Найти в Дзене

Как работает «период охлаждения» для российских SIM-карт и как снять ограничения

Оглавление

В России 10 ноября заработал «период охлаждения» для SIM-карт российских абонентов связи.

Ранее аналогичные меры были введены с 01.10.2025 в отношении зарубежных SIM-карт, находящихся в роуминге на территории РФ.

При возвращении из-за границы на российские телефоны стали приходить SMS с уведомлением об ограничении мобильного интернета.

В России 10 ноября заработал «период охлаждения» для SIM-карт российских абонентов связи
В России 10 ноября заработал «период охлаждения» для SIM-карт российских абонентов связи

Что такое «период охлаждения»

Как поясняет Минцифры, операторы связи по требованию регуляторов запустили новый механизм для обеспечения безопасности и защиты от беспилотников.

При попадании сим-карты на территорию России из-за рубежа нужно подтвердить, что она используется человеком, а не встроена в беспилотник.

До этого мобильный интернет, ussd команды (состоят из символов «*» и «#» и числовых кодов, например, для проверки баланса) и смс (получение и отправка) на этой сим-карте будут временно блокироваться.

В тестовом режиме данный механизм начал действовать для иностранных SIM-карт с 1 октября 2015 года, для российских SIM-карт - с 10 ноября 2025 года.

Для абонентов с зарубежными сим-картами действует «период охлаждения» на 24 часа с момента регистрации в сети в роуминге в России.

Для абонентов с российскими сим-картами действует «период охлаждения» на 24 часа в следующих случаях:

  • если сим-карта неактивна в течение 72 часов,
  • при возвращении из международного роуминга.

И если с возвращением из международного роуминга, как основанием для блокировки интернета и смс, все понятно (под ним в том числе понимается и возвращение из Белоруссии, Абхазии и любых других стран), то с неактивностью сим-карты как раз самое интересное, что это может коснуться любого: под неактивностью симкарты в течение 72 часов подразумевается не выключенный телефон, а неиспользование услуг связи: смс, звонков и мобильного интернета.

Вот так сидите вы дома несколько дней из-за плохой погоды или болезни, пользуетесь интернетом по Wi-Fi, звонками и сообщениями через мессенджеры по тому же Wi-Fi, потом выходите из дома и ваша симкарта может оказаться заблокирована.

Именно об этом мне написали в службе поддержки Билайна.

Симкарту заблокируют если вы 72 часа не пользовались услугами связи
Симкарту заблокируют если вы 72 часа не пользовались услугами связи

Как избежать необоснованных блокировок симкарты, если вы не выезжали за границу

  • Во-первых, сидя несколько дней подряд дома и используя Wi-Fi, хотя бы раз в пару дней выключайте его и совершайте какое-нибудь платное действие в телефоне (ну или хоть включенное в абонентскую плату по вашему тарифу), а то мобильный оператор обидится и почувствует в вас угрозу.
  • Во-вторых, в приграничных регионах сеть может меняться в зависимости от покрытия и мощности сигнала и случайно «поймать» зарубежного оператора. Чтобы исключить это, лучше установить на своем мобильном телефоне ручной режим выбора сети вместо автоматического.
  • У пассажиров поездов, следующих в Калининградскую область и выезжающих из нее, могут блокировать сим-карты после въезда на территорию России. Избежать этого можно, заблаговременно отключив свой телефон до пересечения государственной границы на весь период следования по территории иностранных государств, включая территорию Белоруссии).
  • Если выезжаете за границу на период менее 72 часов можете отключить сим-карту во избежание блокировки (и воспользоваться, например, удобной международной симкартой от Yesim). Но если ваша симкарта будет выключена более 72 часов, то ее все равно заблокируют.
Черная пятница: Промокод на скидку 20 % на любой тариф мобильного интернета за границей от Yesim и бонус 10 евро

Что доступно абоненту в «период охлаждения»

Во время действия «периода охлаждения» владельцу SIM-карты доступны только звонки и сайт оператора (для снятия блокировки). При этом изначально сообщалось о доступности «белого списка» сервисов, которые остаются доступными в периоды ограничений мобильного интернета по соображениям безопасности.

Но по разъяснению Минцифры в настоящее время использование «белого списка» в период «охлаждения» невозможно.

Что это за «белый список» и какие сайты и сервисы действительно работают в условиях ограничения доступа к мобильному интернету, я подробно писала здесь:

В поддержке Билайна и Теле2 мне также ответили, что не будут работать никакие Max, «белые списки» и вообще ничего, ну разве что кроме сайта и приложения мобильного оператора и звонков.

Как восстановить доступ к сети и снять ограничения в «период охлаждения»

Оповещение о блокировке приходит на российские симкарты в смс от вашего оператора связи.

В сообщении будет указана информация о способах снятия установленных ограничений.

О том, как снять ограничения на использование мобильного интернета и смс для зарубежных симкарт читайте здесь:

А далее о способах снятия ограничений для российских симкарт.

Авторизация по ссылке

Снять ограничения можно в любой момент, авторизовавшись с помощью капчи по ссылке, которую пришлёт оператор.

Ссылки, по которым работает разблокировка у крупнейших мобильных операторов:

Это стандартная проверка того, что вы человек. Например, нужно сложить простой пазл или выбрать картинку с определённым предметом.

Не потребуется:

  • проходить авторизацию через Госуслуги,
  • вводить персональные данные.

Операторы должны обеспечить доступ к странице активации.

Важно! Для снятия ограничений по доступу к мобильному интернету и смс абонентам некоторых операторов требуется подключение к Wi-Fi, которое может быть затруднено в публичных местах необходимостью авторизации. Не выбирайте способ авторизации по смс, так как входящие смс будут заблокированы.

В частности, для снятия ограничений абонентам Т2 и Сбер Мобайл необходимо подключение к Wi-Fi, у Билайн и МТС ссылка для снятия ограничений прекрасно работает несмотря на недоступный интернет и оператор наоборот просит отключить Wi-Fi.

У некоторых операторов (например, Газпромбанк Мобайл) пока реализована возможность снятия ограничений в «период охлаждения» только при звонке в службу поддержки.

Идентификация по телефону

Для снятия ограничений в «период охлаждения» можно пройти идентификацию по телефону - через колл-центр оператора.

Номера колл-центров мобильных операторов для обращения по вопросу снятия ограничений в использовании мобильного интернета и смс:

  • Билайн: 8 (800) 700-06-11
  • МегаФон: 8 (800) 550-05-00
  • МТС: 8 (800) 250-08-90
  • Т2: 8 (800) 101-06-11
  • ГПБ Мобайл +7 495 539 67 47 (бесплатный номер для абонентов 0801)
  • Сбер Мобайл: 901

Можно выбрать любой из вышеуказанных способов снятия ограничений, если он доступен у вашего оператора. После прохождения идентификации доступ к интернету и смс будет восстановлен.

Подробнее о разблокировке можно узнать у своего оператора мобильной связи.

Так, в Т2 сообщили, что они блокируют исключительно тех, кто вернулся из-за границы. Если сим-карта неактивна несколько дней, но территорию России не покидала, на нее «период охлаждения» не распространяется.

Т2 обещает не блокировать симкарты при неактивности в течение 72 часов (по крайней мере пока)
Т2 обещает не блокировать симкарты при неактивности в течение 72 часов (по крайней мере пока)

Остальные операторы «большой четвёрки» заявили, что если в течение 72 часов симкарта не покидала РФ, но не было хоть какой-нибудь активности, вводятся ограничения на 24 часа с момента как вы решите воспользоваться телефоном.

А вот СберМобайл, как оказалось, вообще не слышал про «период охлаждения», по крайней мере, об этом ничего не известно сотрудникам техподдержки, которые называют «период охлаждения» услугой и говорят, что пока она у них только в разработке, и даже обещают не блокировать симкарты при возвращении из-за границы.

СберМобайл, кажется, не в курсе про «период охлаждения»
СберМобайл, кажется, не в курсе про «период охлаждения»

Однако по факту, моя симкарта Сбер Мобайл была неактивна в России более 3 суток и как только я зашла в сеть, сразу пришло смс о том, что интернет и смс ограничены на 24 часа и чтобы вернуть доступ нужно ввести присланный в смс код, перейдя по указанной в смс ссылке или позвонить по номеру 901.

При этом для перехода по ссылке мне понадобился доступ к интернету, в частности, подключение к Wi-Fi, и только потом я смогла пройти по ссылке на страницу восстановления доступа.

Снятие блокировки интернета в период охлаждения в Сбер Мобайл
Снятие блокировки интернета в период охлаждения в Сбер Мобайл

Нажимаю «Восстановить», и ввожу присланный мне в смс код.

Снятие блокировки интернета в период охлаждения в Сбер Мобайл
Снятие блокировки интернета в период охлаждения в Сбер Мобайл

И получаю уведомление, что доступ к смс и интернету восстановлен и будет доступен через 15 минут, о чем обещают прислать смс.

Снятие блокировки интернета в период охлаждения в Сбер Мобайл
Снятие блокировки интернета в период охлаждения в Сбер Мобайл

Смс правда так и не прислали, но интернет заработал.

Как поясняет Минцифры, нововведения направлены на обеспечение безопасности граждан России и временные блокировки позволят повысить защиту от беспилотников.

В России с 10 ноября заработал «период охлаждения» для российских сим-карт
В России с 10 ноября заработал «период охлаждения» для российских сим-карт

А если доступ не восстановили, или вы и не пытались восстановить его досрочно, вы можете потребовать от оператора пересчет стоимости оказанных услуг за эти 24 часа без интернета и смс.