приложения было направлено сообщение с одним и тем же текстом:
«Из-за недоступности мобильного интернета с 24.10.2025 и невозможности пользоваться им большую часть времени прошу произвести перерасчет стоимости оказания услуг за не предоставленную услугу доступа к мобильному интернету»
Предложенные мобильными операторами компенсации за ограничение мобильного интернета
В ответ на сообщение все мобильные операторы ответили, что ограничения мобильного интернета не связаны с работой их оборудования и от них не зависят, но «в знак поддержки» предложили разные компенсации.
- компенсация за ограничение мобильного интернета от Билайн
Билайн в моем эксперименте был первым и служба поддержки Билайна практически сразу и без дополнительных споров и вопросов предложила мне подключить скидку 30 % на абонентскую плату по тарифу на 1 месяц. Я согласилась и скидку мне тут же подключили.
Все оказалось даже легче, чем я думала, поэтому мы продолжили с другими операторами.
- компенсация за ограничение мобильного интернета от МТС
С МТС основная сложность возникла в том, чтобы достучаться до живого человека и отбиться от робота в чате поддержки.
Оператор человек подошел к решению вопроса по-человечески и предложил зачислить на счет компенсацию в размере 150 рублей.
Тоже в принципе лучше, чем ничего.
- компенсация за ограничение мобильного интернета от Т2 (бывший Теле2)
Т2 оказался самым вредным из операторов, сначала сотрудник техподдержки пытался уверить, что с номером все нормально и ограничений на нем нет, ну а потом сказал, что никаких скидок и перерасчетов сделать не может и предложил на выбор дополнительный пакет интернета, звонков или смс сроком на 30 дней (по количеству уточняли только про смс, так как интернета и включенных минут более, чем достаточно, - предлагалось 500 смс на 30 дней).
Продолжать спор далее и требовать компенсацию в денежном эквиваленте мы не стали. Хотя предлагать пакет интернета в ситуации, когда этот самый интернет не доступен, это конечно похоже на сарказм.
В принципе цель эксперимента была достигнута - компенсации предлагают все в той или иной форме.
И все таки, не будем останавливаться на достигнутом и надеяться только на добрую волю мобильных операторов, а посмотрим, какие права у абонента есть по закону в таком случае.
Права абонента мобильной связи при отключении/ограничении мобильного интернета
Итак, вспомнив, что я ж юрист, я решила подробно изучить, что говорит нам закон о наших правах в подобных случаях.
Данные вопросы регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года № 2607 (далее - Правила).
Что интересного для нас есть в этих Правилах:
- Услуги связи должны быть доступны 24 часа в сутки
Оператор связи должен обеспечивать возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором об оказании услуг связи (пункт 8 Правил).
Итак, интернет у нас должен быть 24 часа в сутки.
Какие могут быть исключения?
Ну, например, согласно пункту 5 Правил, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера оператор связи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, вправе временно прекратить или ограничить оказание телематических услуг связи.
Также оператор вправе приостановить оказание телематических услуг связи при нарушении абонентом (пользователем) условий договора, в частности, при неоплате услуг связи (пункт 34 Правил).
- Оператор не вправе требовать оплату за период, когда оказание услуг связи приостанавливалось
Пункт 39 Правил прямо предусматривает, что оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации.
И в продолжение этого положения, пункт 56 Правил говорит нам о том, что абонент (пользователь) вправе потребовать возврата средств, уплаченных авансом за пользование телематическими услугами связи, за период, когда отсутствовала возможность пользования такими телематическими услугами связи не по вине абонента (пользователя).
Еще Правила предусматривают возможную ответственность оператора связи за неоказание или ненадлежащее оказание услуг связи, например, взыскание неустойки или возмещение убытков, но в данном случае как раз требования госорганов по установлению ограничений будут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающей вину оператора связи, и следовательно, подобную ответственность с его стороны.
Но это никак не влияет на то, что потребитель услуг связи не обязан их оплачивать в тот период, когда эти услуги не оказывались или оказывались ненадлежащим образом.
В чем же основная сложность в производстве перерасчета стоимости оказания услуг связи?
В основном все современные тарифы мобильных операторов предусматривают оплату абонентской платы (по факту речь об авансовой системе оплаты услуг), в которую входит определенное количество минут телефонной связи, смс и интернета. И отдельно стоимость каждой из этих услуг посчитать невозможно.
Но даже если ваш тариф предусматривает оплату только мобильного интернета по конкретной стоимости, то все равно возникает сложность в расчетах того, как определить стоимость именно неоказанной услуги связи.
Конечно, можно посчитать стоимость примерно по дням или часам отсутствия интернета. Но все же это будет довольно условно и зафиксировать факт непрерывного отсутствия связи на протяжении определенного времени не так легко. Конечно, эти данные имеются у операторов связи, но предоставят они их разве что по запросу суда.
Поэтому, на мой взгляд, лучше все таки найти с оператором компромиссный вариант компенсации и обойтись без долгих и длительных судебных процедур.
В любом случае для обращения в суд необходимо сначала направить официальную претензию мобильному оператору (сделать это можно в течение 6 месяцев, но лучше так не затягивать), а рассматривать эту претензию оператор вправе до 60 дней (пункты 71-72 Правил), так что проще все таки договориться в чате до взаимоприемлемого решения, а если оператор откажет, тогда отправлять претензию официально в письменно виде.
Чтобы написать претензию мобильному оператору в чате вы можете воспользоваться текстом, который писали мы в рамках своего эксперимента, или написать более подробно со ссылкой на Правила, например:
«В период _____ по _______ пользование услугой мобильного интернета на моем номере _________ было недоступно (указать круглосуточно или в определенный период времени).
В соответствии с абзацем 2 пункта 39 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года № 2607, оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оплата тарифа была произведена мной в полном объеме в порядке авансирования ________ г. в размере _____ руб.
В соответствии с пунктом 56 Правил оказания телематических услуг связи, прошу произвести перерасчет стоимости услуг и осуществить возврат средств, уплаченных авансом за пользование услугой мобильного интернета за период, когда у меня отсутствовала возможность пользования данной услугой.
Но я бы начала с краткой формулировки, а более развернутую использовала, если оператор будет сопротивляться и отказывать в компенсации.
На что еще необходимо обратить внимание при ограничении мобильного интернета
У Билайна в разделе про ограничения мобильного интернета я обнаружила мелким шрифтом указание на то, что во время блокировок мобильного интернета не будут работать ряд подключенных и оплаченных вами услуг: безлимит на мессенджеры, социальные сети, видео, услуги «поддержка при нуле» и «доступный интернет».
Поэтому, если в период ограничения мобильного интернета, вы спокойно смотрите видео на доступных сервисах, думая, что ваш трафик при этом не расходуется, знайте, что это не так. И за период неоказания этих услуг вы также вправе потребовать перерасчет или компенсацию от мобильного оператора.
Ну и если вы попали в «период охлаждения» и оказание услуг связи (мобильного интернета и смс) заблокировали на 24 часа после того, как вы вернулись из международного роуминга или не пользовались услугами связи в России более 72 часов, то вы тоже можете попросить компенсацию за день отсутствия связи, если конечно не снимите блокировку.
P.S. Пишите в комментариях, что ответил вам ваш оператор и/или если нужна помощь с формулировками.
______________
Читайте также: